Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Воспитание личности школьника через исследовательскую работу по краеведению

Дата публикации: 2018-06-07 14:39:58
Статью разместил(а):
Вершинина Татьяна Леонидовна

Воспитание личности школьника через исследовательскую работу по краеведению в летнем многопредметном лагере

(из опыта работы)

Автор: Вершинина Татьяна Леонидовна

Кировское областное ГОАУ «Гимназия г. Уржума»

         

План:

1.     Введение.

2.     Воспитание личности школьника

через исследовательскую работу по краеведению

в летнем многопредметном лагере 

2.1. Тема и цель работы

2.2.  Методы работы

2.3.  Формы деятельности учащихся.

3.     Результаты работы краеведческой группы.

 

«Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость» Д.С. Лихачев

 

Введение.

         Издавна одним из способов сформировать представления об истории как живом процессе, придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, пробудить интерес к прошлому было изучение краеведческого материала. Краеведческий курс делает явной, зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, с событиями всемирного масштаба, помогает школьникам ощутить смысл понятия «историческое пространство».

Передовая педагогическая мысль всегда стремилась обосновать необходимость использования местного материала в воспитательно-образовательных целях и как духовно-нравственную основу патриотического воспитания. Признавалось, что история родного края должна иллюстрировать историю всей страны. Такой подход, по мнению педагогов, позволял ученикам связывать и сближать исторические факты с их «местными отражениями», а незначительные события понимать как проявление крупных исторических процессов.

Обращение к сведениям краеведческого характера  способствует более эффективному изучению истории. А ученики, получив знания об исторических событиях, произошедших в данной местности, смогут живее и четче представить сами эти события. Лишь приблизив местную историю к всемирно-историческому процессу, можно сделать доступными для понимания ученика факты и научные обобщения. 

         Со становлением Уржумской гимназии начались поиски своего способа использования краеведческого материала.     Уржумская гимназия – инновационное учебное заведение, созданное в небольшом районном центре. Контингент учащихся имеет средний уровень обученности. В основном учатся дети, живущие в городе Уржуме, но есть учащиеся 5-11 классов, прибывшие из сельских школ Уржумского района. Несмотря на то, что город Уржум удален от областного центра, гимназия установила связи и сотрудничество с высшими учебными заведениями города Кирова. Учащиеся занимались в центре для одаренных школьников при ВГПУ (в настоящее время ВятГГУ). Учащиеся гимназии являются участниками муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам, занимают призовые места.

Важной задачей гимназии является становление интеллектуальных способностей, обеспечивающих достаточный образовательный уровень личности, основными чертами которой являются: широкий гуманитарный профиль, эрудиция, стремление к самообразованию, сознательный выбор целей и средств своей деятельности.

         В соответствии с этим образование в гимназии направлено на становление культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания.

         Первоначально в гимназии существовало два профиля обучения: естественнонаучный и гуманитарный.

         Руководство естественнонаучного профиля с самого начала придавало большое значение личностной значимости и практической направленности изучения предметов естественнонаучного цикла. Был введен курс “Экология”, где усилен блок содержания по экологии своей местности, экологии родного края. А с 1994 года при Уржумской гимназии начал работать летний экологический лагерь, объединивший учителей и учащихся гимназии, студентов и преподавателей  естественно-географического факультета ВГПУ (ВятГГУ). Основной задачей лагеря являлось разумное сочетание активного отдыха школьников и студентов с изучением окружающей природной среды, причем на достаточно высоком уровне.

         Возникало противоречие: гимназия – это инновационное учебное заведение, где упор делается на гуманитарное образование, а профиль гуманитарный остается за бортом этого интересного и увлекательного начинания.

И вот в 1998 году  Трушкова Ирина Юрьевна, методист областного  ИУУ (в настоящее время ИРО Кировской области),  предложила нам заняться этнографическими исследованиями в своем районе. Направление было избрано «Локальные группы населения Уржумского района». А Ирина Юрьевна  стала нашим научным консультантом. Лагерь в гимназии стал называться эколого-краеведческим.

         Почему же появление краеведческой группы в экологическом лагере не стало чем-то неожиданным?

         Сегодня существует такое понятие «экология культуры». Это свидетельствует о том, что не только природная среда, растительный и животный мир находится на грани исчезновения, но и культура.

          Под угрозой разрушения оказалось то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации – разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства.

    Вот почему проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого – проблема общепланетарная.

