Урок–игра «Путешествие по Средневековью»
Урок–игра «Путешествие по Средневековью»
Автор: Козаченко Н.Ф.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №12», г. Ноябрьск, ЯНАО
7 класс, линейная система преподавания истории. ФГОС
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории средних веков;
Задачи урока:
1) Развитие навыков работы в группе на основе товарищества, взаимовыручки, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
2) Выработка коммуникативных навыков.
3) Формирование активной жизненной позиции, развитие у учащихся интереса к всемирной истории;
Планируемые результаты:
Личностные:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;
- при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга,
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов разных стран и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
Метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Развитие УУД: умения презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.
Познавательные УУД:
· Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Регулятивные УУД: · Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
· Р-4.2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Технологии: работа в группах, игровая технология, элементы технологии проблемного обучения.
Материалы для урока; карточки с вопросами, карточки-бланки ответов, фишки номиналом 10,20, 30, 40,50 баллов.
Ход урока-игры
Сообщение темы урока: Сегодня мы поиграем в игру «Путешествие по Средневековью».
Предлагаю разделиться на 5 команд. Каждой команде нужно выбрать капитана, а также придумать название и записать его на табличке, находящейся на вашем столе. Название должно соответствовать эпохе Средневековья. (например: рыцари, Алая Роза, мушкетеры и т.д.).
Можно выбрать жюри из состава сильных учащихся или учителю самому контролировать подсчет набранных баллов.
Правила игры.
1 вариант:
Правила игры:
1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать. (количество баллов можно представить в виде жетонов, монет, фишек и т. д, на усмотрение учителя)
2. После правильного ответа она получает данную сумму и получает право на еще один ответ на вопрос. Если команда не отвечает, ход переходит следующей команде. Также есть возможность выбрать вопрос на определённую сумму .( в каждой категории по два вопроса на определенную сумму)
3. Время на обдумывание ответа 10 секунд.
4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
Запрещается: Выкрикивать ответы, ссориться, обижаться.
2 вариант:
Правила игры:
Всем командам раздаются вопросы по одной из категорий, они отвечают на бланке ответов и сдают его выбранному жюри, затем меняются категориями ответов, и так по кругу, пока команда не порешает все категории вопросов, постепенно отдавая жюри свои ответы. Жюри подсчитывает все заработанные балы и объявляет победителей. Участники команды, занявшей 1-е место получают оценку «5»; за второе место-«4».
Категории |
Стоимость вопроса |
Стоимость вопроса |
Стоимость вопроса |
Стоимость вопроса |
Стоимость вопроса |
События и даты |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Неотправленная депеша |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Историческая личность |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Культура |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Всякое-разное |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Раздел события и даты:
|
Вопрос |
ответ |
10 |
Когда произошел распад Римской империи на Западную и Восточную? |
|
|
Назовите дату падения Западной Римской империи? |
|
20 |
Когда было создано королевство Франков? |
|
|
В каком году Карл первый был провозглашен императором? |
|
30 |
Назовите дату создания Священной Римской империи. |
|
|
Назовите дату первого Крестового похода. |
|
40 |
Назовите дату разделения церквей на Западную и Восточную. |
|
|
Назовите дату начала мусульманского летоисчисления. |
|
50 |
В каком году произошло взятие Иерусалима крестоносцами. |
|
|
Назовите даты начала и окончания войны Алой и Белой розы |
|
Неотправленная депеша (определите событие):
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Вторжение гуннов. Выдвижение германцев . Натиск на Римскую империю |
|
|
Захват вандалами Рима. Свержение императора Ромула Августула. Расселение германских племен. |
|
20 |
Хлодвиг захватил Галлию. Расселение франков на территории страны. Меровинги- правители государства. |
