Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Метапредметные связи уроков литературы с различными видами искусства

Дата публикации: 2018-06-18 19:06:53
Статью разместил(а):
Иванова Светлана Валерьевна

Метапредметные связи уроков литературы с различными видами искусства

(использование технологии театрально-эстетической деятельности на уроках словесности)

Автор: Иванова Светлана Валерьевна

ГБОУ "Школа № 46" Приморского района Санкт-Петербурга

 

Актуальность проблемы

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания  порождают потребность в личности, способной к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — одно их средств развития личностных способностей человека.

Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.Речь идет о становлении новой педагогической парадигмы, нового мышления и творчества в образовательной сфере. Ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Рождается школа «культуротворческого» типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру.Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Театральная педагогика - эффективная технология, применяя которую, можно активизировать творческий потенциал личности ребенка и добиться развития его общей культуры и личности в целом. Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Инновационный продукт, который представляет МО учителей русского языка и литературы, - это использование технологии театрально-эстетической деятельности на уроках словесности.  Мы хотим поделиться накопленным опытом работы по следующим направлениям:
- посещение театров и встречи с мастерами художественного слова
- художественное чтение
- инсценирование художественных произведений
- выставка иллюстраций

Посещение театров и встречи с мастерами художественного слова.

Театральная педагогика начинается со знакомства с театром, с театральным искусством. В театре совершается художественное действие, которое дает человеку новые идеи, меняет мировоззрение, заставляет посмотреть на некоторые вещи и проблемы совершенно другими глазами.  Все это происходит благодаря драматическому действию, которое играют актеры перед зрителем. Борьба характеров, индивидуальностей, общественно-политические конфликты – все это лежит в основе спектакля. Достичь понимания при просмотре можно только путем слияния с героями, сопереживая им. При посещении театра захватывает дух от его величия, строгой красоты, классической архитектуры. Театр – это такое место, куда воспитанному, порядочному человеку хочется возвращаться снова и снова.

Вот почему мы включаем посещение театра в свои учебно-воспитательные планы работы и уделяем этому особое внимание. Остановимся на спектаклях по литературным произведениям школьной программы. Посещение театра требует определённой предварительной работы.Во-первых, выбор спектакля ведётся с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся и уровня сформированности эстетических вкусов и эстетической восприимчивости, интереса к ценностям культуры.Во-вторых, учителю необходимо или просмотреть предварительно спектакль, или познакомиться с отзывами, чтобы правильно спланировать работу. В-третьих, перед просмотром спектакля ученикам даётся определённое учебное задание, которое впоследствии будет обсуждаться в классе. В-четвёртых, накануне посещения спектакля необходимо напомнить детям правила культурного поведения, рассказать о театре и психологически настроить учащихся.Не менее значимый этап работы – осмысление увиденного.

После просмотра с учащимися обязательно надо обсудить спектакль, сопоставить читательское восприятие с режиссёрским и актёрским решением, необходимо дать возможность учащимся свободно высказать своё мнение, поделиться впечатлением, задать вопросы. Увидев спектакль, учащиеся практически всегда открывают в литературном произведении что-то новое, на что не обратили внимание при чтении.Наиболее полезна и эффективна работа по составлению отзыва о спектакле. В 5-6 классе школьники работают над отзывом, используя инструкции, примерный перечень вопросов, другие рекомендации, учатся выражать свою собственную точку зрения, давать свою оценку игре актёров. В старших классах учащиеся уже самостоятельновыполняют письменную творческую работу, составляя отзыв о спектакле.

Давней традицией в нашей школе стали встречи в библиотеке с мастерами художественного слова. Проведение этих встреч мы организуем совместно с заведующей библиотекой. Опыт подтверждает положительное влияние таких уроков на развитие детского интеллекта , читательских пристрастий, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи. Актёрское чтение художественного произведения таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения к тексту оригинала.

На основании положительного опыта работы учителями нашего МО составлены следующие рекомендации:
-  в помощь учителям и классным руководителям перечень спектаклей петербургских театров, рекомендованных для просмотра детьми среднего и старшего школьного возраста;
- совместно с заведующей библиотекой  составлена программа встреч с мастерами художественного слова (артистами детской филармонии)
- разработана инструкция по составлению отзыва о спектакле.

Обогащать театральный опыт подростка – это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. И как следствие юный зритель сам тянется на сцену, охотно становится сам «актером».

Художественное чтение

Первый шаг ученика на сцену – это художественное чтение литературного произведения на уроках литературы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения. Именно художественное чтение позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова. На уроках литературы мы работаем над различными видами художественного чтения:
- выразительное чтение лирических и эпических произведений
- ролевое чтение
- интонационное чтение (отработка повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации)
- чтение со сменой эмоциональной окраски.

