Технологии поиска и хранения информации в базах данных
Технологии поиска и хранения информации в базах данных
Автор: Кононенко Александра Владимировна
МБОУ "СОШ № 14", г. Коломна, МО
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Класс: 11 класс, общеобразовательный, общеобразовательной школы (уроки 2 часа в неделю).
Цель урока: повторение, обобщение и закрепление знаний о базах данных, системах управления базами данных, навыки работы с базой данных, и технологиях поиска и хранения информации в базах данных.
Задачи урока:
Образовательная: Обобщить полученные знания о базах данных, поиске и хранении информации в базах данных.
Развивающая: развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие и выводы); развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, тезисы, вести конспект, наблюдать); развитие умений частично-поисковой деятельности; развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно); развивать психические процессы (память, внимание).
Воспитательная: воспитывать терпение, усидчивость, уважительное отношение к одноклассникам, умение выслушать до конца мнение другого человека; воспитывать умение работать в коллективе, в группах и в парах; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
экран;
интерактивная доска;
персональные компьютеры для выполнения тестового задания;
локальная сеть;
тестовая среда MyTest.
Раздаточный материал: кроссворд, задачи по модели ЕГЭ, тест в среде MyTest.
План урока:
№ |
Этап |
Содержание этапа |
Хронометраж |
1 |
Организационный момент. Актуализация |
Проверка готовности к уроку |
1 мин. |
2 |
Актуализация опорных знаний. |
Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Разгадывание кроссворда. Обобщение элементов пройденного материала. |
16 мин. |
5 |
Закрепление навыков решение заданий по ЕГЭ |
Работа в группах. Выступление перед классом с результатом решения |
18 мин |
5 |
Физкультминутка |
Валеологический аспект урока |
1 мин. |
6 |
Тест в электронной среде MyTest. |
Контроль знаний |
7 мин. |
7 |
Рефлексия |
Подведение итогов урока |
1 мин. |
8 |
Домашнее задание |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники |
1 мин. |
Ход урока:
На уроке используется презентация.
Использование мультимедиа презентации комплексно воздействует на все виды памяти: аудиальную, визуальную, кинестетическую, а также позволяет их развивать.
Организационный момент.
Отметить отсутствующих и проверить готовность к уроку класса Здравствуйте. Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме: «Технологии поиска и хранения информации в базах данных». На прошлых уроках мы с вами рассматривали теоретический и практический материал, связанный с созданием и исследованием баз данных, а сегодня мы систематизируем наши знания о БД, и будем отрабатывать навыки решения задач ЕГЭ по этой теме.
Актуализация опорных знаний.
Вспомним основные понятия о БД, СУБД.
Разобьёмся на 4 группы, каждая группа получает 2 вопроса, в течении (1 мин.) формулирует на них ответы которые, а затем их озвучивает. (4 мин)
1 группа
1. Что такое база данных (БД)?
Ответ1: специальным образом организованная совокупность данных о некоторой переменной области, хранящейся во внешней памяти компьютера.
2. В виде чего хранятся в памяти реляционные базы данных?
Ответ 2: Реляционные базы данных обычно хранятся в памяти компьютера в виде нескольких связанных таблиц.
3. Что может содержать каждая из таблиц БД?
Ответ 3: каждая таблица содержит описание одного типа объектов (человека, бригады, самолета) или одного типа связей между объектами (например, связь между автомобилем и его владельцем).
2 группа
1. Что такое СУБД? Чем отличается СУБД от БД?
Ответ 1: СУБД -это программные средства, которые позволяют выполнять все необходимые операции с базой данных. А БД – это только специальным образом организованная совокупность данных, хранящейся во внешней памяти компьютера.
2. Какие знаки отношений можно использовать при составлении условия отбора?
Ответ 2: при составлении условия отбора можно использовать знаки отношений <, <= (меньше или равно), >, >= (больше или равно), = (равно), <> (не равно).
3. Что используется для изменения порядка выполнения операции?
Ответ 3: для изменения порядка выполнения операции используют скобки.
3 группа
1. Что ключ в БД? Какие бывают ключи?
Ответ 1: В каждой таблице есть ключ – некоторое значение (это может быть одно поле или комбинация полей), которое отличает одну запись от другой; в таблице не может быть двух записей с одинаковыми значениями ключа.
2. Как это реализуют на практике?