|
|
Разгром лангобардов. Карл заставляет саксов принимать христианство. Франкское королевство приближается по размерам к Западной Римской империи. |
|
30 |
Германский король разбил венгров. Раздробленность в Италии. Оттон 1 совершил поход на Рим. |
|
|
Булгары кочуют на балканский полуостров. Князь Симеон принимает христианство из Византии. 30 лет воюют с Византией |
|
40 |
Смерть Мухаммеда. Государством управляют халифы. Захват Византии, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, горной части Испании. |
|
|
Отряды рыцарей двинулись на восток. Захват Антиохии. Эдессы, Иерусалима. Духовно-рыцарские ордены. |
|
50 |
Филипп Красивый конфликтует с папой Банифацием 8. Папы покидают Рим. Пленение длится 30 лет. |
|
|
Аквитания – спорная территория. Два государства претендуют на владение Аквитанией. |
|
Историческая личность:
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Высокая, сильная крестьянская девушка пастушка. Была безграмотной, но обладала быстрым находчивым умом, хорошо ориентировалась в сложной обстановке. Была очень религиозной, ей казалось, что она слышит голоса свыше. |
|
|
Франкский вождь, расчетливый и жестокий Боясь потерять власть, уничтожил все окружение родственников и соперников . Став королем, издал сборник законов франков. Перед смертью разделил свое королевство между своими четырьмя сыновьями. |
|
20 |
Он был человеком высокого роста, сильным и выносливым, Прожил необыкновенно долгую по тем временам жизнь. О нем было сложено много песен.. Писатели прославляли его военные подвиги. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называться королями. |
|
|
Богатый и влиятельный граф из Парижа. Был избран королем Франции. Получил свое прозвище по названию своего любимого головного убора – капюшона. |
|
30 |
Этот император обладал огромной властью. Он был верховным судьей. Назначал военачальников и высших чиновников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный коварный тиран. Он боялся покушений, поэтому легко верил доносам и был скор на расправу. Он является создателем Римского права При его правлении империя особенно расширила свои границы. Но после его смерти империя потеряла все захваченные территории. |
|
|
Этот король Франции, энергичный, решительный, идущий на пролом, настойчиво расширял королевские владения. Для выплаты жалования чиновника требовалось много денег. Король прибегнул к порче денег, заменив в ней часть серебра дешевым металлом. За это его прозвали непристойным прозвищем. |
|
40 |
Этот болгарский монах из Византии преподавал философию, знал языки разных народов. Перед отъездом в Великоморавскую державу на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. |
|
|
Этот болгарин из Византии около 10-ти лет управлял одной из областей. Затем принял монашество и вскоре возглавил монастырь. Помогал переводить греческие богослужебные книги на славянский язык. |
|
50 |
Этот человек, как писали хронисты , был «хорошим говоруном, статного телосложения и красив лицом» Он пытался объединить «жаков» и внести в крестьянское войско порядок. Он поднял восстание против дворян. Для переговоров был приглашен дворянами, схвачен и закован в цепи. |
|
|
Это был английский проповедник. Он любил задавать вопрос : «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?.» Его отлучили от церкви и не раз сажали в тюрьму. |
|
Культура:
|
Вопрос |
ответ |
10 |
Назовите город, который по представлению людей в эпоху Средневековья считался «пупом» Земли. |
|
|
Как историки называют подъем культуры при Карле Великом? |
|
|
Назовите средневековый храм, который в настоящее время является храмом двух религий. |
|
20 |
«Семь свободных искусств» подразделялись на два больших блока. Назовите их. |
|
|
Как называется специально обработанная кожа молодых телят или ягнят, используемая для книгописания. |
|
|
Как называются художественные произведения, маленькие по объему. |
|
30 |
Как называются строгие правила изображения и размещения библейских сцен? |
|
|
Как называются мастерские по переписке рукописей? |
|
|
Переведите на русский язык слово НЕФ. К какому виду искусства относится это слово? |
|
40 |
Как называются сказания о великих героях прошлого. |
|
|
Назовите главное место в христианском храме, куда могут входить только священнослужители |
|
|