Технологию художественного чтения учителя литературы используют на каждом уроке, но помимо урочной деятельности, эта работа проводится и в рамках  внеклассных мероприятий. Каждый год в школе проходит конкурс чтецов. Нашим МО  разработана система оценивания исполнителей, в которой учитываются различные позиции: выразительность, интонация, поза, жесты и т.д., то есть всё то, что  мы отрабатываем на уроках литературы.  Такие конкурсы становятся своего рода итогом работы учителя и ученика над художественным чтением. Второй год подряд наши школьники участвуют во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика. Художественное чтение развивает художественно-творческие способности учащихся, развивает навыки общения, создаёт условия , позволяющие ребёнку найти своё место в творчестве, воспитывает любовь и интерес к культуре Отечества и к мировой культуре.

Театрализация

Одно из эффективных средств развития творчества на уроках литературы – театрализация. Она способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом, так имеют некоторую общность  по своим целям и принципам построения, таким как:

- эмоциональное воздействие

 - эстетическое воспитание

- принцип коллективности

- ролевой аспект деятельности

- необходимость педагогического руководства

На уроках можно использовать различные приёмы театрализации:

- Инсценирование фрагментов произведений

- Литературно-музыкальные композиции.

Персонификация: реально живший исторический персонаж, литературный герой или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.

Представление учеником  выбранного  персонажа. Учащиеся угадывают, кто это, включаются в игру.

Угадывание произведения или эпизода,представленного в пантомиме.

Передача информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию или посредством импровизации.

Привлечение театрализованных сцен является одним из важных аспектов реализации метапредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию.

Театрализация включает несколько этапов работы: написание сценария,  распределениеролей,подготовка костюмов и реквизита, репетиции, выступление.

Трансформирование текста для сцены заставляет учеников  внимательно  вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты.Театрализация  развивает способность воспринимать пластический образ событий, пластическое восприятие жизни вообще и себя в этой жизни, восприятие жизни в действии и через действие.

Драматизация  тренирует  речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, пластичность.  Развивает  симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывает способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе. Живой и яркий образ, глубокое и живое переживание она ставит на место сухого усвоения. Вместо односторонней работы ума к работе привлечена  вся  личность ребенка; ум, чувства, воображение, воля участвуют в сложном творческом процессе драматического воспроизведения.

Словесники в нашей школе выходят за рамки своих уроков, активно сотрудничая с учителями- предметниками. Например, Химический спектакль старшеклассников для 5-6-х классов, Восточная легенда из истории шахмат в рамках Недели математики.

Театрализация  разнообразит, углубляет и оживляет урок, призывает к творческой активности всех детей без исключения. Она привлекательна ещё и тем, что вносит в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, развивает коммуникативные навыки. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала, читают дополнительную литературу, чаще обращаются за консультацией к учителю.

Выставка иллюстраций как реновация  в преподавании курса словесности в 5 - 6 классах

Иллюстрирование словесных произведений актуально по трем причинам:

во-первых, потому, что у учащихся 5-6 классов преобладает образно-эмоциональное мышление, следовательно, они нуждаются в богатом видеоряде;
во-вторых,потому, что иллюстрация облегчает понимание словесного текста, выстроенного по законам логики, которые начинают познавать учащиеся средней школы;
во-третьих,потому, что учитель словесности, обращаясь к собеседнику-ученику, должен, по выражению актеров, «сломать четвертую стену», являющуюся воображаемой границей между вымышленным миром текста и читателем, между произведением и критикой, между экраном телевизора, компьютера, кино и текстом.

Цель: развить сенситивные способности ребенка, сочетая работу речевого, образного, цветового и эмоционального отделов мозга.

Задачи: 1) решить проблему «текст – читатель», 2) раскрыть творческий потенциал учеников,
3) вызвать интерес к изучению предмета, 4) способствовать развитию перцептивного общения с текстом (= уметь проникать  во внутренний мир героев произведения, их мысли и чувства).

Практическому решению задач способствуют уроки русского языка и литературы, а также организация выставок детских рисунков, проводимых целенаправленно, по определённому заданию учителя.

Общие принципы работы в цикле «Урок-Выставка»:

•          Проведение урока по определенной теме с максимально насыщенным видеорядом

•          Формулировка проблемной задачи на уроке и дома (при выполнении иллюстративной работы учеником)

•          Ознакомление учащихся с критериями оценки работы

•          Фиксирование факта участия на уроке и в выставке

•          Всеобщее тайное голосование за работы, представленные на конкурс

•          Подведение итогов урочной и выставочной деятельности

•          Поощрения и призы

Поступая учителю, все работы подписываются на обратной стороне, нумеруются на лицевой и выставляются на всеобщее обозрение. В течение нескольких дней проходит тайное голосование, по результатам которого объявляются победители.  Лауреаты конкурса награждаются грамотами, книгами и сладкими призами. В особых случаях – отметкой в журнал.

