Духовное воспитание как одна из форм развития личности
Духовное воспитание как одна из форм развития личности
Авторы: Иванькова М.А., Скрынникова Г.Н. Недотекина Е.В.
МОУ "СОШ № 17", г. Балашов
В последнее время всё чаще мы говорим о важности не только обучения, но и воспитания.
В современной жизни много источников, которые навязывают молодым людям информацию, несущую негативное воздействие. В связи с этим вопросы школьного и семейного воспитания стали приоритетными. «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием», - отмечал В.А. Сухомлинский.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно важную роль играют русский язык и литература.
На уроках рассматриваем темы, раскрывающие возможности языковых средств, значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Активное привлечение материалов по этимологии, устного народного творчества, «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля создают условия для исследовательской, творческой деятельности, воспитанию духовно-нравственных качеств. Учащиеся сравнивают пословицы разных народов мира. При этом делают вывод, что все люди стремятся к добру, справедливости, лучшим нравственным качествам. Эти знания помогают решить воспитательные задачи, повысить интерес к предмету.
Духовному воспитанию школьников на уроках русского языка способствуют специально подобранные тексты, в которых речь идет о человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии.
Русская литература всегда была достоянием народа, являлась носителем нравственных идеалов. Она развивает самостоятельность суждений, готовит учащихся к реальной жизни. В процессе восприятия произведений художественной литературы ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Учащихся 4-5 классов отличает интерес к предметному миру, эмоциональность, непосредственность. Развивая гуманное отношения к природе и людям, используем на уроках произведения зрительного ряда и музыкального .
Обучающихся 6-7 классов увлекает романтика подвига – на первое место они выдвигают героя, наделённого силой и мужеством. Поэтому особый интерес вызывают тексты о героизме русского народа, выдающихся деятелях истории, культуры героях славянского эпоса.
С учётом нравственных потребностей обучающихся подбирается серьёзный материал, который учит ставить и решать проблемы. В работе широко применяются такие приёмы, как «Чтение с остановками» (при изучении притч), «Восстанови текст», «Ромашка Блуме», изложения разных видов, «Незаконченные предложения» (например, «Духовная … в православном мире признаётся лучшим украшением человека и мира». Слова для справок: книга, живопись, красота.)
Воспитывая духовно- нравственную личность, опираемся на принципы диалогичности, открытости, творчества и успеха, поиска самостоятельных решений.
Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении жизни святых: Александра Невского, Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
Нравственность начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй».
Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей: И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Эта традиция продолжается и в творчестве М.А. Булгакова, Б. Пастернака, их произведения способствуют духовному развитию читателей, воспитанию лучших человеческих качеств.
За время работы сложилась система по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ученика на уроках: изучение теории литературы, развитие творческих способностей учеников, индивидуальная работа с одарёнными детьми.
На уроках литературы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, примеряя на себя опыт чужой жизни, учащиеся незаметно для себя формируют свой взгляд на мир, жизненную позицию.
Проблема нравственных ценностей всегда волновала любого думающего человека. Русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его понимания смысла жизни – это будет несчастный человек».
Библиографический список:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отлаю детям.- М.: Политич. лит-ра, 1973
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: Под ред. А.И.Пискунова.-М.,1974