Ответ 2: На практике часто используют суррогатные ключи – искусственно введенное числовое поле (обычно оно называется идентификатор, ID)
3. Какие связи используются в многотабличных БД?
Ответ 3: Таблицы связываются с помощью ключей; чаще всего используется связь 1:N (или 1:¥), когда одной записи в первой таблице может соответствовать много записей во второй таблице, но не наоборот.
4 группа
1. Какие выражения используют в БД при составлении запросов?
Ответ 1: В БД используют простые и сложные логические выражения.
2. Какие логические операции используются при создании запросов в БД?
Ответ 2: «НЕ» -инверсия, «И» - конъюнкция и «ИЛИ» -дизъюнкция.
3. Какова последовательность выполнения логических операций в сложных запросах?
Ответ 3: сначала выполняются инверсия «НЕ», затем – конъюнкция «И» и дизъюнкция «ИЛИ».
Проверка индивидуального домашнего задания. Индивидуальный опрос (4 мин)
Сообщение по теме: 1. «Нереляционные базы данных: за и против».
Сообщение по теме: 2. «Экспертные системы. Применение экспертных систем»
Обобщение пройденного материала.
Разобьёмся на 2 группы, каждая группа получает кроссворд, и набор вопросов (по горизонтали и по вертикали соответственно). Отвечаете на вопросы в течении (2 мин.), а затем озвучиваете их (5 мин.) (Для удобства разгадывания кроссворда используется интерактивная доска.)
1 группа
По горизонтали:
2. Программные средства, которые позволяют выполнять все необходимые операции с базой данных (СУБД)
5. База данных расположенная на серверах локальной и глобальной сети (Удалённая)
6. Описание некоторого объекта или строки в табличной БД (Запись)
7. Свойства объекта или столбцы в табличной БД (Поле )
8. Группа операций, которая представляет собой одно законченное действие с БД, эта группа операций должна быть выполнена целиком или не выполнена вообще. (Транзакция)
9. Поле или комбинация полей, однозначно определяющая запись (Ключ)
2 группа
По вертикали:
1. Аппаратные и программные средства, предназначенные для того, чтобы своевременно обеспечить пользователей нужной информацией (Информационнаясистема)
3. БД расположенная на множестве компьютеров с сохраняемой целостностью и непротиворечивостью данных (Распределённая)
4. Как называется информационная система, находящаяся на одном компьютере, с которой работает один пользователь (Локальная)
10. Неключевое поле таблицы, связанное с первичным ключом другой таблицы (Внешнийключ)
11. Вспомогательная таблица, которая служит для ускорения поиска в основной таблице (Индекс)
Заполнение кроссворда ведётся на интерактивной доске, в отсутствии доски проводим проверку в презентации.
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
Закрепление навыков решение заданий по ЕГЭ
Лучший способ использования теории – это решение практической задачи.
Применяем наши знания на практике, решая задачи, ЕГЭ. (18 мин). Рассмотрим варианты[1]
Р-06. В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите, сколько прямых потомков (т.е. детей и внуков) Павленко А.К. упомянуты в таблице 1.
Таблица 1:
ID |
Фамилия_И.О. |
Пол |
2146 |
Кривич Л.П. |
Ж |
2155 |
Павленко А.К. |
М |
2431 |
Хитрук П.А. |
М |
2480 |
Кривич А.А. |
М |
2302 |
Павленко Е.А. |
Ж |
2500 |
Сокол Н.А. |
Ж |
3002 |
Павленко И.А. |
М |
2523 |
Павленко Т.Х. |
Ж |
2529 |
Хитрук А.П |
М |
2570 |
Павленко П.И. |
М |
2586 |
Павленко Т.И. |
Ж |
2933 |
Симонян А.А. |
Ж |
2511 |
Сокол В.А. |
Ж |
3193 |
Биба С.А. |
Ж |
Таблица 2
ID_Родителя |
ID_Ребенка |
2146 |
2302 |
2146 |
3002 |
2155 |
2302 |
2155 |
3002 |
2302 |
2431 |
2302 |
2511 |
2302 |
3193 |
3002 |
2586 |
3002 |
2570 |
2523 |
2586 |
2523 |
2570 |
2529 |
2431 |
2529 |
2511 |
Решение:
1) сначала находим в таблице 1 Павленко А.К. (ID = 2155)
2) теперь по таблице 2 ищем его детей – их идентификаторы 2302 и 3002; можно строить генеалогическое дерево:
3) далее так же определяем внуков 2155, то есть, детей 2302 и 3002:
4) как следует из таблицы, данных о правнуках 2155 в таблице нет
5) всего прямых потомков 7 – двое детей и 5 внуков.
