Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Открытый урок "Сочинение волшебной сказки"

Дата публикации: 2018-12-17 19:08:17
Статью разместил(а):
Харланова Наталья Борисовна

Открытый урок "Сочинение волшебной сказки"

Автор: Харланова Наталья Борисовна

учитель русского языка и литературы 

МБУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого», г. Тольятти 

 

Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Сказка ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает: «Не любо, не слушай…». О чем спрашивает русский человек свою сказку? Все эти вопросы – о том, что всегда и для всех: о счастье, о судьбе, о правде и зле, о смысле и о путях жизни. И сказка отвечает не о тои, чего нет и не бывает, а о том, что всегда и теперь есть и всегда будет, пока человек будет жить на земле.

Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. И благо нам, если мы умеем и спрашивать, выслушивать голос нашей сказки.

«Вечером - пишет Пушкин своему брату - слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть наши сказки! Каждая есть поэма …».

Тема урока: Сочинение волшебной сказки.  

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста. 

Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с сочинительством  волшебной сказкой, построен как урок - исследование, урок-беседа. 

Предмет: литература. 

Класс: учащиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах. 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп. 

Технология: Данный урок построен с применением таких приемов как синквейн, кластер. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса. 

На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников. 

Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении литературных сказок по программе В.Я.Коровиной.

Развиваемые компетенции: 

- Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки) 

- Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни) 

- Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание ,анализ) 

- Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации) 

- Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ) 

- Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие) 

Развиваемые УУД: 

Личностные - нравственно-этическая ориентация 

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала 

Познавательные - самостоятельный поиск информации 

Общеучебные - самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста 

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей 

Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли 

Цели урока: 

Предметные: закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как «схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки»; обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки. 

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении 

Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста 

Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я. Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.

 

1.  Речевая разминка (Разложить текст по партам).

  Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут; где кольнет третий – птицы летят.

─ Прочитайте отрывок про себя. Вспомните, откуда он. В чем особенность чтения произведений данного жанра? С какой интонацией они читаются?

─ Прочитайте отрывок выразительно, попытайтесь его «сказывать».

 

2. Работа по теме.

1 Этап.

Личностные: мотивация учения 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений. 

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии. 

─ Найдите в отрывке красочные определения.   

(Красочные определения – красна девица; хитрые узоры …)

─  Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив ее. Поиграем в игру «Вспомни сказкино слово». 

(Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес (дремучий), дуб (могучий), море (синее), солнце (красное), поле (чистое, широкое), туча (черная), меч (булатный), стрелы (острые, коленные), лук (тугой), сон (крепкий), ворон (черный), сокол (ясный), молодец (добрый), девица (красная) ).

─ Была ли указана в задании конкретная сказка?  (Нет).

─ Почему же, называя то или иное «сказкино слово», вы были почти единодушны?  (Потому, что почти во всех сказках употребляются эти эпитеты).

─ Какие еще особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличите ее от других произведений?

(Во-первых, почти все сказки начинаются со слов «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Во-вторых, почти во всех сказках происходит какое-нибудь волшебство или бывает какой-то волшебный предмет: ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы и др. В-третьих, сказки заканчиваются почти всегда свадьбой: «стали они жить-поживать да добра наживать»).

─ Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка).

─ Кто же населяет сказку? Назовите самых «главных жителей» сказочного мира. (Иван-царевич, Марья-царевна, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая…)

─ Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба-Яга? (Кощей Бессмертный обычно изображен всесильным, богатым, жестоким. Баба-Яга изображается вначале добренькой бабушкой («заходи, милок, гостем будешь»), а затем хитрой и коварной).

─ Добрый молодец и красна девица?

(Добрый молодец – красивым, храбрым юношей, а красна девица – доброй, ласковой).

─ Старшие братья и младший брат?

(Старшие братья обычно хотят погубить младшего, а младший изобличает их и выигрывает).

─ Следовательно, у сказочных героев, как правило, постоянные роли.

Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.

2 Этап.

Личностные: формирование духовных основ личности 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 

Познавательные: поиск и выделение информации; 

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 

Регулятивные: целеполагание, планировании, прогнозирование, оценка. 

─ Поработаем над схемой построения волшебной сказки.  (карты В.Я.Проппа).

─ Итак, сказка – страна. Волшебная, но тем не менее страна. И значит, в ней происходят события, как и в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам. Давайте попытаемся назвать некоторые из этих правил.

