Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Средства развития абстрактно-логического мышления обучающихся

Дата публикации: 2018-06-16 08:49:41
Статью разместил(а):
Темникова Светлана Андреевна

Средства развития абстрактно-логического мышления обучающихся

Автор: Темникова Светлана Андреевна

 

Предметные средства, способствующие развитию абстрактно-логического мышления обучающихся на начальном этапе изучения физики

1. Понимание учебного текста

Когда на урок первый раз приходят семиклассники, мы всегда сталкиваемся с тем, что при работе с текстом учебника физики, обучающиеся стараются продемонстрировать в первую очередь технику чтения. И чтобы ответить на вопрос по прочитанному материалу, им, как правило, приходиться читать снова. Владение техникой смыслового чтения – очень важный навык для обучающихся, как начинающих изучать предмет, так и делающих это в течение какого-то времени.

В течение всего первого года обучения физике, перед тем, как дать задание обучащимся что-то прочитать в классе или выполнить домашнее задание дома, изучая параграф учебника, надо постараться настроить обучающихся на определенный характер работы с текстом.  Заданиями к тексту и принципами работы с текстом могут быть следующие:

1. Выделение главного в тексте (ответить на вопрос: о чем прочитал?);

2. Внимательно относиться к каждому слову текста или задачи (желательно работать с карандашом в руке, все ли заметил?);

3. Стараться понять смысл всех слов, понятий, выражений (все ли понял?);

4. Следить за логикой изложения (описание явления, опыта, устройства);

5. Определить основную идею текста и, сформулировав ее кратко, запомнить.

6. Составить краткий план текста;

7. Задать вопросы к тексту (система «тонких» и «толстых» вопросов).

Чтобы составить план ребенок должен выделить главные мысли текста, разделить его на смысловые части (т.е. выполнить анализ), дать им названия, заметив логические связи между ними. Подобная работа позволяет формировать мыслительные операции и методы сравнения, анализа и синтеза. 

Перед тем, как предлагать составить план к тексту необходимо научить обучающихся делать это. Можно делать так:

- учитель называет пункт плана, чтобы обучащиеся нашли для него часть текста;

- работа по группам: придумывают название части текста, обсуждают его и решают, какое название лучше;

- учитель «перепутывает» пункты плана, а обучающиеся «исправляют» его.

Тезисы или сжато сформулированные основные констатирующие положения текста также требуют от составляющих их умения выполнять анализ и синтез текста. Чтобы составить тезисы, позволяющие наиболее полно раскрыть содержание учебного материала,  обучающиеся разбивают текст на несколько частей, находят в них самое главное и формулируют положения, утверждающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.  

Можно, работая с тестом учебника и знакомясь с новыми физическими явлениями, величинами, законами, предложить обучающимся представить полученные сведения в виде таблицы, т.е. выполнить задание, развивающее умение синтезировать, например:

Таблица - Физическое явление:

Название физ. явления

В чем заключается

Объяснение

Как проявляется

Применение

 

 

 

 

 

Можно предложить обучающимся представить материал параграфа в виде схемы, то есть выполнить операцию синтезирования.

Работу с текстом учебника можно превратить в активный творческий процесс и тем самым осуществить одну из основных задач обучения – развитие творческого мышления обучащихся, путем формирования мыслительных операций сравнение, анализ и синтез.

2. Работа с рисунками, графиками, таблицами, схемами

Развитие абстрактно-логического мышления на начальном этапе изучения физики можно и нужно осуществлять при обучении обучащихся некоторым видам деятельности. Этими видами деятельности могут быть: распознавание физического явления, распознавание объектов, сравнение объектов и многое другое.

Для обучения видам деятельности необходим широкий спектр дидактического материала, поэтому подготовка дидактики к уроку – важнейший этап подготовки урока.

Кроме того, чтобы на уроках физики иметь возможность систематического формирования мыслительных операций, необходимо использовать 10-12 различных упражнений.  П.Я.Гальперин рекомендовал применять задания, различные по логическим характеристикам (только с необходимыми признаками, с нехваткой признаков, с лишними признаками), психологическим характеристикам (различное соотношение наглядных и понятийных признаков), предметным характеристикам. И порядок заданий должен обеспечивать контрастность, психологическую неожиданность, «чтобы все время держать испытуемого в состоянии высокой интеллектуальной бодрости, бдительности».

