Методическая разработка «Технологическая карта урока английского языка»
Методическая разработка
«Технологическая карта урока английского языка»
Автор: Мжень Александр Семёнович
Учитель английского языка
ГБОУ "СОШ № 325 Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, универсальных учебных действий (УУД). Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока. Запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Предлагаемая технологическая карта урока английского языка в 5 классе может быть полезна как молодым учителям, так и их более опытным коллегам в качестве примера записи хода урока.
Технологическая карта с дидактической структурой урока английского языка в 5-м классе по теме «Открытка с места отдыха»
Учебный предмет |
Иностранный язык (английский) |
Класс |
5 |
Учитель |
Мжень Александр Семёнович, высшая категория, педагогический стаж 26 лет, ГБОУ школа №325 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
УМК |
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В., «Английский в фокусе» (`Spotlight`) для 5 класса, «Просвещение», 2016 |
Номер и тема урока по календарно-тематическому плану |
Урок № 67: «Формирование навыков письменной речи по теме «Открытка с места отдыха» |
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Цель |
Написание сообщения личного характера |
Задачи |
1. Познакомить учащихся с правильным построением краткого связного сообщения на основе личного опыта и наблюдений. 2. Создать условия для активизации учащимися изученной лексики и развития навыков монологических высказываний по темам «Погода», «Одежда», «Занятия в свободное время». 3. Провести анализ употребления учащимися времён глагола Present Continuous Tense и Present Simple Tense в устной и письменной речи. 4. Формировать у учащихся мотивацию к развитию их социальной активности через работу в больших и малых группах. 5. Развивать у учащихся умение представлять отечественную и зарубежную культуру и быт средствами иностранного языка. 6. Создать условия для самостоятельного анализа учащимися различий в правилах написания открыток в России и за рубежом. 7. Создать условия для эстетического развития учащихся и их творческих способностей через знакомство с образцами оформления открыток и их самостоятельное изготовление. 8. Создать условия для эффективной организации и регулирования учащимися их учебной деятельности через самостоятельное целеполагание и планирование урока. |
Основные термины, понятия |
Present Simple Tense, Present Continuous Tense, clothes, weather, activities, postcard, holidays. |
Используемые технологии |
1. Проблемный подход. 2. Коллективное обучение и взаимообучение. 3. Игровые методы. 4. Работа в парах и малых группах переменного состава. 5. Использование аудио и видео сопровождения, электронной доски с привлечением Интернет-ресурсов. |
Планируемые результаты:
Предметные Учащиеся научатся: 1. Понимать на слух, читать и говорить на элементарном уровне о погоде, одежде и досуге в разное время года. 2. Составлять письменное сообщение личного характера, включающее сведения о погоде, одежде и занятиях в данный момент. 3. Оформлять открытку в соответствии с нормами страны изучаемого языка. 4. Различать в употреблять в связной речи глаголы времён Present Simple Tense и Present Continuous Tense. |
Личностные 1. Желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся. 2. Желание освоить новые виды деятельности. 3. Желание осознать собственные трудности и стремиться к их преодолению. Метапредметные Регулятивные: 1. Умение действовать в соответствии с предложенными образцами и моделями. 2. Умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Познавательные: 1. Умение самостоятельно определить «поле незнания». 2. Умение работать с информационным текстом и составлять аналогичный текст. 3.Умение строить монологические высказывания с учётом причинно-следственных связей. 4. Умение находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: 1. Умение корректно выражать собственное мнение. 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 3. Умение использовать языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. |
Организация пространства
Метапредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
География, биология, окружающий мир, физическая культура, информатика. |
Групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная. |
1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В., «Английский в фокусе». 5 класс, (Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе), « Просвещение», 2016, 164 с. 2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В., «Английский в фокусе». 5 класс, (Книга для учителя) « Просвещение», 2016, 192 с. 3..Компьютер. 4.Проектор. 5. Электронная доска. 6. Британские и американские открытки. 7. Карта мира. 8. Раздаточный материал (печатные формы ) для осуществления рефлексии. 9. Проигрыватель компакт-дисков. 10. Компакт диск. |
Структура урока:
№ этапа |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия (УУД) |
1 |
Организационный |
1. Приветствует учащихся. |
Приветствуют учителя. |
Коммуникативные: ведут этикетный диалог. |
2. Организует беседу о дате, дне недели, времени года, погоде. Вводит в языковую среду. |
Задают вопросы друг другу и отвечают на них. |
Предметные: осуществляют актуализацию полученных ранее знаний. Коммуникативные: взаимодействуют с другими учащимися и учителем. |
||
3. Создаёт эмоциональный настрой. Вводит в языковую среду. Мотивирует учащихся к совершенствованию имеющихся знаний, навыков, умений. Демонстрирует на электронной доске мультфильм «What`s the weather like today?» |
Поют под караоке песню из мультфильма. |
Предметные: воспроизводят информацию на основе аудио-видеоряда. Проводят фонетико-лингвистическую зарядку. Личностные: получают мотивацию к совершенствованию имеющихся знаний, навыков, умений. |
||
4. Просит выдвинуть предположения о теме и цели урока.
