Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Диалог"

Дата публикации: 2018-06-27 17:02:14
Статью разместил(а):
Круглая Наталья Васильевна

Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме "Диалог"

Автор: Круглая Наталья Васильевна

 

Тип урока: урок получения новых знаний, комбинированный урок.

Цели:

- Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно расставлять знаки препинания.

- Образовательная: дать определение термина «диалог», показать особенности диалога, его отличия от прямой речи.

- Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу (через тексты упражнений, через работу в паре).

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные:

Находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами, правильно писать слова с изученными орфограммами.

- УДД:

Личностные: интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

- Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

- Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.

- Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологические высказывания.

 

Ход урока:

I. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь. Я очень рада видеть Вас, ребята, и думаю, что все готовы к работе.

У Вас на партах лежат рабочие листы. Это наш путеводитель на сегодняшнем уроке.

Напишите свою фамилию и имя.

Укажите, пожалуйста, на Р.Л., в каком настроении вы сейчас пребываете.

интерес

скука

равнодушие

раздражение

Другое (какое определи сам (-а)

 

 

 

 

 

I. Актуализация опорных знаний.

Приём «найдите соответствие» самостоятельно.                    

На прошлом уроке мы изучали разные по строению предложения. Я предлагаю Вам поработать с таблицей. Сопоставьте схемы с названиями предложений, соединив стрелками схему с названием предложения.

Слайд

1. Сопоставьте схемы и термины:

Название предложения (термины)

Схема

самопроверка ответа(-/+)

Простое предложение

(Когда…), […].

 

Сложносочинённое предложение

[О, О].

Сложноподчинённое предложение

«П!» – а.

 

Прямая речь

[], и [].

Ребята, Вам необходимо знаком «+» указать правильный ответ, а «-» ошибочный вариант.

Предлагаю посмотреть фрагмент из ералаша «Мандарин».

II. Подводящий диалог к теме урока. Постановка целей и задач урока.

Приём «Яркое пятно» Ералаш «Однажды» (про мандарин).

Так поступают настоящие друзья?

Я показала вам отрывок из ералаша не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока.

Сколько человек участвует в разговоре?

А знаете ли Вы, как называется разговор двух лиц?

Итак, тема сегодняшнего урока…

(Диалог)

Запишите в рабочие листы тему, где написано: "Тема урока".

III. Словарная работа

Интересна этимология этого слова:

Диалог от др. греч. dialοgοs «разговор, беседа», далее из dia «через; раздельно»+logos «слово, речь, разум; мнение»

В разговоре могут участвовать не только 2 человека, но и более, а иногда один человек может или вслух, или про себя выражать свои мысли.

В таком случае речь идет не о диалоге, а о монологе или полилоге.

Монолог - заимств. в XVIII в. из франц. яз., где monologue < греч. monologos — сложения monos «один», и logos «слово». См. диалог. 

Полилог - (от греч. polys – многочисленный + logos – разговор).

Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

Составьте 1-2 предложения с данными словами и запишите его.

(У нас сегодня на перемене с ребятами завязался интересный диалог.)

Переходим к наблюдению текста №1.

IV. Работа с текстом. Наблюдение.                                         

Прочитаем текст №1, который вы видите в своих рабочих листах. (Читает ученик).

Какие предложения используются автором текста?

 (Предложения с прямой речью).

Маль­чик услы­шал, как тяжело вздохнул светлячок и, не по­во­ра­чи­вая го­ло­вы, спро­сил у своего знакомого: «Что слу­чи­лось? Тебя так долго не было, и я по тебе со­ску­чил­ся». Светлячок только сейчас понял, что его собеседник не видит и тихо произнёс: «А разве ты не ви­дишь?» Мальчик ответил, что не видит, и попросил светлячка: «Рас­ска­жи мне, что ты ви­дишь. Спой свою песенку.  Мне так нра­вит­ся слу­шать, как ты кра­си­во опи­сы­ва­ешь при­ро­ду, небо, солн­це, траву…».

- Какие предложения используются в тексте? (предложения с прямой речью).

- Ребята, а можете ли вы перестроить эти предложения в диалог?

- Нет? (Да) Тогда попробуйте. Учащиеся пытаются составить диалог, но у них пока не получается.

- А что нам нужно знать, чтобы справиться с поставленной задачей? (Как оформить диалог).

Сформулируйте цели нашего урока?

(Узнать, что такое диалог, научиться расставлять знаки препинания в диалоге).

- Для того чтобы решить проблему, мы проведем наблюдение над языковым материалом и сделаем вывод.

