Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса
Автор: Ирина Дмитриевна Бойченко
МБОУ "СОШ №3"
Количество часов: 35 час.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Изобразитнльное искусство 5—8 классы Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных, издательство-Москва «дрофа», год издания: 2015.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений Изобразитнльное искусство 5—9 классы
- авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
- Издательство: Москва «Дрофа», 2014 г.;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;
- Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год..
- Положение МБОУ СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных
идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
— формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
— овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
— развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
— воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
— овладеть знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
— развить наглядно-образное, ассоциативное и логическое мышление, пространственное представление, художественные и творческие способности, интуицию, фантазию, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
Общая характеристика предмета:
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся моральнонравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рациональнологическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.
В основу программы положены:
— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобрaзительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих
понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.
С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ СОШ №3 предусматривает по данной программе обязательное изучение изобразительного искусства на уровне основного общего образования в 5 классах – по 35 часов (1час в неделю) :
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета 5класс
Рисование с натуры (8 часов)
Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Рисуем людей и животных в набросках и зарисовках. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности. Лепка животных. «Мой любимый друг-животное».
Рисунок и виды графического искусства «Зарисовка яблока». Натюрморт. Свет и тень. «Изображение геометрических тел». Цветоведение. Что такое цвет? «Упражнения по цветоведению». Цветовой контраст. Натюрморт. «Ваза с цветами». Особенности акварельной живописи. Натюрморт. «Ваза с цветами». Мы пишем гуашью. «Спортивные игры в спортзале». Свет и цвет. Натюрморт «Посуда».
Контрольная работа на тему: Наброски в графике и живописи. «Цветы».
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 часов)
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, пейзажа.Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению. Линейная перспектива. Изображение пространства «Улица, где я живу». «Мы рисуем автомобиль».
Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок). Иллюстрирование рассказов, стихотворений. Рисование по памяти и представлению. «Сказка: Иван-царевич и Серый волк».
Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции. Мы пишем пейзаж. «Край родной. Дон-Батюшка». Мы делаем живописные наброски и этюды. Сюжетная композиция. «Труд донских казаков» Композиция. Образ праздника. «Праздник казачьей станицы».
Контрольная работа на тему: Особенности композиционного произведения. «Природа Донского края»
Итоговая контрольная работа на тему:Рисование по памяти: «Летом в деревне».
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 часов)
Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Декоративная композиция. «Волшебная посуда».
Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Керамика Гжели, Дымковские, Каргопольские и Филимоновские игрушки. Керамика.. Проект Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Искусство матрёшки. «Эскиз пятиместной матрёшки». Роспись по дереву. «Предметы деревянной сказочной мебели».Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства. Скульптура. «Сцены донских мотивов в скульптурных памятниках».
Виды дизайна: дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Дизайн. «Одежда современных казаков». Художественное конструирование предметов оформления (предметы деревянной «сказочной» мебели).
Контрольная работа на тему:Декоративное искусство в современной жизни жителей станицы».
Контрольная работа на тему: «Росписной казачий курень».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5часов)
Беседа об искусстве: Художественные музеи мира.
Беседа об искусстве: Музеи мира: Лувр, Метрополитен – музей.
Беседа об искусстве: «Музеи Москвы».
Беседа об искусстве: «Музеи Санкт-Петербурга».
Беседа об искусстве: «Архитектура Древнего мира и архитектурные направления».
