Открытый урок по истории древнего мира "Финикийские мореплаватели"
Открытый урок по истории древнего мира в 5 классе с учетом требований ФГОС
«Финикийские мореплаватели»
Автор: Савостеня Оксана Евгеньевна
Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности», исторические источники, презентация, рабочая тетрадь.
Раздаточный материал: исторические источники, тест.
Термины: колония, алфавит.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах, работа по карточкам с дидактическим материалом, индивидуальная работа с самопроверкой.
Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход, тестовые.
Оборудование: История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2010, мультимедийная презентация материалов урока.
Цель: способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев.
Задачи урока:
Познавательные:
1) Сформировать у учащихся представление о местоположении и природных условиях страны;
2) Определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев;
3) Продолжить формирование умений работы с исторической картой;
4) Продолжить формирование умений работы с источником;
5) Продолжить формирование умений формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие:
1) Продолжить работу над развитием речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса;
2) Продолжить работу над развитием мышления: учить выделять главное, учить анализировать, учить логически, мыслить.
Воспитательные: формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами; умение оценивать свои возможности, помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
УУД:
Личностные УУД:
– аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
- формирование понимания культурного многообразия мира.
Познавательные УУД:
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом уровне;
– находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
– устанавливать причинно-следственные связи – на простом уровне.
Коммуникативные УУД:
– излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
– корректировать своё мнение под воздействием контраргументов;
– организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы.
Регулятивные УУД:
- уметь организовываться к работе;
- уметь оценивать выполненные задания.
Метапредметные УУД: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
План урока:
1. Географическое положение и города Финикии.
2. Занятия финикийцев.
3. Открытия, сделанные финикийцами.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
1.Организационный этап.
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. - Какие страны мы уже изучили? - Какие страны существуют на карте мира и сейчас? - А сегодня мы отправимся на восток Средиземноморья и узнаем о стране с красивым названием, которой уже нет на карте мира. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Ответы учащихся. Египет, Древнее Двуречье Ответы учащихся |
|
2. Актуализация знаний. |
- Но сначала мы вспомним пройденный ранее материал. Организует проверку индивидуальных заданий (см. Приложение1) (-Хронологический диктант; -Работа с линией времени; - решение кроссворда) |
Выполняют индивидуальные задания Записывают в рабочие листы (см. Приложение 5) даты важных исторических событий и кроссворд Осуществляют взаимоконтроль по предложенной системе оценивания |
Взаимоконтроль 5 правильных ответов –«5», правильных ответов 4 – «4», правильных ответов 3 -«3», правильных ответа 2 и менее – «2» Линия времени оценивается правильными математическими расчетами и расположенностью на линии времени (проверяем у доски) |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
- На прошлом уроке мы с вами побывали в городе Вавилоне, познакомились с царем Хаммурапи. - Чем он прославился? - А вы знаете, царь Хаммурапи нам прислал письмо. Интересно, о чем он нам написал? - Давайте прочтем письмо. (чтение письма, см приложение №5) |
Он создал законы. Чтение письма (Приложение 5) |
|
|
О чем нас просит царь? - Какая же тема нашего урока? - Сделайте предположение, почему царь заинтересовался Финикией? - Поможем царю? - Что же мы с вами должны выяснить о Финикии? - Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос? - Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить учебную задачу? - Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту «Древний Восток», «Финикийские колонии». Изучить легенду карты. Найти на восточном берегу Средиземного моря Финикию и её города: Библ, Тир, Сидон; прочитать название страны, с которой предстоит познакомиться сегодня на уроке. |
- Узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей, лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем. Предлагают тему урока (Финикия – страна мореплавателей) Ответы учащихся - Да Чем прославилась Финикия, действительно ли финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? Карта, учебник, рисунки, материалы Интернета. Ответы учащихся Каковы природные особенности Финикии? Что позволило финикийским мореплавателям отправиться в далекие путешествия? Зачем финикийцам нужны были изобретения? Находят на карте Финикию, названные города
|
Фронтальная, |
4. Первичное усвоение новых знаний.
|
- Используя дополнительный материал (карточки), вы должны описать природные условия Финикии и занятия жителей этой страны( см. Приложение №6)
- Давайте подведём итог работы каждой группы и запишем выводы в тетрадь:
Вопросы к 1 группе по рассказу финикийца:
Вопросы к 2 группе по рассказу финикийца: 1. Чем занимались жители Финикии? 2. Что продавали и покупали финикийцы?
Рассказ учителя о колониях. Рассказ учителя об изобретениях финикийцев В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы. Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом. Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло. Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как же был открыт этот краситель? Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.
Древнейший алфавит. Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! В чем трудности египетского письма? Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем? Тогда финикийцы создали собственное письмо - создали новую систему письма. В отличие от древнеегипетского иероглифического и вавилонского клинописного письма у финикийцев каждый знак обозначал не слово, не слог и не сочетание согласных, а один согласный звук (гласные на письме стали обозначаться только в греческом алфавите |
Работа по группам: 1 группа изучает природные условия 2 группа изучает занятия финикийцев
1 группа Природные особенности 1) На побережье восточного Средиземного моря, теплый климат 2) Рек нет. Почва неплодородная. Много строительного леса.
2 группа Основные занятия финикийцев: 1)мореплавание; торговля; ремесло (ювелирное искусство, кораблестроение) выращивание оливок и винограда, 2) Продавали масло, вино, ливанский кедр, покупали пшеницу Работа с картой, задание № 2 (приложение № 2) или в рабочей тетради №60
|
Групповая
Индивидуальная
|
физкультминутка |
|||
5. Первичная проверка понимания
|
- Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?
- Ребята! Так что же мы ответим царю Хаммурапи? |
Ответы учащихся. Природные условия - отсутствие плодородных обширных земель, близость к морю, наличие лесов, все это способствовало тому, что финикийцы были лучшими мореплавателями и торговцами - Финикийцы - лучшие мореплаватели. |
|
6. Первичное закрепление |
- давайте проверим наши знания полученные на сегодняшнем уроке. |
Выполнение Тестовых заданий № 3
|
Взаимоконтроль, при решении теста «5»- выполнено 3 задания; «4» - 2 задания; «3» - одно задание; «2» - ничего не выполнено |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Подведение итогов работы на рабочем листе учащихся |
Подведение итогов на рабочем листе |
Индивидуальная Выставление оценок в рабочий лист и выведение средней оценки за урок |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Параграф 15 , напишите ответ, фараону начиная со слов «Я написал бы фараону, что …». |
Запись домашнего задания в дневники |
|
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Беседа по вопросам. Что нового вы узнали? Что было интересным? Что оказалось сложным? - Как вы оцените свою работу на уроке? Всем спасибо за урок! выставление оценок в журнал |
Ответы учащихся |
|