6) Ответ: 7.
Р-05. В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы дяди Леоненко В.С. Пояснение: дядей считается брат отца или матери.
Таблица 1
ID |
Фамилия_И.О. |
Пол |
14 |
Леоненко Н.А. |
Ж |
23 |
Геладзе И.П. |
М |
24 |
Геладзе П.И. |
М |
25 |
Геладзе П.П. |
М |
34 |
Леоненко А.И. |
Ж |
35 |
Леоненко В.С. |
Ж |
33 |
Леоненко С.С. |
М |
42 |
Вильямс О.С. |
Ж |
44 |
Гнейс А.С. |
Ж |
45 |
Гнейс В.А. |
М |
47 |
Вильямс П.О. |
М |
57 |
Паоло А.П. |
Ж |
64 |
Моор П.А. |
Ж |
Таблица 2
ID_Родителя |
ID_Ребенка |
23 |
24 |
44 |
24 |
24 |
25 |
64 |
25 |
23 |
34 |
44 |
34 |
34 |
35 |
33 |
35 |
14 |
33 |
34 |
42 |
33 |
42 |
24 |
57 |
64 |
57 |
1) Геладзе И.П. 2) Геладзе П.И.
3) Гнейс А.С. 4) Леоненко Н.А.
Решение:
1) лицо женского пола не может быть дядей, поэтому ответы 3 и 4 неверны
2) ищем в первой таблице Леоненко В.С., определяем, что её код 35
3) чтобы найти родителей Леоненко В.С., ищем во второй таблице записи, где код ребенка равен 35: таким образом, её родители имеют коды 33 и 34
4) ищем бабушек и дедушек, то есть, записи во второй таблице, где код ребенка равен 33 или 34: соответствующие коды бабушек и дедушки Леоненко В.С. – это 14, 44 и 23
5) ищем детей персон с кодами 14, 44 и 23 – это братья и сестры родителей Леоненко В.С., то есть, её дяди и тёти; находим, что это человек с кодом 24, Геладзе П.И.
6) Ответ: 2
Р-04. В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И.
Таблица 1
ID |
Фамилия_И.О. |
Пол |
71 |
Иванов Т.М. |
М |
85 |
Петренко И.Т. |
М |
13 |
Черных И.А. |
Ж |
42 |
Петренко А.И. |
Ж |
23 |
Иванова А.И. |
Ж |
96 |
Петренко Н.Н. |
Ж |
82 |
Черных А.Н. |
M |
95 |
Цейс Т.Н. |
Ж |
10 |
Цейс Н.А. |
М |
|
... |
|
Таблица 2
ID_Родителя |
ID_Ребенка |
23 |
71 |
13 |
23 |
85 |
23 |
82 |
13 |
95 |
13 |
85 |
42 |
82 |
10 |
95 |
10 |
... |
... |
1) Иванов Т.М. 2) Черных И.А. 3) Цейс Т.Н. 4) Петренко Н.Н.
Решение:
1) лицо мужского пола не может быть бабушкой, поэтому ответ 1 неверен
2) ищем в первой таблице Иванову А.И., определяем, что ее код 23
3) чтобы найти родителей Ивановой А.И., ищем во второй таблице записи, где код ребенка равен 23: таким образом, её родители имеют коды 85 и 13
4) теперь ищем бабушек и дедушек, то есть, записи во второй таблице, где код ребенка равен 85 или 13: соответствующие коды бабушки и дедушки нашей Ивановой – это 82 и 95
5) в таблице 1 смотрим, кто имеет коды 82 и 95: это Черных А.Н. (мужского пола) и Цейс Т.Н (женского пола); последняя явно является бабушкой
6) ответ: 3
Р-03. Результаты тестирования представлены в таблице:
Фамилия |
Пол |
Математика |
Русский язык |
Химия |
Информатика |
Биология |
Аганян |
ж |
82 |
56 |
46 |
32 |
70 |
Воронин |
м |
43 |
62 |
45 |
74 |
23 |
Григорчук |
м |
54 |
74 |
68 |
75 |
83 |
Роднина |
ж |
71 |
63 |
56 |
82 |
79 |
Сергеенко |
ж |
33 |
25 |
74 |
38 |
46 |
Черепанова |
ж |
18 |
92 |
83 |
28 |
61 |
Сколько записей в ней удовлетворяют условию «Пол =’ж’ ИЛИ Химия > Биология»?
