Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока риторики «Давайте говорить друг другу комплименты»

Дата публикации: 2018-09-09 15:58:58
Статью разместил(а):
Галузина Инесса Юрьевна

Конспект урока риторики в 5 классе

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Автор: Галузина Инесса Юрьевна

ГБОУ "Школа № 558", Санкт-Петербург

 

Цель: формировать  умение  использовать  в  речи  комплименты.

Задачи:

- ознакомление  с  понятием  «комплимент»  и средствами  его  выражения

- формирование  умения оценивать  свои  коммуникативные  удачи  и неудачи.

 - обучение умению отличать комплименты от льстивых слов;                

  - формирование умения использовать комплименты в речи;

  - воспитание чуткого отношения к людям, чувство благодарности, вежливость.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), учебник «Школьная риторика» для 5 класса под ред. Т.А. Ладыженской.

 

Ход урока

I. Оргмомент- Здравствуйте, ребята. Как обычно начнём урок с улыбки. Улыбнёмся друг другу и тихонько присядем.

 

II. Разминка- Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.

- Примите королевский вид.

Упражнения: «Посчитаем Егорок»,»Грустно -весело», «Лодочка»,»Язычок змеи»

 «Не запутайся в звуках»      

 Скороговорки.

После такой  разминки  мы  хорошо  справимся  со  следующим  заданием.

(Звучит отрывок из песни Булата Окуджавы)

- Какие чувства хотел передать автор слушателям?(радости, счастья, любви.)

На экране вы видите строки из этой песни:

               Давайте  восклицать,

               Друг  другом  восхищаться,

               Высокопарных  слов  не  надо  опасаться,

               Давайте  говорить  друг  другу  комплименты –

               Ведь  это  все  любви  счастливые  моменты.

Б.Окуджава.

- К чему призывает автор? (Мы должны замечать в людях хорошее)

Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.

- Какое новое слово встретилось вам? (Комплимент)

- Как вы  думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке, чему научиться

III. Объяснение нового материала 

 Риторический  анализ. 

Учитель: 

– Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Комплимент».

– Что является комплиментом? Подберите синонимы к этому слову

– Какие комплименты чаще всего слышим?

– С какой целью люди говорят комплименты?

· поддержать в трудную минуту;

· показать свое отношение;

· поднять настроение;

· сделать приятное.

– Обобщим сказанное и дадим определение этому понятию.

Итак,  комплимент – это  положительная  оценка  собеседника  с  точки  зрения  его  внешнего  вида,  манеры  общаться, проявления  хороших  качеств  характера.

Работа в парах. Попробуйте сделать комплимент своему соседу.

(Виталик, как ты прекрасно выглядишь! Этот строгий костюм тебе к лицу.)

(Женя, ты всегда очень отзывчивый. Вот и сегодня на перемене выполнил просьбу девочек.) 

-Ребята,  а  чего  не  хватало  в  вашем общении? (ответов  со  стороны  мальчиков)

- Как  можно  ответить  на  комплимент? (Спасибо)

 

-  Ребята, послушайте диалог  Этикеши  и  Риторика  и  найдите  другие варианты  ответов  на  комплимент.

Инсценировка. (Разговор Этикеши и Риторика на стр.учебника риторики)

- Я  рад,  что  ты  это  заметил.

-  Мне  было  очень  приятно  это  слышать.

-  От  твоих  слов  у  меня  поднялось  настроение.

-  Спасибо.  Ты  тоже  сегодня  прекрасно  выглядишь.

 

Обогащение речи.  Игра  «Четвертое  лишнее».

На  доске  записаны  слова:      ПОХВАЛА

                                                     КОМПЛИМЕНТ

                                                     ЛЕСТЬ

                                                     ОДОБРЕНИЕ

            Какое  из  этих  слов  лишнее?  Почему? 

            Чем  отличается  ПОХВАЛА  от  ЛЕСТИ?

ЛЕСТЬ  -  ЛЬСТИВЫЕ  СЛОВА  (неискренние  слова)

ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ  СЛОВА  (похвальные,  правдивые  слова)

 

 

Риторический глоссарий.

