Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка системы методических приемов и ее характеристика

Дата публикации: 2018-06-15 10:44:31
Статью разместил(а):

Разработка системы методических приемов и ее характеристика

Автор: Матросова Юлия Викторовна

Учитель географии и биологии МБОУ «Лицей «Эврика»

 

Для работы с географической информацией способствующей активизации познавательной деятельности школьников в курсе «география 5-6 класса» была создана система уроков, содержащих ряд методологических приемов.

Система уроков составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, их интеллектуального развития, способностей реализовывать поставленные цели обучения. В данную систему входят 8 уроков по двум разделам – 4 урока по теме «Внутреннее строение Земли» в 5 классе, 4 урока по теме «Геосферы Земли» в 6 классе.

Система уроков работы с географической информацией рассматриваются на примере конкретных методических приемов, которые используются на разных этапах урока:

1. При проверке знаний и умений учащихся;

2. При изучении нового материала;

3. Закрепление изучаемого учебного материала;

4. При подготовке домашнего задания.

Проект системы уроков по работе с географической информацией направленных на активизацию познавательной деятельности школьников в курсе «География 5-6 класса» представлен в таблице (таблица 1).

Система методических приемов работы с географической информацией, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся в курсе географии 5-6 класса

 

Таблица 1.

Методический прием

Деятельность учащихся на методическом приеме

Темы уроков и этапы уроков

Примеры заданий

В процессе использования приема формируется

«Моделирование»

Предполагает выделение из полученной информации главной с использованием дополнительного материала для возможности актуализации видимого результата.

Тема: «Слои «твердой» Земли».

5 класс.

Этап: Закрепление изучаемого материала

Пример задания:

«Прочитайте стихотворение А. Усачёва, постройте модель строения Земли. Используя дополнительный материал нанесите на построенную модель графически полученную информацию».

Умение работать с географической информацией, умение работать в группе и умение систематизировать логически рассуждать.

 

«Ножницы»

Позволяет способствовать самостоятельному отбору, систематизации и переработки информации учащимися, что развивает их самостоятельность.

Тема: «Вулканы Земли».

5 класс.

Этап: Изучение нового материала.

Пример задания: «Используя материалы Интернет-ресурсов, составьте топонимический словарь по теме «Вулканы Земли»

Самостоятельность, поиск, запоминания информации.

«Рейтинг»

Предполагает работу с картой и географической номенклатурой на основе дополнительных текстовых источников.

Тема: «Вулканы Земли».

5 класс.

Этап: Закрепление изученного.

Пример задания: «Определите по карте высоту вулканов и отметьте их на контурной карте в порядке увеличения их высоты».

Развитие умений работать с контурными картами, систематизация информации.

«Составь рассказ»

Учащимся предлагается используя Интернет-ресурсы, составить рассказ из разных понятий темы.

Понятия могут быть написаны на выложенных, словами вниз, карточках

Учащиеся выбирают 5 карточек из 15, и составляют рассказ.

Тема: «Рельеф дна Мирового океана»

6 класс.

Этап: Закрепление изученного.

Пример задания:

«Составьте рассказ на три минуты с использованием предложенных понятий: материковый склон, подводная гора, срединно-океанический хребет, материковая отмель, материковое подножье и т. д.»

Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность в их применении.

Развитие образного и логического мышления, умение оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

 

«Аналогии»

Учащиеся делятся на пары. На каждый стол ставится емкость с водой. Ученикам предлагается провести все возможные манипуляции чтобы на поверхности воды образовались волны (подуть, покачать тарелку).

Тема: «Движение вод в МО. Волны и виды волн»

6 класс.

Этап: Изучение нового материала

Пример задания: «Изучив текст учебника, искусственно воссоздайте волны в емкости с водой».

Умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

«Творчество»

Содержит большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими учениками с использованием дополнительной литературы.

Тема: «Рельеф земной поверхности. Горы суши»

5 класс.

Тема: «Рельеф земной поверхности»

6 класс.

Этап: подготовки домашнего задания.

Пример задания:

«На основе описания природного объекта изготовить макет вулкана, (из глины, солёного теста, папье-маше)»

Развитие творческих способностей; способствует развитию умений работать с географической информацией преобразовывая ее в конечный продукт деятельности.

«Самая, самая, самая…»

Ученикам на дом предлагается творческая работа. Ученики сами решают, по какому критерию отбирать информацию.

Тема: «Рельеф земной поверхности. Горы суши»

6 класс.

Этап: при подготовке домашнего задания

Пример задания:

«На основе учебной литературы или Интернет-ресурсов составьте рассказ на тему «самая, самая, самая…» высока гора, или длинная горная цепь и т.д.»

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения цели, выбор дальнейшей траектории образования и поиска информации

 

«Эссе, сочинение, рассказ»

Учащимся предлагается составить эссе,

Тема: «Как нагревается атмосферный

Пример задания:

- Написать эссе

Умения использовать знания в новой

 

сочинение или рассказ по предложенной теме.

