Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка урока химии "Химические свойства кислот"

Дата публикации: 2018-03-29 16:26:03
Статью разместил(а):
Даутова Фирюза Рашитовна

Методическая разработка урока химии

«Химические свойства кислот»

Автор: Даутова Фирюза Рашитовна

(МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»)

 

Тема урока: Химические свойства кислот

Тип урока: комбинированный с применением технологии модульного обучения.

Цель: формирование представлений о химических свойствах кислот.

Задачи урока:

образовательные:

- расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;

- совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике;

развивающие:

- развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих навыков, умения работать в парах,  умения давать самооценку и делать выводы;

воспитательные: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе,  повышение самооценки.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.    

Формы работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах.

Планируемый результат:

- знают признаки классификации кислот;

- знают реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной);

- умеют составлять уравнения химических реакций;

- умеют пользоваться таблицей растворимости;

- умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация (ПК, проектор), штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы.

Реактивы: индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Кислоты: соляная и серная. Металлы: цинк, медь. Оксид меди (II). Гидроксид калия. Соли:, хлорид бария, карбонат натрия, хлорид натрия.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.   

Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.

II. Мотивационный момент.  

Слайд 1. 

Учитель. В этом учебном году вы приступили к изучению новой для вас науки. Как известно, химия – наука о веществах. Какие классы веществ вам известны? (Металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли). 

На экране изображен ряд неорганических веществ.

1) Из данного перечня выберите формулы тех веществ, которые мы с вами изучали на предыдущем уроке.  (Соляная, серная, кремниевая кислоты).

2) К какому классу неорганических веществ они относятся?  (Кислоты).

Правильно. Сегодня на уроке мы попробуем обобщить уже имеющиеся знания о кислотах и познакомимся с химическими свойствами кислот.

III. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2.

Учитель. Посмотрите свои рабочие карты, прочитайте цели урока (УЭ-0).

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Подпишите свои листы учета.

Слайд 4.

Учитель. Но прежде чем перейти к новой теме, необходимо определить исходный уровень знаний о классификации кислот. Проверить умения составлять химические формулы кислот.  (УЭ-1).

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Задания выполняются непосредственно в карточках.

Заработанные баллы вносятся в листок учета.

Для работы вам отводится 5 мин. 

Слайд 5.

 Проведите взаимопроверку. Шаблон ответов  на экране. Заработанные баллы внесете в листок учета.

IV. Изучение нового материала.

Слайд 6.

Учитель. Приступим к изучению химических свойств кислот. Переходим к следующему УЭ-2. В этом модуле вы будете изучать химические свойства кислот на основе экспериментальных опытов. Для этого каждая группа проводит ряд лабораторных опытов. Вы должны внимательно прочитать, выполнить задания, которые записаны в ваших технологических картах. Работу оформить в виде таблицы. На основании проведенных опытов сделать выводы. После чего мы обсудим с вами результаты опытов. Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.

Учащиеся работают в группах, следуя инструкциям. Работы оформляют непосредственно в карточках.

Заработанные баллы вносятся в листок учета.

Для работы отводится 10 мин. 

Слайды 7, 8.

Перед тем, как перейти к практическим исследованиям, повторим правила техники.

Слайд 9.

А теперь обсудим с вами результаты опытов.  И сделаем выводы о характерных химических свойствах кислот.

После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на интерактивной  доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.

Слайды 10, 11, 12, 13, 14,

Химические свойства кислот.

 

1 группа.

Одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы.

Учитель: Что такое индикаторы? (Вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной).

Какие индикаторы вам известны? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин).

Опыт: в трех химических стаканах находится серная кислота. Прильем в стаканы индикаторы.

Как изменилась окраска растворов?                    

Наблюдения. При добавлении лакмуса и метилоранжа растворы приобрели красную окраску, в случае фенолфталеина видимых изменений не было.

H2SO4   + лакмус = красный

H2SO4   + метиловый оранжевый = красно-розовый

H2SO4   + фенолфталеин = бесцветный

Вывод. Кислоты можно обнаружить только с помощью лакмуса и метилоранжа.

 

2 группа.

Взаимодействие кислот с металлами.

Опыт. В три пробирки поместите соответственно цинк, железо, медь. Прилейте одинаковое количество соляной кислоты.