По методу отображения действительности  иллюстрации делятся на художественно-образные и научно-познавательные.

Научно-познавательные.

представляют собойизображения предметов и явлений живой или неживой природы, человека, результатов человеческой деятельности, логических и математических отношений. Целью познаниябудет тот или иной предмет, та или иная научная истина. Научно-познавательные иллюстрации служат средством постижения окружающего мира, поэтому от них требуется безукоризненная точность, максимальное приближение к оригиналу. Для таких иллюстраций важной становится не эмоциональная и художественная, а научная достоверность.

    В свою очередь, научно-познавательные иллюстрации как средство информации делятся на следующие группы:

иллюстрации, имеющие безусловный предметный характер (рисунок, фотография);

 иллюстрации, имеющие условный характер (чертеж, схема, карта);

 иллюстрации, имеющие отвлеченный характер (график, математический чертеж).

В 5 – 6 классах используется первая группа научно-познавательных иллюстраций – рисунки и фотографии.

Пример выставкинаучно-познавательных иллюстраций
Русская народная волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Теоретической основой изучения волшебных сказок является монография В.Я. Проппа «Морфология русской сказки». В ней излагаются основные композиционные моменты фольклорного произведения: Сказочный зачин, Встреча с чудесным и таинственным как даром судьбы, Нарушение запрета и утрата подарка, Путь героя и  преображение внутреннего мира в испытаниях, Битва с темной силой и победа над ней, Новое и заслуженное обретение дара, Счастливый конец.

Композиция волшебной сказки ложится в основу и методики проведения урока, и методики организации выставки. Ученикам предлагается ЗАДАНИЕ: сделать иллюстрации к основным композиционным моментам сказки.

Художественно-образные иллюстрации.

создаются в основном к литературно-художественным текстам в целях усиления общего впечатления от литературного произведения с помощью зрительных образов. Здесь не пассивное повторение сюжета, а творческая переработка и интерпретация его. Достоверность и ценность подобных иллюстраций заключаются не столько в точном отражении эпохи, во время которой происходят описываемые в произведении события, сколько в верной передаче сути раскрываемого автором конфликта.

Пример выставки художественно-образных иллюстраций – «Басни Крылова»

Основной метод работы с басней на уроке – ролевая игра с выявлением нравоучения.

Задание, которое получают учащиеся до открытия выставки – изобразить  героев басни так, чтобы читатель по иллюстрации догадался о назидательной стороне басни; через рисунок передать юмористическую основу басни, чтобы она стала интересна современному читателю.

Функции иллюстраций.

Помимо своей основной функции – пояснения – изобразительный материал выполняет и другие функции. Изображение активно включено в коммуникативный процесс, осуществляемый книгой, поэтому информационную функцию иллюстраций следует признать одной из важнейших.

Еще одна неотъемлемая функция иллюстраций – эстетическая, так как изображение проявляет себя и как самостоятельная художественная форма, и как полноправный элемент текста.

Функция эмоционально-психологического воздействия иллюстрации, или функция облегчения восприятия информации.

Все функции иллюстрации тесно переплетены: одна вытекает из другой, одна обусловливает другую.

Принимая во внимание законы психологии, можно эффективно чередовать текстовой и изобразительный материал, тем самым направляя внимание читателя в нужное русло.  Иногда достаточно заменить громоздкий текстовой материал емким рисунком, чтобы сделать информацию понятной и доступной. Изобразительный материал выставки имеет двойную эстетическую нагрузку. С одной стороны, иллюстрация сама является предметом искусства и результатом художественного творчества. С другой стороны, она – один из элементов текста. Наслаиваясь друг на друга, иллюстрации и текст взаимодействуют друг с другом, образуют единый ансамбль произведения, формируют  эстетический образ, определенным образом влияют на читателя.

Хотя информация гуманитарного профиля лучше воспринимается в виде текста, но и художественно-образные, и научно-познавательные иллюстрации в некоторых случаях могут служить формой ее подачи или дополнять ее. Визуализация ключевых моментов повествования дает читателю дополнительную информацию, активизирует его духовную, ментальную деятельность. Во многих случаях пространное объяснение удается заменить хорошей, понятной иллюстрацией, сэкономив тем самым  время урока, необходимое для усвоения материала. 

Уроки с элементами театрализации, выставки иллюстраций, ролевые игры и  другие приёмы театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Ребёнку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Это ли не главная задача учителя литературы?

.  .  .