Итак, например, при анализе иллюстрации, можно предложить обучающимся ответить на простой вопрос: что из того, что вы видите на экране (иллюстрации динамические, поезд едет), движется?

Ответы очевидны. Тогда можно предложить вспомнить определение механического движения, выделить его признаки и проверить наличие всех этих признаков у тел. Все вместе называем признаки механического движения:

1.            наличие тела отсчета;

2.            изменение положения тел относительно тела отсчета;

Для новых ответов обучащимся можно предложить следующий план:

1.            о движении какого тела пойдет речь?

2.            что примем за тело отсчета (вагон, лес, пассажира)?

3.            сравнить начальное и конечное положения тела?

4.            сделать вывод.

В дальнейшем такой вид деятельности отрабатывается всегда, если распознавание физического явления или объекта по его определению сопровождается некоторыми затруднениями.

Примером отработки понятия «материальная точка» может являться следующая работа по сравнению иллюстраций. Анализируются:

1. Условия движения;

2. Размеры тел в данных условиях.

Вот еще пример учебного задания для работы с рисунком по теме «Постоянный ток»: вычислите сопротивление спирали, используя данные рисунка.

При выполнении этого задания можно сначала предложить обучающимся ответить на ряд вопросов (выполнить анализ), например, таких:

1.           Перечислите элементы данной цепи;

2.           Цепь замкнута или разомкнута? Почему?

3.           Что в цепи соединено последовательно, а что параллельно?

4.           Правильно ли подключены в цепь амперметр и вольтметр?

5.           На каком участке цепи вольтметр измеряет напряжение?

6.           Знание какого закона позволит решить задачу? Почему?

Еще задания при работе с рисунками:

1.            Сравните строение вещества в разных агрегатных состояниях;

2.            Сравните разные приборы одного назначения (барометры и манометры, весы, электроизмерительные приборы, приборы для измерения влажности и др.);

Графики – отличное средство, наглядно демонстрирующее связь физических величин. Графики в основном позволяют формировать мыслительные операции: анализ и сравнение.

Впервые обучающиеся знакомятся с графиками при изучении темы «Механическое движение». В первую очередь, надо показать как выглядят графики зависимости пути от времени, скорости от времени, если:

- тело покоится;

- тело движется равномерно;

- тело движется равноускоренно.

Предлагая различные графики, можно попросить обучающихся определить скорость или пройденный путь в заданный момент времени.

Еще примеры заданий при работе с графиками:

1.              Выбрать участки, отображающие равномерное движение;

2.              Выбрать участки, отображающие равноускоренное движение;

3.              Выбрать участки, отображающие равноускоренное движение с отрицательным ускорением;

4.              Выбрать участки, отображающие неравномерное движение;

5.              Вектор ускорения сонаправлен с вектором скорости;

6.              Движение совпадает с направлением оси ОХ, не совпадает;

7.              Определить скорость, ускорение, пройденный путь, координату и время встречи и др.

При работе с таблицами важно, чтобы обучающиеся поняли, что таблица – это не просто строки и столбцы, а научились анализировать данные, представленные в табличном виде. Так, при изучении плотности вещества, очень полезно вместе с обучающимися выполнить анализ данных таблиц «Плотности некоторых твердых тел, жидкостей и газов».

Работу можно организовать в форме фронтальной беседы (анализ, сравнение):

1.           Назовите единицы измерения плотности. Какова размерность плотности в СИ?

2.           Какова закономерность перевода из одной размерности плотности в другую?

3.           Назовите вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных тел;

4.           Какие три замечательные жидкости имеют одинаковую плотность? 

5.           Какова плотность одного и того же вещества в различных состояниях? почему? с чем это связано? приведите примеры; 

6.           Сравните плотности воды и масла. Почему масло собирается на поверхности воды? 

7.           Как разместятся в одном сосуде следующие жидкости: вода, масло и ртуть?

8.           Имеет ли плотность воздух? и т.д.

В дальнейшем, данные представленные в таблице очень удобно использовать на обобщающих уроках, как способ систематизации знаний.

.  .  .