Как называется собрание рассказов об изречениях и поступках пророка Мухаммеда? |
|
50 |
В эпоху Средневековья в понимании людей в центре мироздания стоял Бог. Как называется такое мировоззрение на латинском языке? |
|
|
Как называются высшие мусульманские школы? |
|
|
Поэзия в Иране и Средней Азии достигла особых успехов. Поэты писали на таджикско- персидском языке. Как он называется? |
|
Всякое-разное:
|
Вопрос |
ответ |
10 |
Земельный участок, даваемый за несение военной службы. |
|
|
Земельные владения короля |
|
20 |
Как называется жезл, знак власти правителя. |
|
|
Зажигательная смесь из нефти м смолы, которую нельзя погасить водой, придуманная византийцами. |
|
30 |
Как называется кусочек непрозрачного стекла для выкладывания мозаики? |
|
|
Как называется картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке? |
|
40 |
Как называется бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Слово произошло от названия древнегерманских племён. |
|
|
Как называется человеческая дикость, отсутствие культуры и цивилизации? Слово произошло от названия древнегерманских племён. |
|
50 |
Как называется год переселения Мухаммеда в Медину, который стал датой мусульманского летоисчисления. 622 |
|
|
Как называются правила поведения для мусульман, разработанные на основе Корана. В переводе на русский – Правильный путь. |
|
ОТВЕТЫ
Раздел события и даты:
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Когда произошел распад Римской империи на Западную и Восточную? |
395 г. |
|
Назовите дату падения Западной Римской империи? |
476 г. |
20 |
Когда было создано королевство Франков? |
481 г |
|
В каком году Карл первый был провозглашен императором? |
800 г. |
30 |
Назовите дату создания Священной Римской империи. |
962 г. |
|
Назовите дату первого Крестового похода. |
1096 г. |
40 |
Назовите дату разделения церквей на Западную и Восточную. |
1054 г. |
|
Назовите дату начала мусульманского летоисчисления. |
622 г. |
50 |
В каком году произошло взятие Иерусалима крестоносцами. |
1099 |
|
Назовите даты начала и окончания войны Алой и Белой розы |
1455-1487 гг. |
Неотправленная депеша (определите событие):
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Вторжение гуннов. Выдвижение германцев . Натиск на Римскую империю |
Великое переселение народов |
|
Захват вандалами Рима. Свержение императора Ромула Августула. Расселение германских племен. |
Падение Западной Римской империи |
20 |
Хлодвиг захватил Галлию. Расселение франков на территории страны. Меровинги- правители государства. |
Образование королевства Франков |
|
Разгром лангобардов. Карл заставляет саксов принимать христианство. Франкское королевство приближается по размерам к Западной Римской империи. |
Образование империи Карла Великого |
30 |
Германский король разбил венгров. Раздробленность в Италии. Оттон 1 совершил поход на Рим. |
Образование Священной Римской империи |
|
Булгары кочуют на балканский полуостров. Князь Симеон принимает христианство из Византии. 30 лет воюют с Византией |
Образование Болгарского царства |
40 |
Смерть Мухаммеда. Государством управляют халифы. Захват Византии, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, горной части Испании. |
Образование арабского халифата |
|
Отряды рыцарей двинулись на восток. Захват Антиохии, Эдессы, Иерусалима. Духовно-рыцарские ордены. |
Крестовые походы. |
50 |
Филипп Красивый конфликтует с папой Банифацием 8. Папы покидают Рим. Пленение длится 30 лет. |
Авиньонское пленение пап |
|
Аквитания – спорная территория. Два государства претендуют на владение Аквитанией. |
Столетняя война |
Историческая личность:
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Высокая, сильная крестьянская девушка пастушка. Была безграмотной, но обладала быстрым находчивым умом, хорошо ориентировалась в сложной обстановке. Была очень религиозной, ей казалось, что она слышит голоса свыше. |
Жанна Д”Арк |
|
Франкский вождь, расчетливый и жестокий. Боясь потерять власть, уничтожил все окружение родственников и соперников. Став королем, издал сборник законов франков. Перед смертью разделил свое королевство между своими четырьмя сыновьями. |
Хлодвиг |
20 |
Он был человеком высокого роста, сильным и выносливым, прожил необыкновенно долгую по тем временам жизнь. О нем было сложено много песен. Писатели прославляли его военные подвиги. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называться королями. |