Прочитаем текст №2. Обратите внимание на строение диалога и его оформление. (Читает ученик).

Слайд

 Маль­чик услы­шал, как тяжело вздохнул светлячок и, не по­во­ра­чи­вая го­ло­вы, спро­сил у своего знакомого:

– Что слу­чи­лось? Тебя так долго не было, и я по тебе со­ску­чил­ся.
– А разве ты не ви­дишь?
– Нет, — от­ве­тил маль­чик.
– Рас­ска­жи мне, что ты ви­дишь, — по­про­сил маль­чик.
– Спой свою пе­сен­ку. Мне так нра­вит­ся слу­шать, как ты кра­си­во опи­сы­ва­ешь при­ро­ду, небо, солн­це, траву…

- Скажите, чем отличаются тексты?

(в первом тексте предложения с прямой речью, а второй – это диалог).

- А ещё чем? (первый текст больше, потому что в нем каждое предложение прямой речи требует пояснения автора в большей степени, а в диалоге не обязательно сопровождать каждую реплику словами автора).

Ребята, кто может сформулировать пунктограмму оформления диалога на письме?

(Ответы учащихся)

Минутка отдыха   

V. Работа с учебником. Стр.117

Прочитайте теорию в учебнике. Сравните полученные знания на уроке с теоретическим материалом учебника.

- Ребята, мы верно с Вами сформулировали правило оформления диалога на письме?

- А что нового Вы узнали из теоретического материала учебника?

(Ответы учащихся: Разговор между двумя лицами называют диалог, а слова каждого – реплики).

Еще раз повторите теорию в учебнике и расскажите правило друг другу.

VI. Первичное закрепление нового материала.             

1. Итак, диалог – это разновидность прямой речи. В чем отличие диалога от прямой речи?

Ваша задача: заполнить таблицу. 

Прямая речь

Диалог

1.Одно лицо

1. Два лица (чаще, может быть несколько собеседников)

2.Реплики заключаются в кавычки

2. Перед каждой репликой ставится знак «тире»

3. Фразы записываются в строчку

3. Реплику каждого лица записывают с новой строчки

Слайд

 (Оцените свою работу, заполнив таблицу самооценки,  поставьте знак «+» в соответствующую колонку).

Нет ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

 

 

 

 

2. Работая в парах, расставьте знаки препинания в диалоге, используя учебник. (В рабочих листах текст без знаков препинания)

И тут толь­ко свет­ля­чок понял, что маль­чик сле­пой и произнес:

– Давай я тебе се­год­ня рас­ска­жу про друж­бу.
– А что это такое? Ты рань­ше не пел мне об этом,- проговорил мальчик.
– Рань­ше я про­сто не знал, что это такое, а те­перь знаю, - твёрдо сказал светлячок.

Самопроверка. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы, оцените работу, заполнив таблицу самооценки, поставьте знак «+» в соответствующую колонку.

Нет ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

 

 

 

 

 

VII.  Творческое задание. (Работа в парах или можно объединиться в группы, если вам так будет удобнее работать).

Перед вами сюжетные картинки. Ваша задача: описать картинку, включив в текст диалог из 5-6 реплик, сопровождаемых автором, не забудьте правильно расставить знаки препинания при диалоге, не забудьте дать имена героям. Придерживайтесь норм литературного языка.

Начало вашего сочинения может быть таким:

 В воскресенье мы с ребятами собрались пойти в городской парк (покататься с горки, слепить снеговика, повесить кормушки для птиц, покормить птиц, понаблюдать за птицами (за ними), поиграть в снежки).

А заключение может быть таким:

Весёлая и полезная получилась прогулка.

Чтение трёх рассказов.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

VIII. Мы подошли к следующему заданию, где вы должны внимательно слушать и быстро записать ответ в таблицу. Как называется такая работа? («блиц-опрос»).

Я говорю вам формулировку из правила, а вы записываете одним-двумя словами ответ.

1. Разговор двух или нескольких лиц – это … (диалог).

2. Слова, высказывание, ответ, предложение одного из собеседников… (реплика)

3. Слова каждого лица в диалоге пишутся с … (новой строки)

4. Перед каждой репликой ставится … (тире)

5. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся … (те же) знаки, что и при прямой речи,

6. но без … (кавычек)

Блиц-опрос: ответ записываем одним-двумя словами.

Ответ

Самооценка («+»; «-».

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

Слайд

Проверим ответы. Поставьте знак «+», если ответ правильный «-» если ответ ошибочный).

Поднимите руку, у кого ответ без ошибок.