Учитель:

– В русском языке есть два прилагательных: лестный и льстивый. А есть слова лестные и слова льстивые. Чем они отличаются? (на доске ввести заметку)

– Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корысти. Льстивые слова – лицемерная похвала. Лестные слова – это и приятные, и правдивые слова. Вот вам синоним к слову комплимент.

           

IV. Закрепление материала.

Учитель:

– Вспомните, в каких литературных произведениях герои делают комплименты.

(Золушка, Ворона и Лисица, Милейшая бабулечка-Ягулечка)

 

Остановимся на басне И.А.Крылова «Кукушка и петух».  Инсценирование басни. Слушайте внимательно, чтобы оценить игру актеров.

К: – Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!

П: – А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!

К: – Тебя, мой куманек, век слушать я готова.

П: – А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова.

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, – что твой соловей!

К: - Спасибо, кум, зато по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички.

Учитель: - За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?

Дети: - За то, что хвалит он кукушку.

 

Учитель:

– Сделайте комплимент нашим актерам.

– А как можно ответить на комплимент?

– Как вы думаете, слова Петуха правдивые?

– Вы правы. Это не комплимент, а скорее всего лесть.  

           

Слайд 8.

Полезный совет.

Учитель: - Давайте составим рекомендации «Как нужно делать комплименты».

Ответы детей:

КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ:

1. Улыбаться.

2. Не смеяться.

3. Смотреть в глаза.

4. Говорить с восхищением.

5. Подбирать определенные слова.

6. Не опасаться высокопарных слов.

Учитель:

– А вот какие правила предлагаю вам я (ответ на слайде).      

Слайд 9.

Работа с УРС (учебно-речевыми ситуациями).

Учитель:

– Эти правила подходят для всех видов комплиментов. А какие виды вы знаете?

– Комплименты бывают: просьба, благодарность, приветствие.

 

Учитель: "Чтобы понять, как они используются на практике, выполним упражнения".

Работа  с  учебником.  Риторическая  игра.

        Упражнение 42.  Разыграйте  следующие  речевые  ситуации.

·         После  каникул  вы  случайно  встретили  своего  друга  и  обратили  внимание,  что  он  хорошо  выглядит:  загорел,  вырос,  повзрослел.

·         Вам  понравился  ответ  друга  на  уроке  истории.  Сделайте  ему  комплимент.

·         Ваша  мама  чем - то  расстроена.  Вы  делаете  ей  комплимент, который  поднял  бы  ей  настроение.

·         Вам  сделал  комплимент  младший  брат.  Как  вы  ему  ответите?

– Не забывайте пользоваться памяткой «Как нужно делать комплименты». Работайте в парах.

 

Подведение  итогов  игры. 

- Чья инсценировка  вам  понравилась?

- Какие комплименты  оказались  более  удачными?

- Почему  вы  так  считаете?

- Кто  из  ребят  не  справился с риторической  задачей

 

 

V. Обобщение.

Учитель: "Обобщим пройденный материал. Составим синквейн".

Чтение синвейнов, составленных ребятами.

Посмотрите Выпуск «Ералаша» от 2 октября 2011 года «Комплимент».

Определите: Почему произошла коммуникативная неудача?

Вывод: Три составляющих комплимента: улыбка, имя, комплимент.

           

VII. Итог урока.

- Интересно вам, ребята, было сегодня на уроке?

- Что полезного вы узнали?

- Сегодня  на  уроке  мы  учились  делать  комплименты.  Почему  нам так  важно  это  уметь? 

Чтобы научиться делать уместные, искрение комплименты, надо быть уверенным в себе человеком, с щедрым сердцем, внимательным и корректным.

Надеюсь,  что  теперь  вы  поняли,  как  можно  говорить  людям приятные  и,  что  очень  важно,  правдивые  слова. Попробуйте  сегодня дома  сказать  похвальные  слова  родным,  знакомым  и  делайте  это как  можно  чаще!

 Я  довольна  вашей  работой  на  уроке.  Вы  прекрасно  справились  со всеми  заданиями.  Мне  приятно  было  с  вами  общаться. 

 

9. Домашнее задание Кто не составил синквейн на уроке, составить дома.

Спасибо за урок.

.  .  .