Конспект урока риторики «Давайте говорить друг другу комплименты»
Конспект урока риторики в 5 классе
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Автор: Галузина Инесса Юрьевна
ГБОУ "Школа № 558", Санкт-Петербург
Цель: формировать умение использовать в речи комплименты.
Задачи:
- ознакомление с понятием «комплимент» и средствами его выражения
- формирование умения оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.
- обучение умению отличать комплименты от льстивых слов;
- формирование умения использовать комплименты в речи;
- воспитание чуткого отношения к людям, чувство благодарности, вежливость.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), учебник «Школьная риторика» для 5 класса под ред. Т.А. Ладыженской.
Ход урока
I. Оргмомент- Здравствуйте, ребята. Как обычно начнём урок с улыбки. Улыбнёмся друг другу и тихонько присядем.
II. Разминка- Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.
- Примите королевский вид.
Упражнения: «Посчитаем Егорок»,»Грустно -весело», «Лодочка»,»Язычок змеи»
«Не запутайся в звуках»
Скороговорки.
После такой разминки мы хорошо справимся со следующим заданием.
(Звучит отрывок из песни Булата Окуджавы)
- Какие чувства хотел передать автор слушателям?(радости, счастья, любви.)
На экране вы видите строки из этой песни:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б.Окуджава.
- К чему призывает автор? (Мы должны замечать в людях хорошее)
Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.
- Какое новое слово встретилось вам? (Комплимент)
- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке, чему научиться
III. Объяснение нового материала
Риторический анализ.
Учитель:
– Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Комплимент».
– Что является комплиментом? Подберите синонимы к этому слову
– Какие комплименты чаще всего слышим?
– С какой целью люди говорят комплименты?
· поддержать в трудную минуту;
· показать свое отношение;
· поднять настроение;
· сделать приятное.
– Обобщим сказанное и дадим определение этому понятию.
Итак, комплимент – это положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера.
Работа в парах. Попробуйте сделать комплимент своему соседу.
(Виталик, как ты прекрасно выглядишь! Этот строгий костюм тебе к лицу.)
(Женя, ты всегда очень отзывчивый. Вот и сегодня на перемене выполнил просьбу девочек.)
-Ребята, а чего не хватало в вашем общении? (ответов со стороны мальчиков)
- Как можно ответить на комплимент? (Спасибо)
- Ребята, послушайте диалог Этикеши и Риторика и найдите другие варианты ответов на комплимент.
Инсценировка. (Разговор Этикеши и Риторика на стр.учебника риторики)
- Я рад, что ты это заметил.
- Мне было очень приятно это слышать.
- От твоих слов у меня поднялось настроение.
- Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.
Обогащение речи. Игра «Четвертое лишнее».
На доске записаны слова: ПОХВАЛА
КОМПЛИМЕНТ
ЛЕСТЬ
ОДОБРЕНИЕ
Какое из этих слов лишнее? Почему?
Чем отличается ПОХВАЛА от ЛЕСТИ?
ЛЕСТЬ - ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА (неискренние слова)
ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ СЛОВА (похвальные, правдивые слова)
Риторический глоссарий.
Учитель:
– В русском языке есть два прилагательных: лестный и льстивый. А есть слова лестные и слова льстивые. Чем они отличаются? (на доске ввести заметку)
– Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корысти. Льстивые слова – лицемерная похвала. Лестные слова – это и приятные, и правдивые слова. Вот вам синоним к слову комплимент.
IV. Закрепление материала.
Учитель:
– Вспомните, в каких литературных произведениях герои делают комплименты.
(Золушка, Ворона и Лисица, Милейшая бабулечка-Ягулечка)
Остановимся на басне И.А.Крылова «Кукушка и петух». Инсценирование басни. Слушайте внимательно, чтобы оценить игру актеров.
К: – Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
П: – А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!
К: – Тебя, мой куманек, век слушать я готова.
П: – А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова.
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, – что твой соловей!
К: - Спасибо, кум, зато по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
Учитель: - За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
Дети: - За то, что хвалит он кукушку.
Учитель:
– Сделайте комплимент нашим актерам.
– А как можно ответить на комплимент?
– Как вы думаете, слова Петуха правдивые?
– Вы правы. Это не комплимент, а скорее всего лесть.
Слайд 8.
Полезный совет.
Учитель: - Давайте составим рекомендации «Как нужно делать комплименты».
Ответы детей:
КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ:
1. Улыбаться.
2. Не смеяться.
3. Смотреть в глаза.
4. Говорить с восхищением.
5. Подбирать определенные слова.
6. Не опасаться высокопарных слов.
Учитель:
– А вот какие правила предлагаю вам я (ответ на слайде).
Слайд 9.
Работа с УРС (учебно-речевыми ситуациями).
Учитель:
– Эти правила подходят для всех видов комплиментов. А какие виды вы знаете?
– Комплименты бывают: просьба, благодарность, приветствие.
Учитель: "Чтобы понять, как они используются на практике, выполним упражнения".
Работа с учебником. Риторическая игра.
Упражнение 42. Разыграйте следующие речевые ситуации.
· После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.
· Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему комплимент.
· Ваша мама чем - то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который поднял бы ей настроение.
· Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?
– Не забывайте пользоваться памяткой «Как нужно делать комплименты». Работайте в парах.
Подведение итогов игры.
- Чья инсценировка вам понравилась?
- Какие комплименты оказались более удачными?
- Почему вы так считаете?
- Кто из ребят не справился с риторической задачей
V. Обобщение.
Учитель: "Обобщим пройденный материал. Составим синквейн".
Чтение синвейнов, составленных ребятами.
Посмотрите Выпуск «Ералаша» от 2 октября 2011 года «Комплимент».
Определите: Почему произошла коммуникативная неудача?
Вывод: Три составляющих комплимента: улыбка, имя, комплимент.
VII. Итог урока.
- Интересно вам, ребята, было сегодня на уроке?
- Что полезного вы узнали?
- Сегодня на уроке мы учились делать комплименты. Почему нам так важно это уметь?
Чтобы научиться делать уместные, искрение комплименты, надо быть уверенным в себе человеком, с щедрым сердцем, внимательным и корректным.
Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, знакомым и делайте это как можно чаще!
Я довольна вашей работой на уроке. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Мне приятно было с вами общаться.
9. Домашнее задание Кто не составил синквейн на уроке, составить дома.
Спасибо за урок.