Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Открытый урок по истории древнего мира "Финикийские мореплаватели"

Дата публикации: 2018-11-15 23:50:16
Статью разместил(а):
Савостеня Оксана Евгеньевна

Открытый урок по истории древнего мира в 5 классе с учетом требований ФГОС

«Финикийские мореплаватели»

Автор: Савостеня Оксана Евгеньевна

 

Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности», исторические источники,  презентация, рабочая тетрадь.

Раздаточный материал: исторические источники, тест.

Термины: колония, алфавит.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах, работа по карточкам с дидактическим материалом, индивидуальная работа с самопроверкой.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход, тестовые.

Оборудование:  История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2010, мультимедийная презентация материалов урока.

 

Цель: способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев.

Задачи урока:                                                        

Познавательные: 

1) Сформировать у учащихся представление о местоположении и природных условиях страны;

2) Определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев;

3) Продолжить формирование умений работы с исторической картой;

4) Продолжить формирование умений работы с источником;

5) Продолжить формирование умений формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.

Развивающие:

1) Продолжить работу над развитием речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса;

2) Продолжить работу над развитием мышления: учить выделять главное, учить анализировать, учить логически, мыслить.

Воспитательные: формировать  нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами;  умение оценивать свои возможности, помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.

УУД:

Личностные УУД:

– аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

- формирование понимания культурного многообразия мира.

Познавательные УУД:

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом  уровне;

– находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

устанавливать причинно-следственные связи – на простом уровне.

Коммуникативные УУД:

– излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

– корректировать своё мнение под воздействием контраргументов;

– организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы.

Регулятивные УУД:

- уметь организовываться к работе;

- уметь оценивать выполненные задания.

Метапредметные УУД: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

План урока:

1. Географическое положение и города Финикии.

2. Занятия финикийцев.

3. Открытия, сделанные финикийцами.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 

Форма
контроля 

1.Организационный этап.

 

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

-  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира.

- Какие страны мы уже изучили?

- Какие страны  существуют на карте мира и сейчас?

- А сегодня мы отправимся на  восток Средиземноморья и   узнаем о стране с красивым названием, которой уже нет на карте мира. 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Ответы учащихся.

Египет, Древнее Двуречье

Ответы учащихся

 

2. Актуализация знаний.

- Но сначала мы вспомним пройденный ранее материал. Организует проверку индивидуальных заданий (см. Приложение1)

(-Хронологический диктант;

-Работа с линией времени;

- решение кроссворда)

Выполняют индивидуальные задания

 Записывают в рабочие листы (см. Приложение 5) даты важных исторических событий и кроссворд

Осуществляют взаимоконтроль по предложенной системе оценивания

Взаимоконтроль

5 правильных ответов –«5», 

правильных ответов 4  – «4», 

правильных ответов 3 -«3», 

правильных ответа 2 и менее  – «2»

Линия времени оценивается правильными математическими расчетами и расположенностью на линии времени (проверяем у доски) 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 

- На прошлом уроке мы с вами побывали  в городе Вавилоне, познакомились с царем Хаммурапи.

- Чем он прославился?

- А вы знаете, царь Хаммурапи нам прислал письмо. Интересно, о чем он нам написал?

-  Давайте прочтем письмо. 

(чтение письма, см приложение №5)

 

 

 

 

Он создал законы.

Чтение письма

(Приложение 5)

 

 

О чем нас просит царь?

- Какая же тема нашего урока?

- Сделайте предположение, почему царь заинтересовался Финикией?

- Поможем царю?

- Что же мы с вами должны выяснить о Финикии?

- Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос? 

- Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить учебную  задачу?        

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту «Древний Восток», «Финикийские колонии». Изучить легенду карты.

Найти на восточном берегу Средиземного моря Финикию и её города: Библ, Тир, Сидон; прочитать название страны, с которой предстоит познакомиться сегодня на уроке.

- Узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей, лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем.

Предлагают тему урока (Финикия – страна мореплавателей)

Ответы учащихся

 - Да

Чем прославилась Финикия, действительно ли  финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

Карта, учебник, рисунки, материалы Интернета.

Ответы учащихся

Каковы природные особенности Финикии?

Что позволило

финикийским мореплавателям отправиться в далекие путешествия?

Зачем финикийцам нужны были изобретения?

Находят на карте Финикию, названные города

 

Фронтальная,

 4. Первичное усвоение новых знаний. 

 

- Используя дополнительный материал (карточки), вы должны описать природные условия Финикии и занятия жителей этой страны( см. Приложение №6)

 

- Давайте подведём итог работы каждой группы и запишем выводы в тетрадь: 

 

Вопросы к 1 группе по рассказу финикийца:
1. В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
2. В чем природные особенности Финикии?

 

Вопросы к 2 группе по рассказу финикийца: 

1. Чем занимались жители Финикии?

2. Что продавали и покупали финикийцы?

 

Рассказ учителя о  колониях.

Рассказ учителя об изобретениях финикийцев

В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как же был открыт этот краситель?

 Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

 

Древнейший алфавит.

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

Тогда финикийцы создали собственное письмо - создали новую систему письма.

В отличие от древнеегипетского иероглифического и вавилонского клинописного письма у финикийцев каждый знак обозначал не слово, не слог и не сочетание согласных, а один согласный звук (гласные на письме стали обозначаться только в греческом алфавите 

Работа по группам:

 1 группа изучает природные условия

2 группа изучает занятия финикийцев

 

 

 

 

 

1 группа Природные особенности

1) На побережье восточного Средиземного моря, теплый климат

2) Рек нет.

 Почва неплодородная.

 Много строительного леса.

 

2 группа Основные занятия финикийцев:

1)мореплавание;               

торговля;

ремесло (ювелирное искусство, кораблестроение)

 выращивание оливок и винограда,

2) Продавали масло, вино, ливанский кедр, покупали пшеницу

Работа с картой, задание  № 2 (приложение № 2) или в рабочей тетради №60

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

физкультминутка 

5. Первичная проверка понимания 

 

- Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

 

 

- Ребята! Так что же мы ответим царю Хаммурапи? 

Ответы учащихся.

Природные условия - отсутствие плодородных обширных земель, близость к морю, наличие лесов, все это способствовало тому, что финикийцы были лучшими мореплавателями и торговцами

- Финикийцы  -  лучшие мореплаватели.

 

6.  Первичное закрепление 

- давайте проверим наши знания полученные на сегодняшнем уроке.

Выполнение Тестовых заданий № 3

 

Взаимоконтроль, при решении теста

«5»- выполнено 3 задания;

«4» - 2 задания;

«3» - одно задание;

 «2» -  ничего не выполнено

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 

Подведение итогов работы на рабочем листе учащихся

Подведение итогов на рабочем листе

Индивидуальная

Выставление оценок в рабочий лист и выведение средней оценки за урок

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Параграф 15 , напишите ответ, фараону начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

Запись домашнего задания в дневники

 

9.  Рефлексия (подведение итогов занятия) 

 

Беседа по вопросам.

 Что нового вы узнали?   Что было интересным? Что оказалось сложным? 

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Всем спасибо за урок!

выставление оценок в журнал 

Ответы учащихся

 

.  .  .