Урок-исследование «Сера: нахождение в природе, свойства и применение»
Урок-исследование
«Сера: нахождение в природе, свойства и применение»
Автор: Иноземцева Елена Владимировна
учитель химии и биологии МКОУ «Новогеоргиевская СОШ»
Цель и задачи урока:
- охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого элемента: в форме атома,
простого вещества и сложного вещества;
- раскрыть причинно-следственные связи «строение – свойства – применение»;
- рассмотреть нахождение серы в природе и ее области применения;
- закрепить умение изображать строение атома, записывать уравнения химических
реакций, работать с таблицей;
- закрепить умение правильно проводить лабораторные опыты и делать из этого
правильные выводы;
- рассмотреть экологические аспекты серы и ее соединений.
Оборудование: таблицы «Сера. Аллотропия серы», «Нахождение серы в природе», сера ромбическая, вода, стаканчик, стеклянная трубка, смесь серы и железа, спиртовка, держатель, компьютер, медиапроектор, DVD «Школьный химический эксперимент: сера», колба с чистым кислородом.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих, активизация класса на усвоение нового материала. Учитель проговаривает, а учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
II. Изучение нового материала.
Учитель.
Сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. В жизни современного человека соединения этого элемента играют значительную роль. И таким элементом является сера.
В настоящее время сера в природе широко распространена как в чистом виде – самородная сера, так и в виде соединений – сульфаты, сульфиды.
СУЛЬФАТЫ
гипс CaSO4 . 2H2O
глауберова соль Na2SO4 . 10H2O
горькая соль MgSO4 . 7H2O
СУЛЬФИДЫ
колчеданы: пирит FeS2
блесковые: свинцовый блеск PbS ; медный блеск Cu2S
обманки: цинковая обманка ZnS
Крупные месторождения серы находятся в Западной Украине, Поволжье, Узбекистане и других областях.
Сера входит в состав белков и аминокислот. Очень много серы содержится в волосах, шерсти, копытах, рогах животных. Соединения серы обнаружены в хрящах, костях, желчи. Сера участвует в окислительно-восстановительных реакциях организма. Она составная часть гормонов (инсулин), витаминов.
Недостаток серы вызывает хрупкость и ломкость костей, выпадение волос. А высокое содержание серы и ее соединений Н2S, SO2 и др. в атмосфере – губительны для живых организмов. Восполнить недостаток серы можно, если употреблять в пищу побольше бобовых растений (фасоль, горох, чечевицу), яйца, овсяные хлопья.
А теперь давайте вспомним положение в периодической системе и строение атома серы
( к доске выходит ученик характеризует серу по положению в периодической системе и изображает графическую и электронную формулу атома серы, валентные возможности ).
Размещение электронов по уровням и подуровням
|
Основное состояние 1s22s22p63s23p4 |
|
Размещение электронов по |
Степень |
Валентность |
В основном состоянии II |
||
Первое возбуждённое состояние IV |
||
Второе возбуждённое состояние VI |
Вывод: сера – неметалл, может проявлять окислительные и восстановительные свойства.
Сера является элементом халькогеном. Она имеет множество модификаций, но самыми устойчивыми являются ромбическая (самородная), моноклинная и пластическая сера. На проявление этих модификаций влияет способность серы образовывать цепи:
-S-S-S-S-S-S-S-S (S8). Эти цепи могут замыкаться, образуя кольца, циклы из 8 атомов серы.
А теперь сами исследуйте свойства серы по отношению к воде. Поместите порошок серы в стакан с водой и перемешайте. Что наблюдаете, сделайте вывод.
Вывод: сера – это порошкообразное вещество, лимонно-желтого цвета, не растворяется в воде, даже и не смачивается.
Демонстрация опыта по медиапроектору «Особенности строения серы».
Вывод: сера ромбическая легкоплавка, поэтому имеет молекулярное строение.
Обратимся к учебнику: стр. 78, таб. 17 (сравнение свойств ромбической и моноклинной серы)
Строение вещества обуславливает не только его физические, но и химические свойства. Зная общие свойства халькогенов, можно предположить химические свойства серы – взаимодействие с кислородом, водородом, металлами, активными неметаллами, сложными веществами.
1. Сера – легкоплавка, горит. В результате реакции образуется вредное вещество – оксид серы(IV) SO2 – сернистый газ (демонстрацию опыта осуществляется в вытяжном шкафу учителем, а ученик у доски записывает уравнение реакции, указав окислительно-восстановительные свойства).
S0 + O20 = S+4O2-2 + Q
вос-ль ок-ль
Вывод: сера горит синеватым пламенем, а в чистом кислороде это пламя видно лучше. Сера – восстановитель.