|
Делают предположения о теме и цели урока. |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные: прогнозируют тему и цели урока. |
||
5. Демонстрирует на электронной доске англоязычные открытки с мест отдыха. Задаёт вопросы о том, умеют ли учащиеся писать аналогичные сообщения. |
Определяются с темой и целью урока. Отвечают на вопросы учителя. |
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем. Познавательные: определяют «поле незнания». Регулятивные: прогнозируют конечный результат. |
||
2 |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
Раздаёт учащимся печатные формы для осуществления рефлексии. Просит оценить своё настроение. |
Отмечают на рисунке №1 своё настроение, выбирая соответствующее выражение лица персонажа. |
Личностные: формируют положительное отношение к познавательной деятельности. |
3 |
Актуализация знаний и навыков, полученных ранее. |
1. Просит показать тетради с выполненным домашним заданием (повторение и расширение лексики по теме «Одежда»). |
С места показывают тетради с выполненным домашним заданием. |
Личностные: осознают себя как члена коллектива и одновременно как личность. |
2. Проводит проверку домашнего задания в виде игры «Кто последний?» Корректирует фонетические ошибки. |
С места, стоя, называют по очереди любой предмет одежды. Если учащийся не может этого сделать, то он садится. Победителем является тот, кто остался стоять последним. |
Предметные: выполняют речевые упражнения репродуктивного характера. Регулятивные: Корректируют фонетические ошибки. |
||
4 |
Рефлексия выполнения домашнего задания |
Просит отметить свой уровень выполнения домашнего задания. |
Оценивают на рисунке №2 свой уровень выполнения домашнего задания в виде соответствующего листика на «Дереве успеха». |
Регулятивные: Сравнивают результаты своей деятельности с заданием. Личностные: осознают свои трудности и получают стимул к их преодолению. |
5 |
Практическое применение опорных знаний. |
Делит учащихся на 3 группы. Объясняет задание в учебнике (упр. №1, с.90). Выдаёт задание каждой группе. Осуществляет мониторинг работы в группах. Оказывает содействие в коррекции речевых ошибок. |
Каждая группа составляет предложения о занятиях людей при различной погоде. (Группа 1: “When it`s cold, we usually…” Группа 2: “When it`s hot…” Группа 3: “When it rains…” Осуществляют контроль и коррекцию высказываний учащихся других групп. |
Предметные: осуществляют краткие монологические высказывания продуктивного характера. Актуализируют использование времени Present Simple Tense. Познавательные: осуществляют осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: демонстрируют запоминание правил грамматики и соблюдение их при решении конкретной задачи. Контролируют результаты речевой деятельности своих одноклассников, Корректируют ошибки других учащихся в сотрудничестве с другими детьми и учителем. Корректируют собственные ошибки по результатам взаимоконтроля. |
6 |
Рефлексия содержания и результата учебной деятельности |
Просит произвести самооценку уровня владения опорными знаниями. |
Оценивают на рисунке №2 свой уровень владения опорными знаниями в виде соответствующего листика на «Дереве успеха». |
Регулятивные: Сравнивают результаты своей деятельности с заданием. Личностные: проявляют желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
7 |
Динамическая пауза |
Организует выполнение учащимися физических упражнений на местах. |
Выполняют команды дежурного ученика. |
Личностные: осознают себя как члена коллектива и одновременно как личности. Осознают необходимость здорового образа жизни. |
8 |
Введение нового материала. |
1. Объясняет задание (Учебник: упр. №3, 4, с.90). Демонстрирует аудиозапись текста упражнения. Осуществляет мониторинг работы учащихся в парах, оказывает необходимую помощь в выполнении задания. |