1) 5 2) 2
3) 3 4) 4
Решение:
1) заданное сложное условие отбора состоит из двух простых
У1: Пол =’ж’
У2: Химия > Биология
которые связаны с помощью логической операции «ИЛИ».
2) заметим, что столбцы «Фамилия», «Математика», «Русский язык» и «Информатика» никак не влияют на результат; уберем их из таблицы и добавим два новых столбца, в которых будем отмечать, выполняются ли условия У1 и У2 для каждой строчки
Пол |
Химия |
Биология |
Пол =’ж’ |
Химия > Биология |
ж |
46 |
70 |
+ |
|
м |
45 |
23 |
|
+ |
м |
68 |
83 |
|
|
ж |
56 |
79 |
+ |
|
ж |
74 |
46 |
+ |
+ |
ж |
83 |
61 |
+ |
+ |
3) логическая операция «ИЛИ» означает выполнение хотя бы одного из двух условия (или обоих одновременно), поэтому заданному сложному условию удовлетворяют все строки, где есть хотя бы один плюс; таких строк пять, они выделены зеленым фоном:
Пол |
Химия |
Биология |
Пол =’ж’ |
Химия > Биология |
ж |
46 |
70 |
+ |
|
м |
45 |
23 |
|
+ |
м |
68 |
83 |
|
|
ж |
56 |
79 |
+ |
|
ж |
74 |
46 |
+ |
+ |
ж |
83 |
61 |
+ |
+ |
4) таким образом, правильный ответ – 1.
Возможные ловушки и проблемы:
можно перепутать действие операций «И» и «ИЛИ» (неверный ответ 2)
можно перепутать порядок выполнения операций «И» и «ИЛИ», если они обе используются в сложном условии
омните, что в бланк нужно вписать не количество записей, удовлетворяющих условию, а номер ответа из предложенных
Р-02. Из правил соревнования по тяжелой атлетике: Тяжелая атлетика – это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений. Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес. Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике:
Фамилия И.О. |
Вес спортсмена |
Взято в рывке |
Рывок с попытки |
Взято в толчке |
Толчок с попытки |
Айвазян Г.С. |
77,1 |
150,0 |
3 |
200,0 |
2 |
Викторов М.П. |
79,1 |
147,5 |
1 |
202,5 |
1 |
Гордезиани Б.Ш. |
78,2 |
147,5 |
2 |
200,0 |
1 |
Михальчук М.С. |
78,2 |
147,5 |
2 |
202,5 |
3 |
Пай С.В. |
79,5 |
150,0 |
1 |
200,0 |
1 |
Шапсугов М.Х. |
77,1 |
147,5 |
1 |
200,0 |
1 |
Кто победил в общем зачете (по сумме двух упражнений)?
1) Айвазян Г.С.
2) Викторов М.П.
3) Михальчук М.С.
4) Пай С.В.
Решение:
1) основная сложность этой задачи (особенно для тех, кто не увлекается тяжелой атлетикой) состоит в том, что бы внимательно прочитать и понять достаточно запутанные условия соревнований
2) можно убрать из таблицы всех участников, кроме тех, которые упомянуты в ответах
3) в условии читаем первое правило для определения победителя: «Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете», поэтому добавим в таблицу столбец «Общий зачет», в котором для каждого спортсмена сложим веса, взятые в рывке и в толчке
Фамилия И.О. |
Вес спортсмена |
Взято в рывке |
Рывок с попытки |
Взято в толчке |
Толчок с попытки |
Общий зачет |
Айвазян Г.С. |
77,1 |
150,0 |
3 |
200,0 |
2 |
350,0 |
Викторов М.П. |
79,1 |
147,5 |
1 |
202,5 |
1 |
350,0 |
Михальчук М.С. |
78,2 |
147,5 |
2 |
202,5 |
3 |
350,0 |
Пай С.В. |
79,5 |
150,0 |
1 |
200,0 |
1 |
350,0 |
4) все интересующие нас участники набрали одинаковый результат, поэтому по этому критерию выявить победителя не удалось; читаем далее: «Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом»; отсюда сразу следует, что победитель – Айвазян Г.С., поскольку его вес – наименьший среди всех участников
5) таким образом, правильный ответ – 1.