Формы организации учебных занятий:
· Лекция
· Практическая работа
Собеседование (индивидуальная беседа)
· Самостоятельная работа с книгой
· Самостоятельная работа
· Домашнее задание
· Групповая работа
· Фронтальная работа
· Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности
· Игровая деятельность
· Групповая деятельность
· Коллективная деятельность
· Индивидуальная деятельность
РАЗДЕЛ № 2
№ п/п |
Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ |
Количесто часов,отведенных на освоение программного материала |
Дата проведения урока |
||
По плану 5А |
По факту 5А |
||||
1 четверть |
|||||
1 |
Рисунок и виды графического искусства «Зарисовка яблока». |
1 |
03.09 |
|
|
2 |
Линейная перспектива. Изображение пространства «Улица, где я живу». |
1 |
10.09 |
|
|
3 |
«Мы рисуем автомобиль». |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Натюрморт. Свет и тень. «Изображение геометрических тел». |
1 |
24.09 |
|
|
5 |
Цветоведение. Что такое цвет? «Упражнения по цветоведению». |
1 |
01.10 |
|
|
6 |
Цветовой контраст. Натюрморт. «Ваза с цветами». |
1 |
08.10 |
|
|
7 |
Особенности акварельной живописи. Натюрморт. «Ваза с цветами». |
1 |
15.10 |
|
|
8 |
Контрольная работа на тему: Наброски в графике и живописи. «Цветы». |
1 |
22.10 |
|
|
9 |
Беседа об искусстве: Художественные музеи мира. |
1 |
29.10 |
|
|
|
2 четверть |
|
|
||
10\1 |
Мы пишем гуашью. «Спортивные игры в спортзале». |
1 |
12.11 |
|
|
11\2 |
Свет и цвет. Натюрморт «Посуда». |
1 |
19.11 |
|
|
12\3 |
Мы пишем пейзаж. «Край родной. Дон-Батюшка». |
1 |
26.11 |
|
|
13\4 |
Мы делаем живописные наброски и этюды. |
1 |
03.12 |
|
|
14\5 |
Сюжетная композиция. «Труд донских казаков» |
1 |
10.12 |
|
|
15\6 |
Контрольная работа на тему: Особенности композиционного произведения. «Природа Донского края» |
1 |
17.12 |
|
|
16\7 |
Беседа об искусстве: Музеи мира: Лувр, Метрополитен – музей. |
1 |
24.12 |
|
|
|
3 четверть |
|
|
||
17\1 |
Композиция. Образ праздника. «Праздник казачьей станицы». |
1 |
14.01 |
|
|
18\2 |
Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». |
1 |
21.01 |
|
|
19\3 |
Беседа об искусстве: «Музеи Москвы». |
1 |
28.01 |
|
|
20\4 |
Декоративная композиция. «Волшебная посуда». |
1 |
04.02 |
|
|
21\5 |
Роспись по дереву. «Предметы деревянной сказочной мебели». |
1 |
11.02 |
|
|
22\6 |
Роспись по дереву. «Предметы деревянной сказочной мебели». |
1 |
18.02 |
|
|
23\7 |
. Искусство матрёшки. «Эскиз пятиместной матрёшки». |
1 |
25.02 |
|
|
24\8 |
Керамика. Глиняная игрушка. Дымковская, Каргопольская, Филимоновская глиняная игрушка. Проект |
1 |
04.03
|
|
|
25\9 |
Контрольная работа на тему:Декоративное искусство в современной жизни жителей станицы». |
1 |
11.03 |
|
|
26\10 |
Керамика. Глиняная игрушка. Проект |
1 |
18.03 |
|
|
|
4 четверть |
|
|
||
27\1 |
Беседа об искусстве: «Музеи Санкт-Петербурга». |
1 |
01.04 |
|
|
28\2 |
Рисуем людей и животных в набросках и зарисовках. |
1 |
08.04 |
|
|
29\3 |
Рисование по памяти и представлению. «Сказка: Иан-царевич и Серый волк». |
1
|
15.04 |
|
|
30\4 |
Беседа об искусстве: «Архитектура Древнего мира и архитектурные направления». |
1 |
22.04 |
|
|
31\5 |
Скульптура. «Сцены донских мотивов в скульптурных памятниках». |
1 |
29.04 |
|
|
32\6 |
Лепка животных. «Мой любимый друг-животное».
|
1
|
06.04 |
|
|
33\7 |
Контрольная работа на тему: «Росписной казачий курень». |
1 |
13.05 |
|
|
34\8 |
Итоговая контрольная работа на тему:Рисование по памяти: «Летом в деревне». |
1 |
20.05 |
|
|
35\9 |
Дизайн. «Одежда современных казаков». |
1 |
27.05 |
|
|
|
ВСЕГО ЧАСОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД |
|
35 часа |
|
РАЗДЕЛ № 3
Планируемые результаты освоения предмета изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе
Личностными результатами являются:
— сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
— сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— сформированность представлений о нравственных нормах;
— развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
— способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
— умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;
— умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;
— умение использовать для решения художественных задач средства информационных и коммуникационных технологий;
— умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметными результатами являются:
— сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
— овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
— сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;
— овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и проектной графике), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ);
— способность к созданию выразительного художественного образа.