         Своей исследовательской работой  краеведческая группа эколого-краеведческого лагеря поставила цель -  сохранить для потомков память о тех пластах народной культуры, которые мало изучены.

         Эколого-краеведческий лагерь (с 2009 года многопредметный лагерь «Интеллект») при Уржумской гимназии работает уже 18 лет. Сегодня можно говорить об определенном опыте работы и некоторых результатах.

         Актуальность опыта в его новизне. Работа в форме эколого-краеведческого лагеря – новое явление в Кировской области. Хотя в 1999 году Трушкова Ирина Юрьевна помогла организовать работу  этнографических лагерей в Вятско-Полянском, в 2000 году в Свечинском, Уржумском районах. В Уржуме и Вятских Полянах с учителями и учащимися лагеря работал профессор Кембриджского университета Дэвид Кристофер Льюис.

         Практическая значимость опыта создания данного лагеря заключается в том, что дети не только теоретически, но и практически изучают этнокультурное наследие региона; у них воспитывается здоровый дух патриотизма, развиваются творческие способности, формируются ключевые компетенции – интеллектуальная, коммуникативная. Активные формы труда и отдыха в таком лагере способствуют и укреплению здоровья, положительному эмоциональному заряду.

         Почему именно такая форма работы избрана мною?

         Работая в инновационном учебном заведении, понимаешь, что необходимо совершенствование форм и методов организации учебной деятельности учащихся. Однако,перегруженная программа по истории в среднем звене не дает возможности выделить достаточно времени для развития умения работать с научной литературой, привития навыков самообразовательной работы.

         А работа в профильных группах эколого-краеведческого (многопредметного) лагеря способствует приобретению навыков самообразования, позволяет учащимся знакомиться с материалами разного содержания, вида и формы, осуществлять осознанный выбор способов работы с материалами, развивать умение работать с научной литературой, вести диалог, аргументированно отстаиватьсвою точку зрения, демонстрировать разные подходы к анализу источников знаний.

Ведущая педагогическая идея опыта – идея личностно-ориентированного подхода к обучению.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, пожалуй, впервые поставила перед школой проблему самостоятельного выбора содержания образования для своих воспитанников, различающихся уровнем развития, ценностными ориентациями, профессиональными намерениями.

         Организация научно-исследовательской деятельности в рамках эколого-краеведческого (многопредметного) лагеря – это и есть самостоятельный выбор содержания образования для гимназистов. «Раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться – основная и очень ответственная задача школы», - пишет Якиманская И.С. в своей работе «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»[8].

         Именно эту задачу ставим перед собой мы, организуя работу краеведческой группы эколого-краеведческого (многопредметного) лагеря.

         В основе идеи личностно-ориентированного подхода к обучению теория развивающего обучения. Авторы теории Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов видят главную цель обучения в развитии творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию и самореализации. Система развивающего обучения предполагает использование поисковых, проблемных, исследовательских методов обучения и активных форм работы учащихся.

         «Только поисковая, а не воспроизводящая репродуктивная активность обеспечивает усвоение основных научных понятий», - отмечает В.В.Давыдов в книге «Проблемы развивающего обучения»[2].

         Новизна опыта работы в рамках эколого-краеведческого (многопредметного) лагеря заключается в содержании и методике организации исследовательской деятельности учащихся.

 

Тема и цели работы:

Тема нашего исследования «Локальные группы населения Уржумского района. Старообрядцы». Эта тема слабо изучена, печатного материала по ней мало. Информацию приходится собирать по крупицам.

Цель работы:

Для учителя

Для учащихся

1. Сформировать представление о старообрядчестве как пласте народной культуры, требующей исследования.

1. Опытное познание действительности через работу с респондентами, ощущение своей причастности к исторической судьбе своей малой родины.

 

Задачи:

Для учителя

Для учащихся

1. Научить работать с системой учебно-исследовательских заданий.

1. Научиться работать с системой учебно-исследовательских заданий, с различными текстами (источниками знаний), уметь сравнивать их, доказывать свою точку зрения..

2. Развивать умение работать с научной литературой, составлять отчет о сборе информации.

2. Уметь работать с научной литературой, составлять отчет о сборе информации и корректировать его, сравнивая с другими источниками информации.

3. Продолжить формирование таких качеств личности как активность, самостоятельность.

3. Ощутить свою причастность к исторической судьбе своей малой родины.

