Специфика организации и проведения занятий ансамбля шумовых инструментов
Специфика организации и проведения занятий ансамбля шумовых инструментов во внеурочной деятельности
Автор: Войцехович Елена Алексеевна
МБОУ "СОШ № 2", г. Саяногорск
В современных условиях вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольного и младшего школьного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов: Б.В. Асафьева, Б.Л.Яворского, Карла Орфа, Н.А. Ветлугиной, И.Г. Лаптева, Т.Э. Тютюнниковой. В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано инструментальное музицирование. Понятием «музицирование» обозначается игра на любом музыкальном инструменте, занятия музыкой [5]. Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку инструментах. Л.В. Виноградов, известный педагог-музыкант - дает следующее определение этому термину: «музицирование - это процесс конкретно-практической музыкальной деятельности, в котором существует рождение музыкального чувства» [4, с.146]. В настоящее время в практике общеобразовательных школ активно внедряется инструментальное музицирование и методика организации этой исполнительской деятельности.
Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, организация ансамблей (оркестров) в общеобразовательных школах до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации ансамбля (оркестра) инструментов, недостаточной разработкой методического материала и готовности учителя к работе в данной области.
Хорошо известно, что всем детям свойственно желание играть, на каких - либо музыкальных инструментах, а также нет сомнений в том, что каждый из родителей хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, образованным, позитивно настроенным на окружающий мир. Однако и родители, и дети далеко не всегда могут воплотить свою мечту в жизнь, и в силу этого есть ряд причин: во- первых: приобретение музыкального инструмента, что соответственно требует материальных затрат, во-вторых: должны быть серьезные и системные занятия музыкой, с еще большой затратой сил и времени. И тем, и другим хочется сразу же играть на инструменте и при этом прикладывать небольшие усилия в занятия музыкой.
Мы считаем, что шумовые инструменты – это самое интересное и привлекательное, доступное для детей в музыке. Игра на шумовых инструментах - вызывает стойкий интерес, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки вообще не существует. В то же время, дети не устают, так как находятся «внутри музыки, а не снаружи ее» [11, с.11]. Благодаря своей простоте и яркости звучания, шумовые инструменты представляют большой интерес для детей, а игра на них влияет на развитие музыкальных способностей, побуждает к творческому самовыражению
Цель организации и наличие в школе такого ансамбля (оркестра) шумовых инструментов это путь к совместной музыкальной деятельности, которая будет направлена на развитие творческой активности, совершенствованию внеурочной деятельности, углублению знаний учащихся, интересе и любви к музыке, развитию их музыкальности, стимулированию потребности в коллективном художественно - эстетическом общении.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – вот главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Привлекает и то, что дети могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
В МБОУ СОШ №2 г. Саяногорска три года назад организован ансамбль шумовых инструментов. В нашем опыте занятия в ансамбле реализуются через внеурочную деятельность, проводятся в сформированных, малочисленных группах, один раз в неделю, продолжительность занятия - сорок минут. Основной формой обучения является урочная форма, в ее комбинированном варианте. В связи с этим предусматривается проведение индивидуальных и групповых (по отдельным партиям) занятий. Положительным моментом является то, что многие дети, занимающиеся в ансамбле, уже знакомы с некоторыми шумовыми инструментами и получили когда - то определенную инструментальную практику в дошкольных образовательных учреждениях, а также многие из них имели некоторые детские инструменты среди игрушек у себя дома.
Важной особенностью является и то, что на освоение игры на шумовых инструментах не требуется специальной подготовки, и того времени, которое необходимо при обучении на инструменте в музыкальной школе. И именно благодаря этому ребенок почти сразу начинает играть.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, пандейра (румба), кастаньеты, деревянные коробочки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. [6, c 37].
На каждом занятии используются различные формы работы, с сочетанием теоретического и практического материала: ритмические упражнения, игра на инструментах для выработки основных навыков, творческие упражнения, совмещение игры на инструментах с музыкальной грамотой в процессе работы над музыкальным произведением, с пением разучиваемых в классе песен. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Репертуар определяется набором инструментов, имеющимся в наличии школы, уровнем подготовленности обучающихся, их количеством, а также навыками руководителя в области инструментовки. При подборе произведений учитывается желание детей инструментовать то или иное музыкальное произведение. Знакомство с новой пьесой происходит под исполнение на фортепьяно или слушанием аудиозаписи.
Занятия в ансамбле шумовых инструментов обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей. Использование инструментов вызывает огромный интерес у школьников, вносит разнообразие в образовательный процесс.
Для родителей проводятся открытые уроки занятий в течении учебного года. Выступления детей на школьных и муниципальных мероприятиях полюбились родителям, всегда ожидаемы, а также являются большими событиями в жизни школы. Свои эмоциональные впечатления от увиденных выступлений родители выражают в письменных заметках, которые выкладывают на сайт школы. Для повышения общего творческого потенциала ансамбля, стимулирования их деятельности важным моментом является организация концертных выступлений, как самостоятельного коллектива, так и совместные выступления с участниками других кружков функционирующих в школе (вокального, танцевального, хорового).
Из выше сказанного можно сделать вывод, что цель учителя музыки - дать детям возможность войти в мир музыки, дать почувствовать себя музыкантом: человеком, который может играть на инструменте. Благодаря игре на шумовых инструментах раскрывается возможность становления творческого мышления ребенка, что уже выходит за рамки простого исполнительства и, как показывает практика, главная задача - это задача приобщения детей к исполнительской и творческой деятельности - решается наиболее простыми и доступными для детей, родителей и учителей музыки средствами.
Таким образом, инструментальное музицирование в процессе музыкального образования помогает обучающимся попробовать свои силы в исполнении музыкальных произведений на инструменте и проявить свои творческие способности в исполнительстве во время обучения в школе. Главная задача школьного учителя музыки в процессе организации инструментального музицирования - помочь проявить творческую активность, интерес к исполнительству, что станет основой для их дальнейшего музыкального развития.
Список литературы:
1. Бороздинов А.А. Классный оркестр//Музыка в школе. М., 1988. №4
2. Бороздинов А.А. Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы. Калуга, 1987. - 120с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.М., : Просвещение, 1967. - 415с.
4. Виноградов Л.В. Элементарное музицирование /Л.В. Виноградов. - М.: Полири, 2001. - 253с
5. Дьяченко И.Ю Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 77
6. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., Просвещение. 1990. - 159с.
7. Лаптев И.Г. Оркестр в классе? Да! - Астрахань, Учебное пособие. - 2е изд.1990
8. Макаровская Ф.Т. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания// Вопросы методики начального музыкального образования. ред. В. Натансон, В. Руденко, "Музыка". - М., 1981
9. РадыноваО.П. Игра на детских музыкальных инструментах. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах/Музыкальное воспитание дошкольников//Под ред. О.П. Радыновой
10. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. М., «Астрель», 2000. – 96 с.
11. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками// Музыкальный руководитель. 2004г. № 2. с.2-11