Оформление и представление раздела «Воспитательная работа» в структуре годового плана ОУ
Составление, оформление и представление раздела «Воспитательная работа» в структуре годового плана образовательного учреждения
Автор: Дёрина Наталья Николаевна
Федеральный закон «Об образовании» дает следующее определение понятиям «образование» и «воспитание»:
1) Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Таким образом, государство впервые определило первоочередную роль воспитания в образовании. Воспитание в профессиональной образовательной организации осуществляют педагогические работники: преподаватели, классные руководители, мастера производственного обучения, заведующий общежитием и воспитатели, библиотекарь, социально-психологическая служба и другие.
Одной из основных функций деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе является проектировочная деятельность, которая предполагает определение целей, задач, содержания и стратегии педагогического процесса. Планирование педагогической деятельности в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Цель работы – теоретическое обоснование планирования воспитательной деятельности, представление раздела «Воспитательная работа» как неотъемлемой части годового плана работы образовательного учреждения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы;
2. Рассмотреть основные аспекты технологии планирования;
3. Рассчитать бюджет запланированных воспитательных мероприятий.
Приступая к работе, мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в образовательном учреждении строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных особенностей студентов и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.
Ожидаемыми результатами реализации проекта является:
1. Раскрытие теоретических аспектов планирования воспитательной работы;
2. Составление примерного плана воспитательной работы на год как раздела годового плана ОУ.
Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности. Планирование позволяет обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания. Таким образом, план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных.
Годовой план работы образовательного учреждения, в том числе, включает в себя раздел «Воспитательная работа», в котором, в соответствии с Концепцией воспитательной работы, прослеживаются следующие направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно- нравственное, спортивно-оздоровительное, экологическое, которые должны присутствовать на всех уровнях учебной и внеучебной работы: на лекциях, семинарах, производственной практике, в работе классных руководителей, воспитателей общежития, библиотеки, социально-психологической службы, со студентами, в деятельности студенческих объединений.
План позволяет:
- Четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
- Целенаправленно разработать содержание и выбрать стратегические и тактические задачи воспитания;
- Спрогнозировать результаты деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности.
Планирование воспитательной работы на год в ОУ осуществляется в конце предшествующего учебного года и включает в себя следующие компоненты:
1. Выделяются основополагающие ориентиры, зафиксированные в документах, регламентирующих воспитательную деятельность в ОУ. Важнейшие документы нормативного характера, имеющие первостепенное значение для организации воспитательной работы в нашем колледже это:
- Международные: Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка;
- Федеральные: Федеральный закон «Об образовании»; Федеральные государственные стандарты; Федеральный закон №124-ФЗ (ред. от 20.07.2000) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений, преступлений несовершеннолетних», Федеральный Закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025 г.
- Региональные: Краевая долгосрочная целевая программа; Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами (далее ПАВ) детьми и молодежью в образовательном пространстве Забайкальского края на 2016-2019 годы и план межведомственных мероприятий по реализации Концепции.
- Локальные акты: Устав образовательного учреждения, локальные акты регламентирующие воспитательную работу – различные положения. Программа развития воспитательной работы; Концепция воспитательной работы; Концепция развития спортивно-массовой и оздоровительной работы; Программа социально-психологического сопровождения адаптации первокурсников, проживающих в общежитии; Программа развития эффективности профориентационной работы.
2. С позиции этих ориентиров анализируются результаты воспитательной работы за прошедший учебный год.
3. На основе анализа определяем уязвимые места воспитательной работы, на что необходимо обратить внимание, доработать в следующем учебном году.
4. Согласовываем направления, мероприятия, бюджет с соответствующими структурными подразделениями колледжа.
5. Выстраиваем оптимальный режим и содержание воспитательной деятельности.
6. Составляем план воспитательной работы, включаем его в годовой план работы ОУ.
Для успешной реализации плана воспитательной работы предусмотрены следующие механизмы:
- разработка и внедрение нормативно-правовой базы, направленной на реализацию основных направлений воспитательной деятельности;
- обновление и пополнение материально-технической базы общежития и культурно – спортивно – досуговых центров колледжа, выделение средств на поощрение, грамоты, инвентарь для проведения мероприятий;
- реализация воспитательных программ: «Программа адаптации первокурсников», «Программа адаптации первокурсников к условиям проживания в общежитии», «Развитие спортивно-массовой и оздоровительной работы», «Модель студенческого самоуправления», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Программа социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», программы кружковой и секционной работы;
- контроль за исполнением мероприятий.
Текущее управление реализацией запланированных мероприятий осуществляет администрация колледжа.
Отследить результативность реализации включенных план воспитательных мероприятий возможно с помощью следующих информационных потоков:
- о занятости студентов в творческих объединениях, спортивных секциях, молодежных клубных объединениях, органах студенческого самоуправления, волонтерском отряде;
- о состоянии планов воспитательной работы классных руководителей I—IY курсов;
- о состоянии работы воспитательного совета колледжа;
- о реализации воспитательных программ по направлениям, определенным Концепцией воспитательной работы;
- материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия студентов в студенческом самоуправлении; оценка удовлетворенности качеством предоставления образовательной услуги «Обеспечение образования по программам начального и среднего профессионального образования, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей и др.).
Примерная стоимость реализации плана воспитательной работы входит стоимость грамот и благодарственных писем, спортивных грамот и медалей, затраты на оформление, ватман, канцелярию, в стоимость не включена заработная плата работников образования, амортизация используемой аппаратуры, не определен размер спонсорских средств на приобретение подарков и сувениров, средств на поощрение (согласно Положению о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов).
В процессе реализации плана воспитательной работы могут возникнуть следующие трудности:
постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями обучающихся, например, на те или иные мероприятия плана привлечение в том числе студентов, состоящих на различных формах учета (ПДН ОМВД, КДН и ЗП, врача нарколога, педагогический учет ОУ) невозможно из-за низкой мотивации, вовлеченности студентов во внеклассные мероприятия;
недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;
медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания молодежи, например, отсутствие заинтересованности педколлектива в развитии добровольческого волонтерского движение, неверие в морально-нравственные ресурсы современной молодежи;
демографическая обстановка в районе и крае – невыполнение плана набора;
изменение политики в области образования.
Список используемой литературы:
- Настольная книга зам.директора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы) / Г.Н. Сибирцева. Изд.5-е, доп. И перераб..- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 146 с.
- Разрабатываем систему воспитательной работы образовательного учреждения (ОУ)// Научно-информационный бюллетень, 2010. - №2.- С.25-29.
- Р. Бабенко. План воспитательной работы классного руководителя на учебный год// Воспитательная работа в школе, 2006.- №4.- С.48-65.