Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Эстетическое воспитание и развитие личности на уроках физики

Дата публикации: 2018-04-27 12:26:21
Статью разместил(а):
Комзолаков Алексей Викторович

Эстетическое воспитание и развитие личности на уроках физики в условиях реализации ФГОС

Автор: Комзолаков Алексей Викторович

учитель физики МБОУ «Лицей «Эврика», г. Саяногорск

 

«Моральные качества личности

 имеют большее значение,

чем интеллектуальные достижения».

А. Эйнштейн

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разносторонних условий её развития, реализации её природных потенциалов и предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что «в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка». Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственное чем, сейчас определяется ценность какого-либо предмета или художественного произведения, является его цена. Современной молодежи трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, так как само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности.

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд.

Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Дисциплины гуманитарного цикла направлены на развитие эстетического воспитания, особенно такие предметы как литература, история, обществознание. И многие заблуждаются в том, что на предметах естественнонаучного цикла это практически неосуществимо. Моя цель показать возможности реализации эстетического воспитания на уроках физики.

 

Условия эффективности эстетического воспитания в школе:

- наличие необходимого и достаточного уровня компетентности учителей в этом направлении;

- развитие интереса учащихся к творческой деятельности;

- заинтересованность родителей в эстетическом развитии детей;

- слаженная работа учителей всех предметов в этом направлении.

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения.

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

- чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

-знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Практически все темы программы по предмету «Физика» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках физики.

   Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках физики должна быть систематической и целенаправленной.  Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время».

Приемы эстетического воспитания на уроках физики:

•        физика в рисунках;

•        физика в поэзии;

•        физика в пословицах и сказках;

•        физика в баснях;

•        через жизнь и деятельность ученых.

 

На каждом из приемов я останавливаться не буду, а хочу показать, как можно использовать литературные произведения при изучении различных тем по физике.

Природа - это не только окружающая среда, но и огромная "лаборатория", где происходят разнообразные физические процессы и явления. Изучение их на фоне Фрагментов из художественной литературы разных народов, пословиц, поговорок, загадок не только обогащает учебный процесс, но и расширяет кругозор учащихся.

Эмоциональное изложение преподавания невозможно без привлечения дополнительной, не имеющейся в учебнике информации. Без привлечения такого материала у учащихся складывается представление о физике, как «сухой» науке.

Например, при изучении оптики, я стараюсь на первых уроках обратить внимание учащихся на источник света и энергии - Солнца. Эпиграфом урока являются слова Андрея Белого. 

Вдали зеркальной, огненно - лучистой, 

Закрывшись тучей,

 И окаймив дугой ее огнистой, 

Пунцово - жгучей, 

Огромный шар, склонясь горит над нивой Багрянцем роз.

Задача этого вступления - научить ребят удивляться явлениям природы, объяснять их, опираясь на приобретенные знания. Что же происходит удивительного в закатах Солнца, почему оно красноватое, увеличенное в размерах, сплюснутое. Этот разговор является поводом для знакомства с народными приметами и объяснением их на основе знаний по физике. Двоякая цель преследуется: изучение законов физики и элемента нашего культурного наследия - народного погодоведения.

При изучении темы «Строение атома. Спектры» в качестве эпиграфа к уроку можно взять слова А.Зоммерфельца: «То, что мы теперь слышим в говоре спектральных линий, есть настоящая музыка сфер, звучащая в атоме созвучия целых отношений, порядок и гармония, все более увеличивающиеся, несмотря на все разнообразие». Здесь подмечена похожесть открытия законов природы и рождение «музыкальных образов».

Роман Ж.Верна "Таинственный остров", на страницах которого ведется разговор об электролизе воды и получении нового вида топлива - водорода, позволяет затронуть темы экологии, экономии топлива, использования новых видов топлива, достоверности описания явления. Использование данного приема позволяет возбудить воображение учащихся. Использования текста из художественных произведений в качестве условия задач знакомит с особенностями языка точных дисциплин, эстетикой речи.

При изучении темы «Равнодействующая сила» использую два произведения: басня «Лебедь, рак и щука», и сказка «Репка». Класс делиться на две группы и каждая анализирует свое произведение. На основе выводов полученных детьми выводится понятие «равнодействующая сила» и способ ее нахождения.