 

воздух» 6.Класс.

 Этап: Закрепление изучаемого материала.

 по теме «Влияние человека атмосферу».

 

ситуации; развитию

орфографической грамотности; активизация познавательных процессов среди учащихся.

«Четвертый лишний»

Перед учениками лежит текст с описанием горных пород и 4 вида горных пород. Ученикам нужно определить, на основе текста, какая из них лишняя.

Тема: «Минералы»

6 класс.

Этап: закрепление изученного материала.

Пример задания:

«На основе текста учебника определите горные породы и выделите лишнюю (например, 3 осадочные и 1 магматическая)»

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (регулятивные)

 

Данные методические приемы работы с географической информацией являются универсальными. Они могут быть использованы на уроках в различных курсах изучения географии и на примере любой темы раздела. При обучении географии, как и других предметов, учитель обычно применяет различные сочетания несколько приемов и методов, каждый из которых имеет свои особенности.

Целеполаганием в модели является развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения географии.

В модели предлагается рассмотрение развития познавательного интереса обучающихся 5-6 классов посредством работы с географической информацией на уроках географии.

Развитие познавательного интереса рассматривается как процесс, который формируется через работу с географической информацией. В работе с географической информацией применяют ряд методических приемов, которые способствуют ее развитию.

Развивая познавательный интерес, ученик проходит ряд его стадий:

  1. Любопытство, которое характеризуется эмоциональной реакцией на новизну;
  2. Любознательность, состоящая из удивления, удов­летворенность деятельностью и радостью познания;
  3. Познавательная активность, включающая активный поиск интересующей школьника информации;
  4. Теоретический интерес – предполагающий совершенствование потребности к углублению и творческому применению знаний.

В свою очередь, приемы, используемые учителем на своих уроках, пробуждает у учащихся интерес к изучению предмета. Интерес формирует результат познания.

В системе методических приемов отражены универсальные методические приемы работы с географической информацией, направленные на активизацию познавательной деятельности школьников, которые должны были быть усвоены учащимися последовательно, на каждом этапе обучения. Возможность использования методических приемов, разработанной системы, разнообразна, так как данные приемы могут быть реализованы не только при изучении начального курса географии, но и последующих курсов. Так же каждый из составляющих приемов может быть использован на любом этапе урока.

Методический прием «Моделирование» может быть использован в 6 классе при изучении темы «Строение атмосферы», «Географическая оболочка Земли», «Минералы», а так же в 5 классе на примере темы «Воздушная оболочка Земли». Главной задачей данного приема является составление модели на основе дополнительного описательного текста по каждой теме урока.

В ходе практики данный методический прием был использован на уроке «Слои «твердой» Земли» в 5 классе на этапе проверки знаний. Класс делится на группы, состоящие из 8-9 человек. Учащимся предлагается прочитать стихотворение А. Усачева и на его основе построить модель строения Земли. При этом обучающиеся используют лист формата А3 и цветные карандаши, кружки из цветной бумаги, фломастеры и мелки. После построения модели учащимся выдается текст научной литературы, на основе которого модель должна наполниться информацией. На выполнение задания ученикам дается 5-7 минут, после чего каждая группа школьников представляют свою модель. Получившийся результат обсуждается с учителем и классом.  

Преимущество данного приема заключается в том, что ученики занимаются общим делом, что помогает улучшить психологический климат в классе. Еще одной положительной чертой данной работы является то, что при работе в группе у учащихся повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся и страха оказаться неуспешным. Этот прием формирует благоприятный психологический климат в классе, личностные умения работать с информацией посредством систематизации полученной информации, умение логически рассуждать.

Еще одним универсальным методическим приемом является «Рейтинг». Спектр применения данного приема достаточно велик. Его можно использовать при изучении начального курса географии на примере следующих тем «Атмосфера» и «Гидросфера» в 5-6 классах. При проведении урока «Вулканы Земли» в 5 классе для активизации познавательной деятельности на этапе изучения нового материала используется методический прием «Рейтинг» на этапе закрепление изученного. В качестве раздаточного материала ученикам дается пустая таблица с названиями вулканов Земли и атласы.

На основе работы с атласом, ученики заполняют данную таблица, наполняя ее информацией: на каком материке находится вулкан и какая его высота. Далее школьники выстраивают название вулканов в порядке увеличения их высоты. Данный методический прием развивает умение работать с физико-географическими картами, с его помощью узнают новые цифровые показатели высоты вулканов, систематизируя их в определенном направлении (в данном случае увеличения).

Возможность использования методического приема «Ножницы» может реализовываться при изучении раздела «Геосферы Земли» в 5 и 6 классах, на примере тем: «Вулканы Земли», «Воды суши. Реки», «Минералы». Данный методический прием может осуществляться с использованием дополнительного текста или аннотации к научной статье. Учащиеся должны «вырезать» нужную информацию и составить схему, либо таблица.

