Современные образовательные технологии как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ
Современные образовательные технологии как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ
Автор: Алтынбаева Рузалия Наиловна
учитель истории и обществознания
ГБОУ "СОШ" с.Новое Мансуркино Самарской области
Одним их важнейших направлений деятельности Министерства образования и науки России является работа по обеспечению доступности и качества образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов с учётом их особых образовательных потребностей. Это послужило основой для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО для обучающихся с задержкой психического развития.
Современному учителю приходится решать важные задачи. Определять наиболее совершенные образовательные технологии, которые способствуют достижению детьми предметных, личностных, метапредметных результатов в процессе обучения.
Главная цель в образовании при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания. Создаются условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход.
У учителей имеется широкий арсенал педагогических средств, успешно используемых в работе с детьми школьного возраста. Это такие технологии:
1. Объяснительно–иллюстративные технологии.
2. Игровые технологии.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. Технология проектирования (метод проектов).
От правильного выбора и грамотного применения той или иной технологии зависит результативность и эффективность коррекционной работы с детьми на уроке и внеурочной деятельности. В условиях вариативности образования успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения становится немыслимой без организации системы КРО детей, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению. Новый стандарт предназначен для учеников, которые в силу особенностей своего здоровья, не могут в стандартных условиях освоить обычную программу, адресованную среднестатистическому школьнику. Новый стандарт призван устранить эту несправедливость, предоставив детям равное для всех право на общедоступное образование, записанное в нашей Конституции.
Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Учитель сообщает учащимся обобщённые знания, затем приводит множество частных примеров, подпадающих под общее правило, наполняющих абстракцию конкретным содержанием (иллюстрирует, растолковывает).
Объяснительно-иллюстративный метод не противоречит «деятельностному» подходу. Этот метод не пытается «дать знания в готовом виде, абстрагированными от способов их получения». Когда: «учитель наглядно преподаёт «готовые» знания и приёмы учебной работы, ученики копируют учителя только на начальном этапе. Затем, усваивая элементарные, а на их основе и более сложные приёмы учебной деятельности, учащиеся начинают работать самостоятельно». Ведь нельзя «самостоятельно работать», выполнять задания «на понимание», если ученик не освоил некоторых общих (теоретических) способов решения проблемы. Объяснительно-иллюстративные технологии это технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается визуальными средствами. Более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы.
Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, настольные игры. Занятия проходят в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это настраивает детей на выполнение заданий. Также интересен прием «занятие-сказка». На протяжении всего занятия, дети «путешествуя» по сказкам выполняют задания данные им героями сказок. Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание.
Сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. По виду деятельности педагогические игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности;
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- соответствие коррекционной цели занятия;
- учет принципа смены видов деятельности.
Здоровьесберегающие технологии. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия. Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей. Их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей. Радость и увлеченность соразмерно необходимости растущего организма в движении.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Технология проектирования (метод проектов).
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение имеющегося опыта и приобретения новых знаний.
Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
1. Проблематизация — постановка проблемы.
2. Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
3. Планирование — составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение, когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
4. Реализация имеющегося плана.
5. Рефлексия — это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы.
Проектная деятельность направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления воспитанника или обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность. А самое главное — проектная деятельность позволяет воспитаннику или обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать в конкурсах, конференциях.
При использовании технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе решаются важные задачи:
- создание условий для освоения знаний, умений и навыков детьми в различных видах деятельности;
- демонстрация детьми познавательной активности и творческой деятельности в рамках заданной темы, определение с помощью педагога имеющейся проблемы и прогнозирование результатов;
- активизация коммуникативной деятельности детей, создание условий для общения детей друг с другом и с взрослыми.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
В проектном обучении изменяется роль учителя, он превращается из «урокодателя» в организатора познавательной деятельности учащихся. Функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов конкретно заключаются в следующем:
- консультирование, помощь в подборе проектов;
- оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;
- поддержание рабочей обстановки в классе;
- нормирование труда школьников;
- анализ и обобщение работы отдельных учащихся;
- оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
Таким образом, в результате применения современных образовательных технологий в процессе обучения у школьников с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.