Слушают аудиозапись текста в учебнике. Читают текст про себя. В парах задают вопросы друг другу в Present Continuous Tense по образцу и отвечают на них. |
Предметные: развивают умения ознакомительного и поискового чтения. Коммуникативные: понимают информации социокультурного характера. Взаимодействуют с партнёром. Познавательные: выделяют в тексте необходимую информацию. |
2. Задаёт вопросы о содержании и организации открыток с места отдыха. Задаёт вопросы о правилах написания адреса. Отвечает на вопросы учащихся. |
Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы (в случае необходимости). |
Предметные: знакомятся с правилами написания открыток с места отдыха. Регулятивные: осуществляют саморегуляцию, мобилизуют внимание и энергию для выполнения задания. Познавательные: извлекают из текста необходимую информацию для дальнейшей продуктивной деятельности.. |
||
9 |
Рефлексия содержания и результата учебной деятельности |
Просит произвести самооценку уровня овладения новым материалом. |
Оценивают на рисунке №2 свой уровень овладения новым материалом в виде соответствующего листика на «Дереве успеха». |
Регулятивные: Сравнивают результаты своей деятельности с заданием. Личностные: осознают свои трудности и получают стимул к их преодолению |
10 |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность. |
Предлагает учащимся составить предложения о себе в воображаемом месте отдыха (аналогично упр. №3, с.90). Осуществляет мониторинг фронтальной работы. Оказывает содействие в коррекции речевых ошибок |
С места говорят о погоде, своей одежде и занятии в воображаемом месте отдыха. Осуществляют взаимоконтроль и взаимную коррекцию. |
Предметные: : осуществляют монологические высказывания продуктивного характера. Актуализируют использование времени Present Continuous Tense. Познавательные: осуществляют осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: демонстрируют запоминание правил грамматики и соблюдение их при решении конкретной задачи. Вносят необходимые коррективы в свои речевые действия. |
11 |
Рефлексия содержания и результата учебной деятельности |
Просит произвести самооценку уровня овладения новым материалом. |
Оценивают на рисунке №2 свой уровень овладения новым материалом в виде соответствующего листика на «Дереве успеха». |
Регулятивные: Сравнивают результаты своей деятельности с заданием. Личностные: осознают свои трудности и получают стимул к их преодолению |
12 |
Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению. |
Просит сформулировать тему и конечный результат домашнего задания. (написать и оформить открытку с места отдыха по образцу). Отвечает на вопросы. |
Формулируют домашнее задание. Задают вопросы. Записывают задание в дневники. |
Личностные: демонстрируют желание приобретать новые знания, умения, освоить новые виды деятельности. Регулятивные: демонстрируют понимание того, какую работу и с какой целью должны сделать в качестве домашнего задания. |
13 |
Рефлексия содержания и результата учебной деятельности |
Просит в целом оценить свой уровень овладения новым материалом. |
Оценивают на рисунке №2 свой уровень овладения новым материалом в виде соответствующего листика на «Дереве успеха» и на рисунке №3—собственные усилия, приложенные к его овладению в виде итоговой фразы. |
Личностные: проявляют желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
14 |
Завершающий этап. |
Даёт вербальную оценку работы на уроке как группы в целом, так и отдельных учащихся. Благодарит за совместную работу Объявляет об окончании урока. Прощается с учащимися. |
Благодарят за урок. Прощаются с учителем. |
Коммуникативные: ведут этикетный диалог. |