 

Методы работы:

Основной метод работы – метод учебно-исследовательских заданий. Суть его заключается в организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению актуальных  для них проблем.

Каждая группа учащихся получает задание по определенной теме, например:

1.     Выяснить исторические корни и причины миграции старообрядцев на южную Вятку.

2.     Обследовать типы хозяйствования и опыт природопользования.

3.     Провести исследование книжности, языка, грамотности старообрядцев.

4.     Знакомство с религиозной культурой и обрядами старообрядцев.

Для примера используется задание по теме « Исторические корни и причины миграции старообрядцев на Уржумскую землю» (приложение № 1).

     Даны вопросы анкеты.

Цель– выяснить исторические корни и причины миграции.

Где взять информацию?

·        Литература

·        Даны адреса старообрядцев

Как оформить отчет о проделанной работе? – дается инструкция.

Результаты: в конце дня анализируется отчет группы, она дает самоанализ, руководитель высказывает замечания, пожелания, предложения. Делается вывод об итогах работы групп.

Учитель дает возможность высказаться детям, затем обращает внимание на то, что еще нужно выяснить.

         Первый раз группа идет с педагогом. Он помогает учащимся установить контакт, договаривается о следующей встрече, которую ребята могут провести сами, без присутствия учителя (приложение № 5). Происходит перенос, трансформация знаний на новый уровень общения (новые люди, новые отношения, корректировка поведения).

         Ведение аудиозаписи позволяет контролировать работу группы. Часто учащиеся сами слышат свои ошибки, прослушав запись, и делают выводы для следующих встреч с респондентами.

 

Формы деятельности учащихся:

         Основные формы деятельности школьников: интервью и анкетирование [7]. Учащиеся заполняют опросные листы по темам, ведут аудиозапись и фотографирование, чертят схемы (чтобы показать типы хозяйственных построек, родословные, генеалогическое древо) зарисовывают костюмы (т.е. идет практическая, творческая работа).

         Чтобы записи были более точными, иногда вначале ведется аудиозапись, а затем переносится на опросный лист. Но, главное, учащиеся должны установить контакт с респондентом и учиться вести беседу. Интервьюеры рассказывают о себе, о том, кто посоветовал им обратиться к данному собеседнику, с кем они уже беседовали из старообрядцев, как будет использоваться полученная информация (что она нужна для науки, для детей, для потомков).

         Мы заранее оговариваем, как нужно себя вести, обращаться к собеседнику, поощрять его (внимательный взгляд, одобрительный кивок, благодарность за подробный ответ, неподдельная заинтересованность) [7].

 

Правила общения с респондентами:

1.     Обращаться к собеседнику уважительно, по имени и отчеству.

2.     Выслушивать ответ на заданный вопрос до конца, не перебивая.

3.     Вопросы задавать четко, если затрудняется ответить, уточнить вопрос.

4.     Оптимальная продолжительность беседы 40-50 минут. Если чувствуете, что собеседник обладает достаточной информацией, договоритесь о новой встрече.

5.     Четко оформляйте паспортичку (сведения об опрашиваемом).

6.     Записи ведите от первого лица, особенности речи опрашиваемого сохраняются (приложение № 2).

В результате работы с респондентами у учащихся формируется коммуникативная культура.

Работа лагеря в городе дополняется маршрутно-кустовым методом обследования района[5]. Из места расположения лагеря совершались однодневные выезды в разных направлениях. При этом можно было варьировать активные исследовательские формы работы с менее активными, сбор информации (в первой половине дня) и первичная обработка полученных результатов (после обеда в летнем лагере).

Например, в 2000 году было совершено 5 поездок, во время которых посещено 8 населенных пунктов, в которых проживали или проживают в настоящее время старообрядцы. Поездки сопровождались пешими переходами в близлежащие деревни, что способствовало укреплению здоровья учащихся. По итогам поездок была составлена карта Уржумского района, в которой отражены старообрядческие населенные пункты и представители какого согласия там проживают или преобладали раньше. Некоторые населенные пункты исчезли с карты района, но они есть на нашей карте старообрядчества (приложение № 4).

Работа с архивными документами, экспонатами краеведческого музея, работа с литературой и статьями газеты «Кировская искра» дали возможность  извлечь интересный фактический и аналитический материал по уржумским старообрядцам, раскрыть некоторые детали их обрядовых традиций, религиозных воззрений, быта.