Вспомните, что обычно предшествует тому, что герой оказывается в сложном положении?

 (Предписание или запрет. Например, в сказке «Гуси-лебеди» старик со старухой запретили дочке уходить со двора). Ваши примеры. (В сказке «Два Ивана солдатских сына» мужик, уходя в солдаты наказывает жене: «Живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишко не разори, хозяйничай да меня жди» (наказание, предписание)).

─ Но так ли «законопослушны» жители сказочной страны? Следуют ли они правилам? Какова их реакция на запрет?

(Следует нарушение запрета).

Приведите примеры.

(В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» богатыри запрещают выходить девушке из дома и кого-либо пускать в дом. А она впустила в дом старуху и отведала отравленное яблоко. В сказке «Златовласка» запрещено было пробовать повару морского угря, когда он приготавливал из него блюдо. Повар нарушил запрет и отведал волшебного угря, после этого он стал слышать и понимать животных и птиц).

─ Что обычно является следствием нарушения или предписания запрета? Что в этой связи предстоит герою?

(Снегурочка, ослушавшись родителей, идет на игрище с подружками, прыгает через костер и погибает. Девушка обычно после запрета или съедает отравленное яблоко, или укалывает себе палец веретеном, после чего засыпает глубоким сном. А герой должен обязательно найти ее и поцеловать, разрушив тем самым злые чары).

─ Как чаще всего действует герой в сказке: в одиночку или с помощью других героев, волшебных предметов? Каких?

(Чаще всего герою кто-нибудь помогает: или другой герой или какие-то волшебные предметы, даренные другим героем. Это может быть и клубок пряжи, и меч-кладинец).

─ Легко ли бывает герою справиться со своей задачей? Какими испытаниями может подвергать его сказка?

( Как правило, герою бывает трудно справиться с задачей, но ему помогают волшебные предметы или его личные качества. Сказка может подвергнуть героя суровым испытаниям: сражение со Змеем Горынычем; поиск царевны по всему белу свету; попадание в подводное царство и т. д.)

─ Чем заканчивается сказка? Что побеждает в ней?

( Обычно сказки заканчиваются хорошо: веселым пиром, свадьбой, радостной встречей. Побеждает в сказке добро и любовь.)

3  Этап.

Личностные: смыслообразование. 

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация. 

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез. 

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль. 

─ Итак, понаблюдав над жизнью сказочной страны, вы смогли выделить лишь некоторые ее «правила». На самом деле таких «правил» гораздо больше. И открыл их, изучил русский ученый В.Я.Пропп. Он выделил более 30 таких «правил». Все вместе они представляют примерную схему событий волшебной сказки.

─  Что же собой представляет схема событий волшебной сказки, составленная В.Я.Проппом? Обратимся к ней.

Схема событий волшебной сказки (записана на доске или выведена на слайде): 

1.  предписание или запрет;

2.  нарушение;

3.  вредительство или недостача;

4.  отъезд героя;

5.  задача;

6.  встреча с дарителем, волшебные дары (или другая помощь);

7.  появление противника;

8.  борьба;

9.  возвращение героя;

10.  ложный герой;

11.  трудные испытания;

12.  узнавания героя;

13.  изобличение ложного героя, его наказание;

14.  свадьба.

─ Разумеется, не в каждой сказочной стране, то есть сказке, события развиваются только по этим именно «правилам». (Составление кластера) Возможно добавление новых «правил», исключение некоторых из названных, нарушение последовательности их выполнения. Но все-таки многие из этих «правил» составляют основу событий сказки. И именно  поэтому вы без труда вспомнили «сказкины» слова, ее особенности. А сейчас, возможно, и вы сможете сочинить сказку.

4 Этап. Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. 

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование. 

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция. 

Попытаемся сочинить сказку по картам В.Я.Проппа (коллективная работа).

─ Целевая установка: сочинить устно сказку, используя произвольную схему событий волшебной сказки, предложенную В.Я.Проппом, знания о «границах» сказки и ее языке, а также определенной роли каждого из жителей волшебной страны.

─ Прежде, чем мы приступим к самому ответственному моменту – сочинительству, нужно решить некоторые вопросы, связанные с героями сказки, местом действия. (Составление синквейна)

─ Где будет происходить действие сказки?

─ Какие добрые герои «заселяют» ее? Дадим им имена.