Возможные ловушки и проблемы:
длинное и запутанное условие, которое нужно формализовать
можно перепутать порядок применения условий; например, если сначала учесть количество попыток, то победителем будет Викторов
лишняя информация, которая не влияет на решение задачи, но осложняет восприятие длинного условия и выделение действительно значимой информации
Р-01. В таблице представлены несколько записей из базы данных «Расписание»:
№ |
Учитель |
День_недели |
Номер_урока |
Класс |
1 |
Айвазян Г.С. |
понедельник |
3 |
8А |
2 |
Айвазян Г.С. |
понедельник |
4 |
9Б |
3 |
Айвазян Г.С. |
вторник |
2 |
10Б |
4 |
Михальчук М.С. |
вторник |
2 |
9А |
5 |
Пай С.В. |
вторник |
3 |
10Б |
6 |
Пай С.В. |
среда |
5 |
8Б |
Укажите номера записей, которые удовлетворяют условию Номер_урока > 2 И Класс > '8А'
1) 1, 6 2) 2, 6 3) 2, 5, 6 4) 1, 2, 5, 6
Решение:
1) уберем из таблицы всю лишнюю информацию, оставив только номер записи, номер урока и класс:
№ |
Номер_урока |
Класс |
1 |
3 |
8А |
2 |
4 |
9Б |
3 |
2 |
10Б |
4 |
2 |
9А |
5 |
3 |
10Б |
6 |
5 |
8Б |
2) логическая связка И означает одновременное выполнение двух условий; оставим в таблице только те строки, для которых выполняется первое из двух условий, Номер_урока > 2
№ |
Номер_урока |
Класс |
1 |
3 |
8А |
2 |
4 |
9Б |
5 |
3 |
10Б |
6 |
5 |
8Б |
3) теперь нужно из оставшихся строк отобрать те, для которых Класс > '8А'; на взгляд «нормального» человека, этому условию удовлетворяют последние 3 строчки, однако это неправильный ответ
4) дело в том, что в данном случае поле Класс имеет тип «символьная строка», поэтому сравнение будет Класс > '8А' выполняться по кодам символов, начиная с первого
5) цифры во всех кодовых таблицах располагаются последовательно, одна за другой, от 0 до 9
6) поэтому код цифры «1» меньше, чем код цифры «8», и строка 5 не удовлетворяет условию Класс > '8А'
7) к счастью, русские буквы А и Б во всех кодовых таблицах расположены друг за другом[2], поэтому сравнение пройдет «нормально», условие Класс > '8А' для записи № 6 будет истинно
6) в результате после применения условия Класс > '8А' остаются две записи
№ |
Номер_урока |
Класс |
2 |
4 |
9Б |
6 |
5 |
8Б |
7) таким образом, правильный ответ – 2.
Возможные ловушки и проблемы:
помните, что символьные строки сравниваются по кодам символов
цифры в таблице кодов стоят подряд от 0 до 9 (коды 48-57)
в кодировке Windows русские буквы стоят по алфавиту
Р-00. База данных о торговых операциях дистрибутора состоит из трех связанных таблиц. Ниже даны фрагменты этих таблиц.
