Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Межпредметный веб-квест как альтернатива классно-урочной системе обучения

Дата публикации: 2018-12-08 16:36:13
Статью разместил(а):
Карапетян Роберт Назарович
Межпредметный веб-квест как альтернатива классно-урочной системе обучения

Автор: Карапетян Роберт Назарович

учитель английского языка МАОУ "Медвежье-Озёрская СОШ"

 

Раздел: школа, иностранные языки, методика преподавания, образование, образовательные технологии, метод проектов

Предмет: английский язык

 

Аннотация: Обучение в сотрудничестве находит все большее распространение в системе современного образования. Подобную форму обучения принято считать одним из наиболее эффективных методов для развития автономии при обучении ИЯ. Данный метод нацеливает на самостоятельность обучаемого, устраняет его зависимость от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта, также решает отдельные проблемы, взятые из реальной жизни.

 

Межпредметный веб-квест “Teenjobs” как альтернатива классно-урочной системе обучения и как мотивация учащихся посредством актуализации потребностей подростков с их жизненными реалиями. Это идея, обеспечивающая живой интерес среди подростков.

Кроме учебных и образовательных аспектов, проект имеет большую воспитательную направленность и не меньшую социальную значимость именно для учащихся старших классов. Тема заработка – это неизбежный вызов для современного подростка, задевающая каждого учащегося на пороге его/ее дееспособности, адаптации в обществе; порога, вынуждающего их - уже повзрослевших граждан общества, пробовать решать вопросы собственной самодостаточности, параллельно привнося свой скромный вклад в семейное благополучие.

На примере собственной разработки рассмотрим наиважнейшие аспекты понятия межпредметного веб-квеста как инновационной проектной технологии в классно-урочной системе обучения. Презентация межпредметного веб-квеста “Teenjobs” дается ниже.     

Проект межпредметного веб-квеста “Teenjobs” нацелен на изучение английского языка путем его активного использования, применяя дифференцированные приемы и техники, обеспечивающие максимальную вовлеченность учащихся вне зависимости от степени их владения языком. Инновационный метод подачи материала в виде интегрированного междисциплинарного задания гарантированно обеспечивает большой интерес в плане его выполнения, потому как кроме актуальности темы, учащиеся всегда охотно и с энтузиазмом работают с ИКТ. 

Межпредметная составляющая, помимо усовершенствования языковых компетенций, позволяет учащимся приобретать дополнительные компетенции через иные дисциплины (в данном проекте это: “Обществознание”, “Право” и “Информатика”), расширяющие их базовые знания (global understanding of the world). Предложенная технология задания ориентированного обучения (Task Based Learning - TBL) с приемом погружения (dipping) и с разноуровневыми этапами (multilevel task) вовлекает в деятельность всех учащихся (Learner-centeredness), а промежуточные ролевые и имитационные сцены (role play) презентаций в качестве экспертов специалистов, перевоплощают учащихся в актеров и действующих лиц.

Веб-квест - одна из форм проектных технологий. Автором веб-квеста принято считать американского профессора  государственного университета Сан-Диего Берни Доджа. Впервые данная обучающая модель была представлена летом 1995 г. Ученый стал широко применять ее на своих занятиях, активно разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных предметов на разных уровнях обучения. Позднее, к нему присоединился его единомышленник и коллега из того же университета Том Марч. Исследователи Берни Додж и Том Марч являются первыми разработчиками веб-квеста как учебного задания.

Так, по определению Т. Марча, веб-квест - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на важные ресурсы в Интернете. Как утверждает автор, веб-квест ставит аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание).

Формулировка веб-квеста по Т. Марчу:

-  “A well-designed WebQuest combines research-supported theories with effective use of the Internet to promote dependable instructional practices.”

- Хорошо спроектированный WebQuest сочетает в себе теории, поддерживаемые исследованиями, с эффективным использованием Интернета для продвижения надежной учебной практики.

Согласно критериям оценки качества веб-квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников. Лучшие примеры веб-квестов демонстрируют свою связь с реальной жизнью, их заключение непосредственно связано с введением, суммирует познавательные навыки, и возможность применить их в других дисциплинах или областях.

Содержание любого метода проектов раскрывается через его принципы. Рассмотрим ряд принципов проектного обучения применительно к методике обучения ИЯ. К важнейшим из них можно отнести следующие шесть принципов:

- связь идеи проекта с реальной жизнью;

- интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

- самоорганизация и ответственность участников проекта;

- нацеленность на создание конкретного продукта;

- монопредметный и межпредметный характер проектов.

 

Выделю лишь некоторые из этих принципов, характеризующие ценность применения актуальной идеи в классно-урочной системе обучения.

Связь идеи проекта веб-квеста с реальной жизнью.

Идея всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Это главное требование метода проектов, призванного восстановить связи между теорией и практикой. В ходе выполнения монопредметных проектов, ограниченных одной учебной дисциплиной и межпредметных проектов, неограниченных этими рамками, обучаемые более глубоко знакомятся со сторонами реальной жизни, с которыми связаны учебные предметы.

Интерес к выполнению проекта веб-квеста со стороны всех его участников.

Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников — одно из необходимых условий высокого качества его исполнения и, соответственно, эффективности его обучающего воздействия. Найти идею проекта, интересную для всех ее участников — самая сложная задача проектного обучения. У некоторых участников проекта интерес пробуждается только в процессе презентации коллективного продукта, когда они осознают значимость и актуальность проделанной работы. Поэтому в процессе применения метода проектов очень важно добиваться личностного принятия идеи проекта и пробуждения подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного выполнения.

Ведущая роль консультационно-координирующей функции учителя при выполнении проекта веб-квеста. 

Веб-квест как образовательная технология опирается на конструктивистский подход к обучению. Он координатор. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. 

Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, то есть преобладает регулятивно-организаторская функция. Иными словами, преподаватель дает опоры.  Опоры (более образно в английском это выглядит как «леса, возводимые вокруг здания при реконструкции или строительстве» – scaffolding) – это помощь учащимся вне зоны их реальных умений.  Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения. По мере продвижения учащихся к достижению поставленных задач, уровень «поддержки» снижается. Уже на этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.

Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их.

Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта.

Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет трехэтапный характер. Первый этап — это общее, рамочное планирование совместно с преподавателем и всеми участниками проекта. Второй этап — это самоорганизация работы в микро-группе, то есть планирование работы в микро-группе без участия преподавателя, например, распределение обязанностей между членами одной микро-группы. Третий этап — оценочно-рефлексивный, когда учащиеся самостоятельно оценивают качество проделанной работы, организовывают взаимопроверку (peer-correction). Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками.

Таким образом, работая над веб-квестом, учащиеся проходят по теории Джона Келлера  полный цикл мотивации (ARCS) от внимания и до удовлетворения.

(ARCS: внимание (Attention), значимость (Relevance), уверенность (Confidence), удовлетворение (Satisfaction)).

 

Описание этапов проекта веб-квеста, используемых педагогических и инструментальных приёмов с оценкой результативности на каждом этапе:

Этапы учебной

деятельности

 (урока, темы)

      Скриншоты  страниц ресурса

Описание используемых педагогических приемов

Описание инструментальных приёмов, функций используемого оборудования или программного обеспечения

Результативность использования образовательного продукта в учебной деятельности

Ознакомительный этап

Учитель формирует проблему- “ Have you ever wondered about the age at which teenagers can start working in order to earn pocket money?” Проблема преподносится приемами для генерации идей.

Mind-Map

-карта памяти

Активизирует лексику, учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме.

Cluster-Method 

-кластеризация

Графический приём позволит систематизировать материал. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”.

Аудиоразминка (lead in, pre-listening activity, audio tutorial)

Deeping

-погружение в тему-

BBC Learning English (6 minute English).

Данный прием развивает фонематические способности, знакомит с новой предметной терминологией,  аутентичными речевыми формулировками, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Развивает социокультурную компетенцию.

Практический этап  


 

Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения. Разделение этапов между компетентными группами исполнителей.

Использование всех навыков чтения: просмотровое, поисковое, изучающее чтение.

Использование Quizlet для заметок записей, работа со словарем.

Развивает способности критического мышления, анализа и обработки большого количества информации, фильтрации материала, поиска ключевых идей.

Способствует систематизации полученных знаний, путем накопления и генерации изученного словарного багажа, используя инновационные интернет ресурсы.

Использование ИКТ

 

Посещение веб ресурсов, работа с нормативными статьями. Работа с документами Microsoft Word, PDF 

Новые открытия. Запрос информации. Социализация. Знакомство с ранее неизвестной тематикой, изучение предложений вакансий в своем районе. Контакт с агентом, развитие диалогической речи.

Сбор информации. Обработка, презентация.

Модельный метод обучения по типу урок-имитация, консалтинга от первого лица -от лица разных специалистов. 

Необычные по форме приемы вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. 

Составление буклета из пяти страниц 

Принтер, оргтехника 

 

Развитие умений работы с оргтехникой, программами. Классификация, категоризация, актуализация полученной информации.

Развитие навыков письменной речи, корректировка, редактура (proof-reading), взаимная проверка (peer correction). 

Наглядные презентационные инструменты: диаграммы, графические тексты.

Визуализация результатов исследования укрепляет память учащихся, помогает быстро зафиксировать достижения.

Заключительный этап  

Анализ достигнутых результатов

Учитель раздает анкеты с опросными листами и просит заполнить их. 

Опросный лист – скачать.

Итоговый тест на закрепление темы профессий.

Рефлексия, оценка результатов проделанной работы.

Учащиеся заполняют анкеты, описывают трудности, с которыми они столкнулись в процессе выполнения задания.

Выполняют итоговый тест. Закрепление материала.

 

Литература:

* Е.А.Кытманова - «Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении ИЯ».

* Дж. Келлер - «Модель мотивации к обучению изменениям».

* Tom March – “The Learning Power of WebQuests”.

* Рець М. С. - Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016.

* Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. -Методика обучения иностранному языку с использованием новых ИКТ интернет технологий. – М.: Феникс, 2009

* TKT Preparation, University of Cambridge. ESOL Exams/2011 (M.Spratt,A.Pulverness,M.Williams)

.  .  .