Карл I |
|
Богатый и влиятельный граф из Парижа. Был избран королем Франции. Получил свое прозвище по названию своего любимого головного убора – капюшона. |
Гуго Капет |
30 |
Этот император обладал огромной властью. Он был верховным судьей. Назначал военачальников и высших чиновников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный коварный тиран. Он боялся покушений, поэтому легко верил доносам и был скор на расправу. Он является создателем Римского права. При его правлении империя особенно расширила свои границы. Но после его смерти империя потеряла все захваченные территории. |
Юстиниан |
|
Этот король Франции, энергичный, решительный, идущий напролом, настойчиво расширял королевские владения. Для выплаты жалования чиновника требовалось много денег. Король прибегнул к порче денег, заменив в ней часть серебра дешевым металлом. За это его прозвали непристойным прозвищем. |
Филипп Красивый |
40 |
Этот болгарский монах из Византии преподавал философию, знал языки разных народов. Перед отъездом в Великоморавскую державу на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. |
Кирилл |
|
Этот болгарин из Византии около 10-ти лет управлял одной из областей. Затем принял монашество и вскоре возглавил монастырь. Помогал переводить греческие богослужебные книги на славянский язык. |
Мефодий |
50 |
Этот человек, как писали хронисты , был «хорошим говоруном, статного телосложения и красив лицом» Он пытался объединить «жаков» и внести в крестьянское войско порядок. Он поднял восстание против дворян. Для переговоров был приглашен дворянами, схвачен и закован в цепи. |
Гильом Каль |
|
Это был английский проповедник. Он любил задавать вопрос: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» Его отлучили от церкви и не раз сажали в тюрьму. |
Уот Тайлер |
Культура:
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Назовите город, который по представлению людей в эпоху Средневековья считался «пупом» Земли. |
Иерусалим |
|
Как историки называют подъем культуры при Карле Великом? |
Каролингское возрождение |
|
Назовите средневековый храм, который в настоящее время является храмом двух религий. |
Храм Святой Софии |
20 |
«Семь свободных искусств» подразделялись на два больших блока. Назовите их. |
Тривиум и квадривиум |
|
Как называется специально обработанная кожа молодых телят или ягнят, используемая для книгописания. |
Пергамен |
|
Как называются художественные произведения, маленькие по объему. |
Миниатюра |
30 |
Как называются строгие правила изображения и размещения библейских сцен? |
Канон |
|
Как называются мастерские по переписке рукописей? |
Скриптории |
|
Переведите на русский язык слово НЕФ. К какому виду искусства относится это слово? |
Корабль, архитектура |
40 |
Как называются сказания о великих героях прошлого. |
Сага |
|
Назовите главное место в христианском храме, куда могут входить только священнослужители |
Алтарь |
|
Как называется собрание рассказов об изречениях и поступках пророка Мухаммеда? |
Сунна |
50 |
В эпоху Средневековья в понимании людей в центре мироздания стоял Бог. Как называется такое мировоззрение на латинском языке? |
Теоцентризм |
|
Как называются высшие мусульманские школы? |
Медресе |
|
Поэзия в Иране и Средней Азии достигла особых успехов. Поэты писали на таджикско- персидском языке. Как он называется? |
Фарси |
Всякое-разное:
|
Вопрос |
Ответ |
10 |
Земельный участок, даваемый за несение военной службы. |
Феод |
|
Земельные владения короля |
Домен |
20 |
Как называется жезл, знак власти правителя. |
Скипетр |
|
Зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой, придуманная византийцами. |
Греческий огонь |
30 |
Как называется кусочек непрозрачного стекла для выкладывания мозаики? |
Смальта |
|
Как называется картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке? |
Фреска |
40 |
Как называется бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Слово произошло от названия древнегерманских племён. |
Вандализм |
|
Как называется человеческая дикость, отсутствие культуры и цивилизации? Слово произошло от названия древнегерманских племён. |
Варварство |
50 |
Как называется год переселения Мухаммеда в Медину, который стал датой мусульманского летоисчисления. 622 |
Хиджра |
|
Как называются правила поведения для мусульман, разработанные на основе Корана. В переводе на русский – Правильный путь. |
Шариат |