При обобщении темы «Молекулярное строение вещества» одним из заданий является анализ произведения «Фея и цветок». Вот отрывок:

«Однажды утром, спускаясь по лестнице, чтобы пойти купить молока, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла – нагнулась, подняла и видит – смятый красный цветок. Кто-то, должно быть, наступил на него и растоптал его нежные лепестки, но от него несся такой чудесный аромат! Почистила  Хромуля цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а, вернувшись домой, поставила его в вазочку со свежей водой. Цветок-то и ожил, наполняя воздух благоуханием».

Учащиеся в данном произведении находят физические явления, которые доказывают молекулярное строение вещества.

Примеров данных уроков можно привести много, но еще бы я хотел остановиться на инновациях, которые используются у нас в школе. В нашей школе практикуется биоадекватная методика преподавания. Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования правого и левого полушария головного мозга, то есть релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации. А как всем известно, правое полушарие головного мозга отвечает за творческое мышление, которое мы практически не включаем при изучении школьных предметов. А это тоже напрямую связанно с эстетическим воспитанием.

Примером биоадекватного урока по физике это «Дисперсия света». Для того чтобы было понятно я включу отрывок релаксации к данному уроку:

«Сейчас мы отдохнем и помечтаем. Сядьте удобно, ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятна волна расслабления, охватывающая вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.

Представьте свое любимое место отдыха. Что вас там окружает? Какие предметы или объекты природы? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, как вы там выглядите? Какое у вас настроение? Вдохните энергию любви вашего места покоя, поселите ответную любовь. Почувствуйте себя отдохнувшим.

Найдите тропинку в вашем любимом месте. Нашли? Какая она? Почувствуйте ее под ногами, комфортно вам на ней? Ступайте по тропинке вперед, и вы ощутите, что словно птицы, поднимаетесь наверх по мере продвижения по ней. И вот вы на высоте птичьего полета, что вы ощущаете, смотря на Землю?  Давайте оставим ее и продолжим подниматься все выше и выше.

Оглянитесь вокруг, вы достигли облаков. Какие они? Какой они формы, цвета? Почувствуйте их запах, какие они прекрасные на ощупь. Среди этих облаков есть небольшие тучки. Они орошают Землю капельками дождя. Возьмите одну из капель в руки. Рассмотрите ее. Какая она? Какой она формы? Размера? Какова она на ощупь? Попросите ее стать символом оптики, поделиться с вами информацией.

А вот выходит солнышко. Капелька начинает сверкать радугой в его лучах. Рассмотрите ее.

- Первый сверху лучик радуги в капельке окрашен красным цветом. Рассмотрите его. Какую он информацию в себе несет?

- Ниже расположился второй – оранжевый лучик. Потрогайте его. Почувствуйте, какой он приятный на ощупь.

- Третий лучик – желтый, цвета солнышка на небе. Потрогайте его. Почувствуйте его тепло.

- На четвертом месте расположился лучик цвета травы на летней полянке – зеленый лучик. Почувствуйте его приятный аромат.

- Пятый лучик цвета неба над головой – голубой лучик. Потрогайте его, почувствуйте его нежность.

- Шестой лучик – синий. Пусть он пройдет через ваше тело, наполняя вас ощущением мира и покоя.

- А самый нижний лучик радуги – фиолетовый. Пусть он поможет улучшить вашу память, зрение, насыщая каждую клеточку организма здоровьем.

Внимательно присмотритесь, на радуге написано: дисперсия – это явление разложения белого света на семь составляющих его цветных лучей.

Белый свет, идущий от солнышка, состоит из всех семи цветов. Вместе они образуют спектр. Посмотрите еще раз на капельку, на ней написано дисперсия. Вспомните, что это за явление? Запомните всю информацию, которую вам подарила капелька. Попрощайтесь и отпустите ее.

Наше путешествие заканчивается. Мы обязательно будем путешествовать еще. Возвращаемся в класс. Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами ног, рук. Сделайте глубокий вздох. Улыбнитесь друг другу».

Во время релаксации учащиеся понимают, на сколько же все таки прекрасный и в свою очередь сложный окружающий нас мир. И им предоставляется возможность изобразить то, что они увидели во время релаксации. Данные образоны дети очень ценят, так как это их личное произведение искусства, и оно несет как духовную так и научную ценность.

 

Заключение.

Использование методов эстетического воспитания при обучении физике:

- повышает эмоциональную восприимчивость учащихся;

- способствует получению глубоких знаний;

- приобщает учащихся к прекрасному;

- убеждает подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны;

- утверждает, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он ни занимался.

.  .  .