Завершает работу лагеря научно-практическая конференция, в которой участвуют педагоги гимназии, представители администрации Уржумского района, председатель районного комитета по экологии, руководство РУО, а также студенты ВГПУ, работающие с группами химиков, географов, экологов, преподаватели ВГПУ.

Все результаты работы на ней видны очень наглядно. Каждая группа готовит общий отчет о проделанной работе. Каждая подгруппа краеведческого направления на основе различных анкет, интервью, аудиозаписей составляет обобщенный материал по теме, например, «Книжность. Язык. Культура поведения» (приложение №3); готовит рисунки, таблицы, карты, фотографии; в конце делает выводы и выступает со своим обобщением на конференции.

Каждый участник может выступить, показать свою эрудицию, знание терминологии, умение делать выводы, умозаключения, наконец, просто блеснуть умением говорить свободно, ярко, эмоционально по теме исследования. Желающих выступить много, поэтому даем задание всем и возможность высказаться по теме.

 

Результаты работы

Материал собран большой. В кабинете истории он отражается на стенде «Из истории нашего края». Используется на уроках по теме «Церковный раскол». Этой теме  уделяется большое внимание на уроках истории в 7 и 10 классах, дополняется  местным материалом. Используется и на спецкурсах«Судьбы реформ и реформаторов России», «История в лицах».

По итогам  работы краеведческой группы эколого-краеведческого (многопредметного) лагеря можно сделать следующие выводы о результатах:

1.Через работу лагеря прошли около 70 учеников 6 – 10 классов (чаще учащиеся 6 – 8 классов, чем старших). У них пробудился интерес к научной работе. На уроках истории члены краеведческой группы – самые активные участники бесед, дискуссий, обсуждений проблемных вопросов. Кстати, не обязательно, что они из профильной группы.

2.Члены группы анализируют исторические источники по предложенному алгоритму, составляют связный рассказ на основе разрозненных сведений, владеют терминологией по теме исследования. Учащиеся разных классов и возрастов – члены краеведческой группы сдружились и общаются во внеурочное время, стремятся к общению и доверительным отношениям со мной, их руководителем (хотя я не у всех из них веду уроки истории).

3. Учащиеся за эти годы создали несколько исследовательских работ на разные темы: «Локальные группы населения Уржумского района. Старообрядцы», «Старообрядческие населенные пункты Уржумского района», «Купцы-старообрядцы города Уржума», «Деревня, которой нет», «Проблема сохранности культурно-исторического центра города Уржума», «История улиц города Уржума», «Городу Уржуму 430 лет».

4. Члены краеведческой группы Галеева Юлия, Шеин Ярослав участвовали в областной конференции «Шаг в будущее», выступив с темами наших исследований. В 2004 году учащиеся группы познакомили со своими исследованиями наших соседей в Республике Марий Эл на конференции  «Ничто не может нашей дружбе помешать» в поселке Сернур. В 2008, 2009, 2010, 2011 годах участники краеведческой группы были победителями и призерами районной краеведческой конференции, где выступали со своими исследованиями по истории старообрядчества и истории города Уржума.

5. Большая часть членов краеведческой группы посещают элективные курсы по выбору по истории и правоведению. Они даже просили, чтобы у них были эти курсы: «Внешняя политика России», «Я и закон», «Человек, общество, мир», «Введение в социологию, политологию», «Судьбы реформ и реформаторов России», «История в лицах». А так как на элективных курсах большое внимание уделяется самостоятельной работе, это говорит о том, что у них не только развивается интерес к истории и праву, но и желание и умение заниматься самообразовательной работой.

Две выпускницы 1999 года, члены краеведческой группы, поступили в ВГПУ г. Кирова (одна на факультет начальных классов, другая на факультет психологии, кстати, она поступила и на исторический факультет, сдав историю Отечества и тесты на «отлично»). И я считаю, что работа в лагере помогла им определиться в выборе профессии. Ведь в краеведческой группе они были старшими, опытными наставницами – 2 десятиклассницы и 10 ребят 6 – 7 классов. Им доверяли быть руководителями групп, они учились общению с младшими и умению их направлять, быть ведущими, лидерами.

В 2004 году гуманитарное направление при поступлении избрали 5 выпускников – членов краеведческой группы. Один из них закончил исторический факультет ВятГГУ. В 2006 году две выпускницы поступили на исторический факультет ВГУ. В 2008 году две выпускницы выбрали гуманитарное направление в ВГУ и ВятГГУ. В 2011 году выпускница гимназии поступила на исторический факультет ВГУ и занималась исследованием старообрядчества в Уржумском районе под руководством своего научного руководителя Трушковой Ирины Юрьевны. В 2013 году две выпускницы поступили на исторический факультет ВятГГУ.

