Применение проблемного обучения на уроках русского языка
Применение проблемного обучения на уроках русского языка
Автор: Середина Елена Георгиевна
Проблемное обучение- один из актуальных педагогических технологий, так как позволяет реализовать образовательную программу по ФГОС. Я начала изучать проблемное обучение с 2012 года работая в начальных классах. Сейчас трудно чем-то увлечь детей. Они пользуются разной и не всегда полезной информацией чаще из интернета. А эта технология помогает реализовать потребности детей в самоутверждении. Вот уже три года я работаю учителем русского языка по программе ФГОС, постоянно стараюсь включать элементы проблемного обучения на уроках и русского языка и литературы. Это заставляет учащихся творчески мыслить, думать, а не работать по шаблону. Если стоит задача развить мышление у детей, то их обучение должно быть проблемным.
Цель проблемного обучения: обучение активному восприятию знаний, помощь в развитии умения, поиска на поставленный вопрос. Ученик, анализируя, размышляя, пробуя различные действия, сам получает необходимый, часто правильный ответ.
Задачи проблемного обучения в том, чтобы обучить орфографии и пунктуации; сформировать умение думать, грамотно говорить и писать.
Необходимо научить детей наблюдать, мыслить, рассуждать, делать выводы. Можно использовать различные приёмы, но эффективным всё же я считаю создание проблемной ситуации на уроках, это не просто интересно, это увлекает и не только учеников, но и самого учителя.
При проблемном обучении учитель создает проблемные ситуации, так строит урок, чтобы учащиеся самостоятельно делали выводы, обобщения, сверяя свои выведенные знания с выводами в учебнике.
В результате у учащихся вырабатываются навыки самостоятельной работы, умение думать, рассуждать и даже доказывать правильность своих мыслей. А главное, появляется интерес к изучению предмета, в данном случае русского языка.
Проблемная ситуация - это затруднение ученика перед заданным ему вопросом, когда он не знает, как объяснить возникшее «это», его некая растерянность и это побуждает его искать способ объяснения. Это начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Можно брать разные проблемные ситуации: картины, фотографии, таблицы, предложения, в зависимости от поставленной цели, но всегда должен звучать вопрос: «Почему? Как вы думаете? А что случится, если…? Верите ли вы, что…?».
Эти вопросы побуждают учащихся думать, заставляют по-новому работать, включаться в процесс работы даже слабых учеников, которые ещё будут молчать, но думать уже начинают, слушать тоже.
Проблемное обучение реализую на уроках в 5,6,7 классах по учебнику Ладыженской. Этот учебник не всегда позволяет решать проблемные ситуации, но тем и интереснее самостоятельный поиск истины.
На уроке развитии речи по различным темам составляю проблемные задания. Дети очень заинтересованы, использую наглядный материал. Наглядность- сигнал к размышлению учащихся. Писали сочинение на актуальную тему по вопросу памяти о погибших героях в Великой Отечественной войне. Тема серьёзная, сочинения тоже были проникнуты болью и скорбью. Проблемная ситуация вызывает у детей желание получить ответ на вопрос, узнать то, о чём спросили.
У детей формируется навык мышления, связной речи, общение через совместное решение, дискуссия, видны положительные эмоции, дети с удовольствием работают.
Постановка проблемных вопросов позволяет ученикам осознанно понять тему, поставить цель, подвести итог и объективно оценить свою работу.
Каждую тему начинаю с проблемных вопросов, которые помогают актуализировать знания учащихся. Решение этих вопросов ведёт к раскрытию темы урока. Тему урока формулируют сами учащиеся.
Практически все уроки построены по проблемному обучению. Иногда беру презентации с интернета, но полностью меняю, дополняю, перерабатываю её содержание. Такие уроки важны в воспитании и обучении детей и дают хорошие результаты.
Тема урока начинается с постановки проблемы, когда налицо есть противоречие между тем, что мы знаем и тем, что надо узнать.
Формы работы тоже на каждом уроке в зависимости от поставленной задачи разные: групповая, работа в парах, самостоятельная. Важно учитывать способности ученика, его возраст, характер, чтобы включать в различные виды работы. Дети очень любят играть, поэтому на уроках можно, для создания интересной подачи нового материала, включить
что-то необычное, нестандартное: загадки, картинки, музыка, шарады, включаю такие задания, как «получи «5», «третий лишний», «найди ошибку», «мозговой штурм» и другие.
Есть такое задание, как вопросы «взрослые и маленькие», их можно применить на различных этапах урока для повторения, в самостоятельной или проверочной работе, в домашнем задании. «Взрослые вопросы» требуют полного ответа с рассуждением и доказательством, содержащие оценку и анализ. «Маленькие вопросики» требуют односложных ответов, чаще на выученные орфограммы и правила.
Задание «Поймай мысль» учит умению включиться в диалог, вспомнить прошлые знания, высказать свою мысль и отношение.
Конечно, включая разные задания, урок будет интереснее, содержательнее. Но ещё вжный момент- на уроках должна быть хорошая добрая атмосфера. Каждый ребёнок, желающий что-то сказать, должен быть выслушан, даже при его не очень «складном» ответе! Работаю на успех, особенно в младшем и среднем звене.
Для формирования знающего человека использую написание развёрнутых ответов на вопросы, эссе, сочиняем синквейн, предлагаю составить различные схемы и таблицы. Это помогает ученикам проявить творчество, развивает устную и письменную речь, обогащает словарный запас слов. Некоторые заданиями можно писать самостоятельно, в парах, группах, командах.
Проблемное обучение является эффективным методам обучения и развития учащихся.
Благоприятная, доброжелательная атмосфера, созданная в классе, тоже играет огромную роль для развития и обучения ребёнка, уважение к маленькому человеку- непременное правило!
Немаловажную роль играет взаимодействие с родителями, которые могут помогать в развитии успешного обучения, желания, положительного настроя к школе. Создание ситуации успеха, эмоциональный настрой, интерес к предмету воспитывает личность обучающихся, помогает повысить активность, качество знаний. Учитель помогает ученикам сформировать такие качества, которые позволят им уверенно чувствовать себя в обществе, в дальнейшей уже взрослой жизни. А сейчас учение станет радостным,
интересным, увлекательным, когда дети сами научаться учиться.
Познание должно идти через использование умственных и физических сил, при умении самостоятельного поиска решений, а учитель должен этому научить, это одна из его важнейших задач.