Наблюдения. В случае цинка – быстрое выделение пузырьков газа, в случае железа – менее интенсивное выделение газа, в случае меди признаки реакции отсутствуют.

Уравнения реакций:

Zn + 2HCl =  ZnCl2 + H2↑ (реакция замещения)

Fe +2HCl = FeCl2 + H2↑ (реакция замещения)

Cu + HCl  ≠

Вывод.  По-разному металлы реагируют с кислотами из-за разной активности металлов, а их активность определяется положением в электрохимическом ряду напряжений. Металлы, которые находятся в этом ряду до водорода, вытесняют его из кислот, а те, которые после водорода – не вытесняют.

 

3 группа.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Опыт. В сухую пробирку поместите небольшое количество оксида меди (II), прилейте 2 мл серной кислоты. Осторожно нагрейте пробирку, соблюдая правила техники безопасности.

Наблюдения. После реакции раствор стал голубого цвета.

Уравнение реакции:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (реакция обмена)

Вывод.  Кислоты взаимодействует  с основными оксидами с образованием соли и воды.

 

4 группа.

Взаимодействие кислот с основаниями.

Опыт. А) В штативе для пробирок имеется свежеприготовленный гидроксид меди (II) синего цвета. Прилейте раствор соляной кислоты.

Наблюдения. Осадок растворился.

Б) В пробирку прилейте  гидроксида калия и добавьте 1-2 капли фенолфталеина, а затем  -  соляную кислоту.

Наблюдения. Раствор обесцвечивается.

Уравнения реакций:

А) 2KOH  +  H2SO4 = K2SO4 + 2H2O  (реакция нейтрализации)

Б) Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4  + 2H2O (реакция обмена)

Вывод. Кислоты взаимодействуют с растворимыми и нерастворимыми основаниями.

 

5 группа.

Взаимодействие кислот с солями. 

Опыт. В две пробирки прилейте соответственно растворы хлорида бария и карбоната натрия. Прилейте в обе пробирки серную кислоту.

Наблюдения. Выпадает осадок белого цвета; выделяются  пузырьки  газа.

Уравнения реакций:

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (реакция обмена)

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ (реакция обмена)

Вывод. Кислоты реагируют с солями, в большинстве реакции продуктами являются новая соль и новая кислота. Реакция протекает только в случае, если образуется осадок или  газ.

Слайд 15.

Общий вывод.  Какими  бы разными ни были кислоты, все они образуют при диссоциации катионы водорода, которые и обусловливают ряд общих свойств: изменение индикаторов, взаимодействие с другими веществами с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

V. Физминутка.

Слайд 16.

VI. Закрепление изученного материала.

Слайд 17.

Учитель. Переходим к следующему УЭ-4. Цель – проверить усвоение сегодняшнего урока.

Слайд 18.

Учитель. Прочитайте внимательно задание в рабочей карте.

Для выполнения  задания № 4 на стр. 242 учебника  (а, б) к доске выходят два ученика (Ф.И. учащихся). Выполняют задания у доски.

Остальные выполняют задания на экране самостоятельно по вариантам  (3-5 мин.) 

Слайд 19.

Учитель. Проверьте по шаблону на экране. Внесите заработанные баллы в листок учета знаний.

VII. Подведение итогов.  

Учитель. Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные  в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.

Слайд 20.

Учитель. Чтобы определить степень усвоения материала урока (УЭ-5), подсчитайте количество баллов, набранных в течение урока. Поставьте себе оценку. Сдайте оценочный лист учителю.

Поднимите руки, кто получил оценку «5»

Поднимите руки, кто получил оценку «4»

Поднимите руки, кто получил оценку «3»

Слайды (3, 21).

VIII. Домашнее задание:  § 39 по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс.

 Творческое задание (по желанию) приготовить презентацию на тему: «Действие кислот на наш организм».

На оценку «5» - зад. 3,6,7,8 на стр.135-138 (рабочая тетрадь)

На оценку «4» - зад. 3, 6,7 на стр.135-138 (рабочая тетрадь)

На оценку «3» - зад. 3, 7 на стр.135-138 (рабочая тетрадь)

IX. Рефлексия.

Слайд 22.

Учитель. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Обратите внимание на УЭ-6. Ответьте на предложенные вам вопросы:

1.      Чем тебе понравился урок?

2.      Что было сложного для тебя на этом уроке?

3.      Что на уроке усвоено хорошо?

.  .  .