У некоторых из детей, которые не работали в лагере, есть бабушки и дедушки – старообрядцы, и они с удовольствием выполняют практическое задание «Взять интервью или заполнить анкету с родственником-старообрядцем». Так с помощью учащихся я нахожу новых респондентов для работы на следующий год.

Сейчас мы ведем систематизацию материалов, и заместитель директора по научной работе гимназии планирует издание сборника исследовательских работ учащихся. Публикации стали бы хорошей поддержкой и лучшим поощрением для начинающих изыскателей.

Вывод:работа в краеведческой группе летнего лагеря помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувства красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Она способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.

Эта работа помогает продолжить формирование таких качеств личности как активность, самостоятельность, стремление к самообразованию, развитие творческих способностей. А значит можно говорить о развитии личности школьника в целом через исследовательскую работу в краеведческой группелетнего многопредметного лагеря.

На примере этой работы мы можем видеть сочетание формального, неформального и информального образования: уроки по краеведению дополняются работой в краеведческой группе многопредметного лагеря и индивидуальной работой над определенной темой, которая отражает личные предпочтения учащихся и их заинтересованность.

    

Литературные источники:

1.     Богоявленский Б., Митрофанов К. Прошлое России в истории моей семьи. //История: Приложение к газете «1 сентября». – 1998. - №43 – с. 1-15.

2.     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.-1988.

3.     Плоткин, К.М. Этнографические изыскания псковских учителей, студентов и школьников. /Плоткин,К.М.//Преподавание истории в школе. -1997. -№3 -  с.40-42.

4.     Скляров И. История и культура родного края. //История: Приложение к газете «1 сентября». – 1994. - №41- с. 5-7.

5.     Трушкова И.Ю. Этнографическая работа в школе: методическое пособие для учителя. - Киров: изд-во ИУУ. - 2000.

6.     Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа со школьниками. /Шамшин, А.//Преподавание истории в школе. – 1998. - №5 – с.58-59.

7.     Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа /Щеглова, Т. //Преподавание истории в школе. -1998. -№5 – с.60-66.

8.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Библиотека журнала «Директор школы», спецвыпуск  № 2. - М. – 1996.

Вещественные источники: фотографии 

Фотографии из личного архива Т.Л.Вершининой (см. Приложение № 4,5)

А) Краеведы в гостях у старообрядцев (с. Шурма);

Б) Краеведы в гостях у старообрядцев (д. Савиново).

В) Карта Уржумского района.

Устные источники:

Меморат на респондента Минина Федора Кузьмича 1916 года рождения – жителя города Уржума от 24.06.1998 (см. Приложение № 2).

Приложение 1

Задание № 1

Тема: исторические корни старообрядчества и причины миграции старообрядцев

 на Уржумскую землю

1.      К какому согласию, толку относит себя респондент?

2.      Где, как часто и сколько человек собираются на моления, кто духовный наставник?

3.      Откуда и когда приехали на Уржумскую землю первые старообрядцы этого согласия, толка?

4.      В каких населенных пунктах и сколько хозяйств было старообрядцев этого согласия, толка?

5.      Какие фамилии носили старообрядцы в этих населенных пунктах? Откуда произошли эти фамилии? А какие имена? Особенные? (Нифантий, Миней, Евлампия и т.п.).

6.      Какие исторические события связаны с переселением старообрядцев? Почему они вынуждены были уехать с предыдущего места?

7.      Когда это произошло?

8.      Какие исторические персонажи участвовали в этом?

9.      Как Вы относитесь к этим событиям?

10.  Какие Вы знаете легенды, предания, связанные с расколом?

Цель: выяснить исторические корни и причины миграции старообрядцев на Уржумскую землю.

Где взять информацию?

-          даны адреса старообрядцев

-          указана литература, которую нужно прочесть перед опросом.

Как оформить отчет о проделанной работе?

-          дается инструкция.

Результат: в конце дня анализируются отчеты групп, работающих по заданию, самоанализ,замечанияруководителя.

Приложение № 2

Задание № 5

Тема: Природа и природопользование

(из быта и опыта старообрядцев)

1.      Охрана леса. Были ли запреты на рубку редких деревьев – кедр, лиственница, дуб, ясень и др.?

