Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Специфика организации и проведения занятий ансамбля шумовых инструментов

Дата публикации: 2018-04-05 18:14:12
Статью разместил(а):
Войцехович Елена Алексеевна

Специфика организации и проведения занятий ансамбля шумовых инструментов во внеурочной деятельности

Автор: Войцехович Елена Алексеевна

МБОУ "СОШ № 2", г. Саяногорск

 

В современных условиях вопрос использования  музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольного и младшего школьного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов: Б.В. Асафьева, Б.Л.Яворского, Карла Орфа, Н.А. Ветлугиной, И.Г. Лаптева, Т.Э. Тютюнниковой. В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано инструментальное музицирование. Понятием «музицирование» обозначается игра на любом музыкальном инструменте, занятия музыкой [5]. Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку инструментах. Л.В. Виноградов, известный педагог-музыкант - дает следующее определение этому термину: «музицирование - это процесс конкретно-практической музыкальной деятельности, в котором существует рождение музыкального чувства» [4, с.146].  В настоящее время в практике  общеобразовательных школ активно внедряется инструментальное музицирование  и методика организации этой исполнительской деятельности.

Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, организация  ансамблей (оркестров) в общеобразовательных школах до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации ансамбля (оркестра) инструментов, недостаточной разработкой методического материала и готовности учителя к работе в данной области.  

  Хорошо известно, что всем детям свойственно желание играть, на каких - либо музыкальных инструментах, а также нет сомнений в том, что каждый из родителей хочет воспитать своего ребенка духовно богатым,  образованным, позитивно настроенным на окружающий мир. Однако и родители, и дети далеко не всегда могут воплотить свою мечту в жизнь, и в силу этого есть ряд причин: во- первых: приобретение музыкального инструмента, что соответственно требует материальных затрат, во-вторых: должны быть серьезные и системные   занятия музыкой, с еще большой затратой сил и времени. И тем, и другим хочется сразу же играть на инструменте и при этом прикладывать небольшие усилия в занятия музыкой.

 Мы считаем, что шумовые инструменты – это самое интересное  и  привлекательное,  доступное  для детей в музыке. Игра на шумовых инструментах - вызывает стойкий интерес, дает  эмоциональный всплеск, без которого музыки вообще не существует. В то же время, дети не устают, так как находятся «внутри музыки, а не снаружи ее» [11, с.11].  Благодаря своей простоте и яркости звучания, шумовые инструменты  представляют большой интерес для детей, а игра на них влияет на развитие музыкальных способностей, побуждает к творческому самовыражению 

Цель организации и наличие в школе такого ансамбля (оркестра) шумовых инструментов это путь к совместной музыкальной деятельности, которая   будет направлена на развитие творческой активности,  совершенствованию внеурочной деятельности, углублению знаний учащихся,  интересе и любви к музыке, развитию их музыкальности, стимулированию потребности в коллективном художественно - эстетическом общении.

 Внешняя привлекательность и необычность инструмента –  вот главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Привлекает и то, что дети могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

В МБОУ СОШ №2 г. Саяногорска три года назад  организован ансамбль шумовых инструментов.  В нашем опыте  занятия в  ансамбле реализуются через внеурочную деятельность, проводятся в сформированных, малочисленных  группах, один раз в неделю, продолжительность занятия  - сорок минут. Основной формой обучения является урочная форма, в ее комбинированном варианте. В связи с этим  предусматривается проведение индивидуальных и групповых (по отдельным партиям) занятий.  Положительным моментом является то, что многие дети, занимающиеся в ансамбле, уже знакомы с некоторыми шумовыми инструментами и получили когда - то определенную инструментальную практику в дошкольных образовательных учреждениях, а также многие из них имели некоторые детские инструменты среди игрушек у себя дома.

Важной особенностью является и  то, что на освоение игры на шумовых   инструментах   не требуется специальной подготовки, и того времени, которое необходимо при обучении на инструменте в музыкальной школе.  И именно благодаря этому ребенок почти сразу начинает играть.

 Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, пандейра (румба), кастаньеты, деревянные коробочки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. [6, c 37].   

На каждом занятии используются различные формы работы, с сочетанием теоретического и практического материала: ритмические упражнения, игра на инструментах для выработки основных навыков, творческие упражнения, совмещение игры на инструментах с музыкальной грамотой в процессе работы над музыкальным произведением,  с пением разучиваемых в классе песен. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Репертуар определяется набором инструментов, имеющимся в наличии школы, уровнем подготовленности обучающихся, их количеством, а также навыками руководителя в области инструментовки. При подборе произведений учитывается желание детей инструментовать то или иное музыкальное произведение. Знакомство с новой пьесой происходит под исполнение на фортепьяно или слушанием  аудиозаписи.  

 Занятия в ансамбле шумовых инструментов обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей. Использование инструментов вызывает огромный интерес у школьников, вносит разнообразие в образовательный процесс.  

 Для родителей проводятся открытые уроки занятий в течении учебного года.  Выступления детей на школьных и муниципальных мероприятиях полюбились родителям,   всегда ожидаемы, а также  являются большими событиями в жизни школы. Свои эмоциональные впечатления от увиденных выступлений родители выражают в письменных заметках, которые выкладывают на сайт школы. Для повышения общего творческого потенциала ансамбля, стимулирования их деятельности  важным моментом является организация концертных выступлений, как самостоятельного коллектива,  так и совместные выступления с участниками других кружков функционирующих в школе (вокального, танцевального, хорового).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что цель учителя музыки - дать детям возможность войти в мир музыки, дать почувствовать себя музыкантом: человеком, который может играть на инструменте. Благодаря игре на шумовых инструментах раскрывается возможность становления творческого мышления ребенка, что уже выходит за рамки простого исполнительства и, как показывает практика, главная задача - это задача приобщения детей к исполнительской и творческой деятельности - решается наиболее простыми и доступными для детей, родителей и учителей музыки средствами. 

Таким образом, инструментальное музицирование в процессе музыкального образования помогает обучающимся попробовать свои силы в исполнении музыкальных произведений на инструменте и проявить свои творческие способности в исполнительстве во время обучения в школе. Главная задача школьного учителя музыки  в процессе организации инструментального музицирования  - помочь проявить творческую активность, интерес к исполнительству, что станет основой для  их дальнейшего музыкального развития.

 

Список литературы:

1.           Бороздинов А.А. Классный оркестр//Музыка в школе. М., 1988. №4

2.           Бороздинов А.А. Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших    классах общеобразовательной школы. Калуга, 1987. - 120с.

3.           Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.М., : Просвещение, 1967.  - 415с.

4.           Виноградов Л.В. Элементарное музицирование /Л.В. Виноградов. - М.: Полири, 2001. - 253с

5.           Дьяченко И.Ю Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 77

6.           Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., Просвещение. 1990. - 159с.

7.           Лаптев  И.Г. Оркестр в классе? Да! - Астрахань, Учебное пособие. - 2е изд.1990

8.           Макаровская Ф.Т. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания// Вопросы методики начального музыкального образования.  ред. В. Натансон, В. Руденко, "Музыка". - М., 1981

9.           РадыноваО.П. Игра на детских музыкальных инструментах. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах/Музыкальное воспитание дошкольников//Под ред. О.П. Радыновой

10.        Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. М., «Астрель», 2000.  – 96 с.

11.        Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками// Музыкальный руководитель. 2004г. № 2. с.2-11

.  .  .