При проведении урока «Вулканы Земли» в 5 классе развития познавательного интереса осуществлялось на этапе изучения нового материала. На данном уроке применяется методический прием «Ножницы». Класс делился на группы, состоящие из 5-7 человек. Учащимся выдавался текст с названием вулканов и их описанием, также в качестве раздаточного материала выдавались листы с таблицей и ножницы.  Используя материалы Интернет-ресурсов, ученики составляли топонимический словарь по теме «Вулканы Земли». Дети должны вырезать из текста те понятия, которые характеризуют названия самого вулкана. Данный методический прием формирует у учащихся самостоятельность и выборочность. При этом идет процесс запоминания учащимися физико-географических понятий по определенной теме.

Методический прием «Составь рассказ» может быть реализован на любом уроке обобщающего характера начального курса географии. При проведении урока «Рельеф дна Мирового океана» в 6 классе для активизации познавательной деятельности использовался методический прием «Составь рассказ» на этапе повторения изученного. Ученикам предлагалось вытянуть несколько карточек из мешочка и составить рассказ в течении 3-4 минут с использованием дополнительной литературы из Интернет-ресурсов или книг по данной теме. К рассказу выдвигались свои требования: использовать все понятия, правильная их формулировка, логичность в составлении. Преимущество данного приема заключается в том, что у учащихся развивается образное и логическое мышление. Дети учатся оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Методический прием «Аналогия» может использоваться на любом уроке курса, на котором объясняются явления природы. При проведении урока «Движение вод Мирового Океана. Волны и виды волн» в 6 классе для активизации познавательной деятельности на этапе изучения нового материала используется игровой методический «Аналогия». При изучении нового материала ученики делятся на пары, перед каждой учитель ставит тарелку с водой. Ученикам предлагается сделать все возможные действия, чтобы на поверхности воды образовались волны (подуть, покачать тарелку). Данный прием способствует формированию личностных и регулятивных УУД, умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи и строить логическое рассуждение.

Методический прием «Творчество» можно применять при всем изучении начального курса географии. При проведении урока «Рельеф земной поверхности» в 6 классе используется методический прием «Творчество» на этапе подготовки домашнего задания. В качестве работы на дом школьникам предлагается из подручных средств создать макет вулкана. Данное задание может выполнятся как в парах, группах, так и индивидуально каждым учеником. Преимущество данного приема заключается в развитие творческих способностей учащихся. Задание способствует развитию умений работать с географической информацией, преобразовывая ее в конечный видимый продукт деятельности.

К универсальным методическим приемам так же относиться приемы «Самая, самая, самая…» и «Эссе, сочинение, рассказ», которые можно использовать как при изучении новой темы, так и при повторении изученного материала в 5-6 классах. При проведении урока «Рельеф дна Мирового океана» для активизации познавательной деятельности на этапе записи домашнего задания использовался методический прием «Самая, самая, самая…».

При предложении домашнего задания учащимся задается приготовить творческую работу на 3-5 минут под названием «Самая, самая, самая…» на основе научной литературы или используя Интернет-ресурсы. Например, найти самую длинную горную цепь, самую высокую гору или самую большую равнину. Критерии для отбора ученики определяют сами. На следующем уроке на этапе изучения нового материала ученики будут зачитывать найденные ими примеры. Данный методический прием развивает личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, формирует осознанный выбор и построение дальнейшей траектории образования. Так же, выражено влечение учащихся к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.

При проведении урока на тему «Как нагревается атмосферный воздух» в 6 классе на этапе закрепление изучаемого материала был применен методический прием «Эссе, сочинение, рассказ». За 7-10 минут до звонка, для ознакомления, учащимся раздавался текст, содержащий описание отпечатков человеческой деятельности, наложенных на природу. После чего, школьникам предлагается составить эссе, сочинение или рассказ по предложенной теме «Влияние человека атмосферу». Преимущество данного приема заключается в том, что у детей развиваются умения использовать знания в новой ситуации, орфографическая грамотность, активизируются познавательные процессы.

Еще одним интересным методическим приемам является прием «Четвертый лишний», который можно использовать при изучении новых тем «Растительный и животный мир умеренных поясов» в 5 классе, а так же ряде тем в 6 классе. При проведении урока «Минералы» в 6 классе для активизации познавательной деятельности на этапе закрепления изученного материала применяется методический прием «Четвертый лишний». Учащимся раздается текст научной литературы или предлагается текст учебника, отражающий описанием горных пород. Перед учениками представляют 4 вида горных пород. Нужно определить какая из ник в данном случае является лишней. Например, представляют три вида осадочных горных пород (мел, известняк, уголь) и одну метаморфическую (мрамор).  Данный методический прием формирует умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, формирование ответственного отношения к учению и труду.

Таким образом, методические приемы являются универсальными средствами в обучении географии, позволяющие организовывать самостоятельную работу учащихся на каждом из этапов урока и при изучении любой темы. Систему разработанных приемов можно осуществлять как при изучении начального курса географии, так и при изучении последующих курсов. На одном уроке могут применены сразу несколько приемов, что делает урок необычным и интересным для учащихся.

.  .  .