2.      Охрана животных. На каких животных охотились, на каких нет? Какое количество разрешалось добывать? Какие животные особо ценились?

3.      Запреты, связанные с лесопользованием. Запрещалась ли рубка молодых деревьев? Кто нес ответственность за пожары в лесу? Были ли лесоохранные зоны – придорожные полосы?

4.      Запреты, связанные с охотой. Были ли запреты на торговлю порохом, ружьями, патронами? Запреты на отстрел животных?

5.      Охрана речных пойм.

6.      Отношение респондента к необходимости охранять природу. Что нужно для этого сделать?

Для примера приводится опрос Федора Кузьмича Минина, сделанный Тулинцевым Алексеем 24 июня 1998 года.

Федор Кузьмич Минин родился в 1916 году, учился 4 класса, потом пошел в профтехучилище в Нижней Байсе, а в 1948 году переехал в Уржум и живет сейчас на ул. Октябрьской,19. До пенсии работал в жилищно-коммунальном хозяйстве [9].

1.      Охрана леса – У нас была своя полоска леса, за которым мы ухаживали, в лесу редких деревьев не было.

2.      Охрана животных – в основном охотились на зайцев, уток, иногда встречался волк, из птиц были тетерев и куропатка.

3.      Запреты, связанные с лесопользованием – запрещалось вырубать молодняк и деревья вдоль дорожной полосы.

4.      Запреты, связанные с охотой – запрет был на отстрел животных весной.

5.      Охрана речных пойм – запрещалось рубить все около реки.

6.      Отношение опрашиваемого к охране природы – природу надо защищать, чтобы ваши дети могли её тоже видеть и пользоваться ею.

 

Приложение № 3

Пример обобщения материала по теме

«Книжность. Язык. Культура поведения»

            В результате наших исследований мы узнали, что грамоте у старобрядцев учили с 7 –10 лет. Учили по учебным церковным книгам и азбукам.

            К книгам относились бережно,  с почтением. Книгу всегда брали чистыми руками, клали на чистый стол, под книгу подкладывали специальные подушечки. Страницы не мяли (из-за хрупкости бумаги). Книгу никогда не бросали. Ее нельзя было класть вверх «ногами» или лицевой стороной вниз, не оставляли книгу открытой.

            Перед чтением и после чтения благословлялись.

            Книги приобретали в молельных. Продавать книгу разрешалось один раз, не более, далее её передавали их рук в руки или по наследству. В некоторых молельных книги отдавали без всякой цены людям, каких кому не хватало.

            Вот некоторые из книг старообрядцев: Шестоднев, Псалтырь, Часовник, Карманник, Шестиднея, Канонник, Иоан Златоуст, Рукописные Поморские вопросы и ответы.

            Корки книг были деревянные, железные или обтянутые кожей. На книгах были застежки из меди. В книге были заставки, буквицы, рисунки.

            Все старообрядцы говорят по-разному. Некоторые растягивали слова, а некоторые заменяли одну букву на другую (когда – когды, булочка – булоцка). Встречаются архаизмы: тодельная – для того дела, скамья – лавка, выпечка – стряпня, говорят – бают, полотенце для рук – рядинка, створки ворот – полотна и т.п.

            За стол первый садится отец и пищу подают первому ему. Но если в доме есть гости, то первыми угощают их. До и после еды старообрядцы молятся. За столом не разрешается разговаривать, вертеться, отвлекаться. За стол не садятся сердитыми. По столу не бьют кулаком (стол – божья ладонь). Хлеб не тыкают вилкой, все крошки съедают (хлеб – тело Христа). Яйца разбивают с нижней стороны стола. Сначала пьют чай (у филипповцев чай не пьют), а потом едят все остальное.

            При встрече сначала здороваются младшие. Младшие «не встревают» в разговор старших. И отвечать можно только тогда, когда спросят. Вставать с кровати, обуваться, перешагивать порог нужно с правой ноги. Гостей обязательно провожают до ворот.

 

Выводы:

1.      Для старообрядцев характерно бережное отношение к книгам. Их хранят и передают по наследству.

2.      Речь старообрядцев включает в себя архаизмы, вышедшие из употребления.

3.      Правила поведения старообрядцев требуют почитания старших, отца, гостей.

4.      Прием пищи требует определенных правил культуры поведения за столом.

.  .  .