2. Сера взаимодействует с водородом, образуя сероводород.
S0 + H20 = H+12S-2
ок-ль вос-ль
Вывод: сера – окислитель.
3. Сера взаимодействует с металлами, реакции сопровождаются выделением энергии (демонстрация взаимодействия серы с железом).
S0 + Fe0 = Fe+2 S-2
ок-ль вос-ль
Вывод: сера – окислитель.
4. Сера взаимодействует с более активными неметаллами.
S0 + 3F20 = S+6F6-1
вос-ль ок-ль
Вывод: сера – восстановитель.
5. При нагревании сера реагирует с кислотами-окислителями.
S0 + 2H2S+6O4 = 3S+4O2 + 2H2O
вос-ль ок-ль
Вывод: сера – восстановитель.
Сера в виде простого вещества находит широкое применение.
Это интересно …
В 1976г. на территории Астраханской области открыто газоносное месторождение, а в 1981г. начато строительство газового комплекса. Это месторождение содержит до 25% сероводорода. При комплексной переработке газового сырья получают до 5 млн. тонн серы в год: 2H2S + O2 = 2S + 2H2O
Несмотря на экологичность, экономичность производства, все же может произойти не полное сгорание серы и тогда образуется сернистый газ. Он обостряет и вызывает бронхит, астму, сердечнососудистые заболевания. По данным СМИ большинство астраханцев уже рождается с вышеперечисленными заболеваниями. Этого можно предотвратить, если правильно сжигать топливо, строить дополнительные очистные сооружения, совершенствовать технологию производства, расширять площади зеленых насаждений.
III. Итоги урока:
1. Сера – типичный неметалл, молекулярного строения, степени окисления: -2, 0, +2, +4, +6, образует аллотропные модификации.
2. Проявляет окислительные и восстановительные свойства.
3. С большой осторожностью относится к продуктам сгорания серы.
4. Находит широкое применение.
IV. Закрепление нового материала (тестирование)
вариант-1
1. Ромбическая сера - это: 1) газ 2) жидкость 3) порошок,
2. Сера - это элемент, который: 1) проводит электрический ток 2) не проводит электрический ток.
3. Соединения серы H2S называется: 1) веселящий газ 2) сернистый газ 3) сероводород,
4. Б медицине сера используется для: 1) для приготовления мазей 2) дыхания 3) вообще не используется.
5. Соединения серы S02 называется: 1) сероводород 2) пластическая сера 3) сернистый газ,
6. Сера - это элемент: 1) металл 2) неметалл 3) амфотерный эл-т.
7. Ромбическая сера - это вещество: 1) черного цвета 2) коричневого 3) желтого,
8. Степень окисления серы может быть: 1) -6;-4;-2 2) -2;+2;+4;+6 3) +1;+2;+3;+4;+6.
9. При взаимодействии с металлами сера является: 1) окислителем 2) восстановителем.
10. Сера в организме человека входит в состав: 1) белков 2) крови 3) вообще не входит.
11. Сера пластическая имеет вид кристаллической решетки: 1)зигзагообразную 2) циклическую,
12. На последнем энергетическом уровне у серы находится число электронов: 1) 2S22P4 2) 3S23P63d° 3) 3S23P.
Вариант- 2,
1. Ромбическая сера - это вещество: 1) черного цвета 2) желтого цвета 3) коричневого цвета,
2. Сера - это вещество, которое: 1) хорошо растворяется в воде 2) плохо растворяется в воде 3) даже не смачивается водой,
3. Сера - это элемент: 1) металл 2) неметалл,
4. Степень окисления серы может быть: 1) +1;-2;+4;+6 2) +2;+4;-2;+6 3) -6;-4;-2.
5. При взаимодействии серы с металлами образуются: 1) сульфиды 2) сульфаты 3) сульфиты.
6. Сера может проявлять: 1) только окислительные св-ва 2) только восстановительные 3) и окислительные и восстановительные,
7. Сера в организме человека входит в состав: 1) крови 2) белков 3) вообще не входит.
8. Число электронов на последнем энергетическом уровне у серы; 1) ...3S23P6 2) ...2S22P4 3) ...3S23P4.
9. Сера имеет кристаллическую решетку: 1) атомную 2) молекулярную 3) металлическую.
10. У серы окислительные свойства выражены слабее, чем у кислорода, так как: 1) меньше атомный радиус 2) больше атомный радиус,
11. Соединение серы S02 называется: 1) углекислый газ 2) сернистый газ 3) сероводород.
12. На последнем энергетическом уровне у серы содержится электронов: 1) 16 2) 6 3) 8
V. Рефлексия.
Предложите ученикам закончить фразы:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
VI. Домашнее задание: п.20, №4.