Кто мешает добрым героям? Как назовем злодеев? (Имена добрых и злых героев записываются на доске).

За тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Эти выражения часто встречаются в старинных русских сказках, народных песнях и былинах.

─ Как произошли эти выражения, кратко объясните их происхождение.

(Ребята обычно легко определяют переносное значение: «Очень и очень далеко, в самых дальних землях и странах»).

─ Что же могут означать слова «тридевять», «тридевятый»? ответ на этот вопрос уводит нас в далекую русскую старину… Вообще надо сказать, что разного рода устойчивые выражения народных сказок, песен и былин нередко восходят к глубокой старине, к незапамятным временам, отражая и сохраняя многие забытые явления и обычаи древней поры.

Дело в том, что в старину существовала народная древняя система счета девятками или девятами (девятеричная система). По этой системе тридевята (или тридевять) значит буквально «двадцать семь» (три раза по девять), а тридевятый соответственно «двадцать седьмой). Народная система счета девятками долго существовала и уже после введения официального счета десятками (нынешней десятеричной системы). Отголоски ее встречаются не только в русских волшебных сказках. О капризной и кичливой невесте неодобрительно говорили в старину: она только за тридевятого жениха пойдет (то есть излишне разборчива, ломлива, как пишет об этом В.И.Даль в своем Словаре).

Далее следует коллективное творчество по «пропповскому ряду». Задача учителя – помочь в распределении функции сказочных героев, в подборе постоянных эпитетов или построении предложений. Если класс отличается невысоким уровнем читательской подготовки, возможно перед тем, как приступить к сочинительству, прочитать в качестве образца сказку, сочиненную учащимися другого класса.

 

Иван и Змей Горыныч

Жил-был Иван в одной русской деревне. Был он сирота. Решил Иван идти счастья искать, белый свет посмотреть.

Вот повстречалась ему красивая девушка Марья. Понравилась она Ивану, и решил он на ней жениться. Поставила Марья Ивану условие: если он три дня посторожит ее сундук да не заглянет в него, то выйдет она за него замуж. Две ночи не спал Иван, сторожил сундук, а на третью ночь не вытерпел и открыл его. Только он приподнял крышку, как вылетел из сундука Змей Горыныч, схватил красавицу марью и улетел. Погоревал-погоревал Иван и отправился в путь искать свою невесту.

Долго ходил Иван по свету, никак не мог найти царство Змея Горыныча. Совсем уж отчаялся, из сил выбился. Но вот повстречал оно на пути старичка. Помог Иван ему донести ношу до избушки. И только зашли они в избушку, превратился старичок в волшебника. Отблагодарил он Ивана за внимание, помощь волшебным кольцом и сказал, что поможет оно найти невесту и выручит в трудную минуту. После этих слов исчез волшебник вместе с избушкой.

Привело кольцо Ивана к царству Змея Горыныча. Постучал он в ворота неприступного замка, и вышел навстречу ему Змей Горыныч. Стал он нападать на Ивана. Да не растерялся добрый молодец, надел кольцо на руку и вмиг очутился на коне с мечом в руке. Долго длилась битва, но одолел Иван Змея Горыныча.

Пока бился Иван со Змеем, проезжий боярин вывел марью из темницы и увез ее с собой. Вошел Иван в замок, да не нашел марью, невесту свою любезную. Запечалился Иван и ни с чем отправился домой. А тем временем на боярина и марью напали волки. Боярин испугался и убежал. Тут подъехал Иван и разогнал волков. Обрадовалась Марья, увидев жениха своего, бросилась она к нему.  Вдруг перед ними появился волшебник и одарил их дорогими подарками, а трусливого боярина превратил в зайца, чтобы всю жизнь бегал он от волков.

Возвратились Иван да Марья в деревню, отпраздновали свадьбу и стали жить-поживать в любви да согласии.

В зависимости от уровня развития творческих способностей учащихся возможны и другие варианты работы со схемой событий волшебной сказки:

1. Сочинить (коллективно) начало сказки в классе, а дома (индивидуально) закончить работу над ней.

2. Сочинить только часть сказки: по 1-3 пунктам схемы (выборочно).

5 Этап. Рефлексия.

Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания. 

Коммуникативные: разрешение конфликтов. 

Регулятивные: оценка, саморегуляция. 

Задание на дом: Сочинить сказку по схеме; нарисовать иллюстрацию к ней.

.  .  .