Реализация новых ФГОС по математике
Реализация новых ФГОС по математике
Авторы: Провоторова Е. В. и Пивоварова Н.В.
МАОУ «Средняя политехническая школа № 33», г. Старый Оскол
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
В последние десятилетия, при переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: как обучать, с помощью чего учить, как проверить достижение новых образовательных результатов?
Авторы данной статьи преследуют цель еще раз обратить внимание своих коллег на дидактическую систему деятельностного метода "Школа 2000:", автором которой является Людмила Георгиевна Петерсон. Данная система соответствует новым современным целям образования, ориентирована на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
Методологические основы дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000:" реализованы в курсе математики "Учусь учиться" для 5 и 6 класса. В настоящее время выпущен учебник "Математика 7", который является продолжением непрерывного курса математики и программы "Учусь учиться". На сегодняшний момент учебник не имеет грифа Министерства поэтому может стать только дополнением в работе учителя.
Авторы данной статьи, опираясь на свой многолетний опыт, утверждают, что основные положения технологии деятельностного метода можно использовать в работе по любому УМК по алгебре и геометрии в основной и старшей школе
В основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." лежат следующие дидактические принципы: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип мимнимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
Отметим, что представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы. Таким образом, она не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных целей образования. Одновременно в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова , Ш.А. Амонашвили и др.