Программа внеурочной деятельности «Робототехника»
Программа внеурочной деятельности
«Робототехника»
Автор: Левина Марина Александровна
Модуль: робототехника.
Направление: интеллектуальное.
Возрастная категория: 8-13 лет.
Срок реализации: 6 лет (170 часа).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
• работать по профессиям, которых пока нет,
• использовать технологии, которые еще не созданы,
• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено:
• изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
• обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
Программа «Образовательная робототехника» разработана с учётом требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Курс рассчитан на 4 года занятий, объем занятий – 1 класс 33 ч.; 2 – 4 классы по 34 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися 1 – 4 классов (в расчете 1 ч. в неделю).
Предусмотренные программой занятия проводятся в группах по 14 человек, состоящих из учащихся нескольких классов одной параллели.
Актуальность программы:
· необходимость вести пропедевтическую работу в младшей школе в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей совершить плавный переход к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
· востребованность развития широкого кругозора младшего школьника и формирования основ инженерного мышления;
· отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования - развитие научно-технического творчества детей младшего школьного возраста.
Общеобразовательная робототехника – это инновационно - образовательный проект развития образования, направленный на внедрение современных научно-практических технологий в учебный процесс. В основе работы заложен принцип «от идеи к воплощению»: современные технологии, соединенные проектной и практико-ориентированной деятельностью с нацеленностью на результат.
Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используется конструкторы класса ПервоРобот (Lego NXT и Lego WeDo2.0) и компьютерные среды Lego Mindstorms EV3.
Микрокомпьютеры NXT - программируемые кубики Лего, позволяющие хранить и выполнять программы, созданные на компьютере с помощью простых, но мощных графических средах программирования. Объединение конструирования и программирования даёт возможность интегрирования предметных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Инженерное творчество и лабораторные исследования – многократная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого ребёнка, что является мощным инструментом синтеза знаний.
Комплект LEGO Mindstorms — конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота. Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO Mindstorms, а также изучение основ программирования.
Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для младших школьников, у которых наиболее выражена исследовательская компетенция.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Программа предоставляет педагогам средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
· Развить словарный запас и навыки общения ребёнка при объяснении работы модели.
· Научить установлению причинно-следственных связей.
· Научить анализировать результаты и искать новые оптимальные решения.
· Научить коллективной выработке идей, упорству при реализации некоторых из них.
· Научить экспериментальному исследованию, оценке (измерению) влияния отдельных факторов.
· Развить логическое мышление.
· Научить писать и воспроизводить сценарии с использованием модели для наглядности.
· Показать систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей информатики, технологии, математики.
· Выработать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
· ознакомление с комплектами конструкторов Lego WeDo, LEGO Mindstorms NXT 2.0, Lego Mindstorms EV3;
· ознакомление с основами автономного программирования;
· ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT и Lego Mindstorms EV3;
· получение навыков работы с датчиками и двигателями;
· получение навыков программирования;
· развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
· развитие конструкторских навыков;
· развитие логического мышления;
· развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
· воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
· развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
· развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
· формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
В процессе обучения используются разнообразные методы обучения.
Традиционные:
· объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
· репродуктивный метод;
· метод проблемного изложения;
· частично-поисковый (или эвристический) метод;
· исследовательский метод.
Современные:
· метод проектов:
· метод обучения в сотрудничестве;
· метод взаимообучения.
Структура программы
Учащимся в возрасте от 7 до 13 лет предлагается трехуровневый образовательный комплекс с взаимосвязью учебных и досуговых занятий как групповых, так и индивидуальных.
Уровень первый «базовый» (1 – 2 классы) – познавательный, курс изучения простых машин, редукторов, основ робототехники, простое программирование, конструировании и создании роботов на основе конструктора Lego «Простые механизмы», LEGO 9686 - Набор Технология и физика.
Уровень второй (3 – 4 классы) – уровень углубленного изучения основ робототехники и освоения робототехники, применения законов механики при конструировании и создании роботов на основе Lego WeDo 2.0; усвоение знаний, умений, навыков на уровне практического и творческого применения LEGO Education EV3 Космические проекты, составления программ при конструировании и создании роботов на основе LEGO Mindstorms NXT 2.0..
Уровень третий (5 – 6 классы) – уровень углубленного изучения основ робототехники и освоения робототехники, применения законов механики и составления программ при конструировании и создании роботов на основе LEGO Mindstorms EV3.
Уровень четвертый (7-8 классы)
Содержание программы (разделы).
Первый уровень (1-2 классы).
1. Введение в Lego WeDo.
Правила организации рабочего места. Правила безопасной работы. Знакомство с Лего. История лего. Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом. Практическое задание - сборка модели по замыслу. Исследование и анализ полученных результатов.
2. Устройство компьютера.
Начальные сведения о компьютере. Внутренние и внешние устройства. Принципы работы компьютера. История развития компьютеров. Составные части ПК. Принципы работы ПК. Выполнение правил работы при включении и выключении компьютера, запуск программы.
3. Конструирование и программирование.
Перечень терминов. Звуки. Экран. Сочетание клавиш. Программное обеспечение LEGO Education WeDo
4. Исследование механизмов.
Основные приемы сборки и программирования. Справочный материал при работе с Комплектом заданий. Основы построения механизмов и программирования.
5. Волшебные модели.
Практические занятия. Модель механического устройства для запуска волчка. Модель двух механических птиц. В модели используется система ременных передач.
6. Программы для исследований.
Исследование возможности программного обеспечения LEGO Education WeDo.
7. Забавные механизмы.
Конструирование и программирование различных моделей. Создание проектов. Подготовка и проведение выставки.
Второй уровень (3-4 классы).
1. Устройство компьютера. (3 часа)
Внутренние и внешние устройства. Внутренняя и внешняя память. Принципы работы ПК. Операционная система WINDOWS. Функциональные клавиши. ПР: Работа в среде Windows, отработка функциональных клавиш в приложении WordPad.
2. Введение в робототехнику. (5 часов)
История робототехники. Примеры сконструированных роботов для выполнения поставленных задач. Соревнования роботов в России и за рубежом.
3. Робототехника. Основы конструирования. (5 часов)
Основные устройства LEGO-робота. Содержимое конструктора Lego Mindstorms EV3 «Космические проекты».
4. Программирование в среде NXT. (5 часов)
Рабочая среда LEGO NXT. Интерфейс программы. Основные команды. Способы подключения робота к программе. Базовые команды. Программирование роботов: включение/выключение и настройка двигателей.
5. Простые модели роботов. (5 часов)
Разбор различных моделей роботов. Сборка моделей по чертежам. Отличительные особенности роботов. Возможности роботов. Достоинства и недостатки различных моделей
6. Работы с использованием сенсоров. (5 часов)
Команды ветвления. Сенсор цвета, ультразвуковой сенсор, датчик касания. Управление роботом в зависимости от данных, полученных из внешнего мира.
7. Роботы для участия в соревнованиях.(6 часов)
Конструирование и программирование роботов для участия в соревнованиях «Движение по линии», «Сумо». Подготовка и проведение соревнований.
Итого: 34 часа