Вы оценивали свою деятельность в течение всего урока, пришло время подсчитать все плюсы и поставить отметку за урок.

 

Критерии оценивания:

Оцените свою работу.

Безошибочная работа оценивается отличной отметкой – 5

1 ош – «4»

2 ош – «3»

Оценки за урок я поставлю каждому участнику сегодняшнего урока.

А за работу на уроке могу отметить ответы следующих учащихся:

Домашнее задание:

Упражнение 254 или 255 (на ваш выбор).

А теперь, ребята, я попрошу Вас отметить галочкой свое настроение.

Изменилось ли оно у Вас в конце урока?

Как изменилось? Какое у Вас настроение сейчас?

 

Приложение к уроку.

 

Рабочий лист

Фамилия, имя ___________________________________________________

Настроение в начале урока:

интерес

скука

равнодушие

раздражение

Другое (какое определи сам (-а)

 

 

 

 

 

I. Повторение

Найдите соответствие. Сопоставьте схемы и термины (соедините стрелочками).

Название предложения (термины)

Схема

самопроверка ответа(-/+)

Простое предложение

(Когда…), […].

 

Сложносочинённое предложение

[О, О].

 

Сложноподчинённое предложение

«П!» – а.

 

Прямая речь

[…], и […].

 

 

II. Просмотр видеоролика.

Тема урока _______________________________________________

III. Словарная работа. (Записать составленные предложения).

IV. Работа с текстом. Наблюдение.

Текст № 1. Маль­чик услы­шал, как тяжело вздохнул светлячок и, не по­во­ра­чи­вая го­ло­вы, спро­сил у своего знакомого: «Что слу­чи­лось? Тебя так долго не было, и я по тебе со­ску­чил­ся». Светлячок только сейчас понял, что его собеседник не видит и тихо произнёс: «А разве ты не ви­дишь?» Мальчик ответил, что не видит, и попросил светлячка: «Рас­ска­жи мне, что ты ви­дишь. Спой свою песенку.  Мне так нра­вит­ся слу­шать, как ты кра­си­во опи­сы­ва­ешь при­ро­ду, небо, солн­це, траву…».

Текст № 2. Маль­чик услы­шал, как тяжело вздохнул светлячок и, не по­во­ра­чи­вая го­ло­вы, спро­сил у своего знакомого:

– Что слу­чи­лось? Тебя так долго не было, и я по тебе со­ску­чил­ся.
– А разве ты не ви­дишь?
– Нет, — от­ве­тил маль­чик.
– Рас­ска­жи мне, что ты ви­дишь, — по­про­сил маль­чик.
– Спой свою пе­сен­ку. Мне так нра­вит­ся слу­шать, как ты кра­си­во опи­сы­ва­ешь при­ро­ду, небо, солн­це, траву…

V. Работа с учебником. Стр.117.  Прочитайте теорию в учебнике.

VI. Сравните полученные знания на уроке с теоретическим материалом учебника.

1.      В чем отличие диалога от прямой речи? Заполните таблицу, работая в группах.

Прямая речь

Диалог

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Оцените свою работу.

Нет ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

 

 

 

 

2. Расставьте знаки препинания в диалоге, можно воспользоваться учебником.

И тут толь­ко свет­ля­чок понял, что маль­чик сле­пой и произнес:

Давай я тебе се­год­ня рас­ска­жу про друж­бу.
А что это такое? Ты рань­ше не пел мне об этом проговорил мальчик.
Рань­ше я про­сто не знал, что это такое, а те­перь знаю твёрдо сказал светлячок.

Нет ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

 

 

 

 

VII. Творческое задание. (Работа в парах).

Перед вами сюжетные картинки. Ваша задача: описать картинку, включив в текст диалог из 5-6 реплик, сопровождаемых автором, не забудьте правильно расставить знаки препинания при диалоге, не забудьте дать имена героям. Придерживайтесь норм литературного языка, высказываний в вежливой форме.

Начало вашего сочинения может быть таким:

 В воскресенье мы с друзьями собрались пойти в городской парк (покататься с горки (на санках, на лыжах); слепить снеговика; на деревья повесить кормушки для птиц; покормить птиц; понаблюдать за птицами (за ними); поиграть в снежки).

А заключение может быть таким:

Весёлая и полезная получилась прогулка.

VIII. Блиц-опрос: ответ записываем одним-двумя словами.

Ответ

Самооценка («+»; «-».

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

Моя отметка за работу на уроке: ______________

интерес

скука

равнодушие

раздражение

Другое (какое определи сам (-а)

 

 

 

 

 

.  .  .