Таблица зарегистрированных дилеров
Наименование организации |
ID дилера |
Регион |
Адрес |
ООО «Вектор» |
D01 |
Башкортостан |
г. Уфа, ул. Школьная, 15 |
АО «Луч» |
D02 |
Татарстан |
г. Казань, ул. Прямая, 17 |
АОЗТ «Прямая» |
D03 |
Адыгея |
г. Майкоп, просп. Мира, 8 |
ООО «Окружность» |
D04 |
Дагестан |
г. Дербент, ул. Замковая, 6 |
ИЧП Скаляр |
D05 |
Дагестан |
г. Махачкала, ул. Широкая, 28 |
АО «Ромб» |
D06 |
Татарстан |
г. Набережные Челны, ул. Заводская, 4 |
Таблица отгрузки товара
Номер накладной |
Отгружено дилеру |
Артикул товара |
Отгружено упаковок |
Дата отгрузки |
001 |
D01 |
01002 |
300 |
5/01/2009 г. |
002 |
D02 |
01002 |
100 |
5/01/2009 г. |
003 |
D06 |
01002 |
200 |
5/01/2009 г. |
004 |
D01 |
02002 |
20 |
5/01/2009 г. |
005 |
D02 |
02002 |
30 |
5/01/2009 г. |
006 |
D02 |
01003 |
20 |
6/01/2009 г. |
Таблица товаров
Наименование товара |
Артикул |
Отдел |
Количество единиц в упаковке |
Брутто вес упаковки |
Фломастеры, пачка 24 шт. |
01001 |
Канцтовары |
24 |
5 |
Бумага А4,пачка 500 листов |
01002 |
Канцтовары |
5 |
10 |
Скрепки металлические, 1000 шт. |
01003 |
Канцтовары |
48 |
20 |
Розетки трехфазные |
02001 |
Электротовары |
12 |
2 |
Лампа накаливания, 60 Вт |
02002 |
Электротовары |
100 |
8 |
Выключатель 2-клавишный |
02003 |
Электротовары |
48 |
7 |
Сколько пачек бумаги было отгружено в Татарстан 5 января 2009 года?
1) 100 2) 200 3) 300 4) 1500
Решение:
1) уберем из таблиц всю лишнюю информацию; во-первых, нас интересует только бумага и только количество пачек, поэтому таблица товаров сводится к одной строчке
Наименование товара |
Артикул |
Количество единиц в упаковке |
Бумага А4,пачка 500 листов |
01002 |
5 |
2) во-вторых, нас интересуют только дилеры из Татарстана, причем их названия и адреса не дают полезной информации, нужен только код; вот что остается от таблицы дилеров:
ID дилера |
Регион |
D02 |
Татарстан |
D06 |
Татарстан |
3) из таблицы отгрузки товара выбираем только информацию о поставках этим дилерам:
Отгружено дилеру |
Артикул товара |
Отгружено упаковок |
Дата отгрузки |
D02 |
01002 |
100 |
5/01/2009 г. |
D06 |
01002 |
200 |
5/01/2009 г. |
D02 |
02002 |
30 |
5/01/2009 г. |
D02 |
01003 |
20 |
6/01/2009 г. |
4) в последней таблице отмечаем строчки, которые относятся к бумаге (артикул 01002) и дате 5/01/2009:
Отгружено дилеру |
Артикул товара |
Отгружено упаковок |
Дата отгрузки |
D02 |
01002 |
100 |
5/01/2009 г. |
D06 |
01002 |
200 |
5/01/2009 г. |
5) таким образом, в 5/01/2009 в Татарстан было отгружено 300 упаковок бумаги
6) теперь вспоминаем, что в таблице товаров сказано, что в каждой упаковке 5 пачек, поэтому всего отгружено 1500 пачек
7) таким образом, правильный ответ – 4.
Возможные ловушки и проблемы:
обратите внимание, что спрашивается количество пачек, а не количество упаковок; среди ответов есть «отвлекающий» вариант 300 – после выполнения шага 5 появляется соблазн выбрать именно его
Индивидуальная работа на скорость. Решаем задачи самостоятельно, кто быстрее решает задачи, показывает ответ и получает оценку (Задачи подбираются на усмотрение учителя с целью отработать полученные навыки). Приступили.
Например, Решим № № 6, 7, 9, 10, 12, 16, 20, 27, 30.
Рефлексия.
Подведём итог урока. Ответьте на следующие вопросы со слайда (вопросы появляются по одному):
Какая задача стояла перед вами на уроке?
Какие умения и навыки сейчас вы показали после решения задач ЕГЭ и выполнения теста?
Как вы считаете, что Вам удалось, а что не удалось на уроке?
Оцените свою работу на уроке?
Оценки за урок.
Домашнее задание: готовиться к контрольной работе, повторить главу 3:§13, §14, §15, §16, §17, §18, §19 Учебник Информатика для 11 класса. Поляков К.Ю., Ерёмин Е.А.
Литература:
1. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.
2. Поляков К.Ю., Ерёмин Е.А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.1 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 240 с.
3. Ушаков Д,М, ЕГЭ-2016: Информатика: 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. – М: АСТ, 2016.
4. Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.
5. Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. — М.: Астрель, 2009.