Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мотивация учебной деятельности

Дата публикации: 2018-03-28 01:35:56
Статью разместил(а):
Соколова Ирина Станиславовна

Мотивация учебной деятельности

Автор Соколова Ирина Станиславовна

 

Каждый учитель и каждый родитель хочет, чтобы их ученик-ребенок учился хорошо, с удовольствием посещал занятия, а в свободное от уроков время не «бил баклуши», а старался познать новое. А для этого у ученика должна быть сформирована мотивация к получению знаний.

Рассмотрим ситуацию. 15 сентября. Я веду урок в 9 классе. В кабинете 18 учеников. Кто-то внимательно меня слушает, старательно выполняя задания, а Дима смотрит в окно, Юля пишет записку подружке и старается ее передать через парты, отвлекая Кирилла и Олега, на последней парте Андрей списывает домашнее задание по русскому языку. Почему такое разное отношение к учебе? Думаю, что с подобной проблемой сталкивались многие учителя. Виноваты ученики или учитель? Народная мудрость гласит: во всем, что делают дети, виноваты взрослые (и в положительном смысле, и в отрицательном). Этот 9а для меня новый. С учениками познакомились только две недели назад. Я вижу, что учиться половина класса не желает: невнимательность на уроке, невыполнение домашних заданий, списывание, нежелание учить формулы. Что делать? Как решить проблему? Как мотивировать?

Первая задача, которую ставлю себе: повторить теорию вопроса.

Вопросы мотивации учебной деятельности изучали Л.И.Божович, К.Левин, Д.К.Маккеланд, Г.Олпорт, Э.Даффи, Д.Берлайн, И.Аткинсон, К.Бёрч, А.Маслоу, А.И. Липкина, Б.Г. Ананьев, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие.

Учителю нужно знать не только понятие мотивации, но и типы, группы учебных мотивов, способы их формирования у школьников на разных этапах обучения.

В статье 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на образование, а основное общее образование является обязательным. Но одного закона недостаточно, чтобы ученики на должном уровне осваивали новые знания и умения.

Личность не сама по себе, не ситуация побуждают человека к определённому поведению, побуждают взаимодействие личности и ситуации, субъективное видение и интерпретация человеком внешнего мира. Поэтому если мы хотим понять, почему школьник так или иначе относится к учению, мы должны видеть личностные и ситуационные предпосылки данной формы поведения. Другими словами: прежде всего, следует понять мотивы этих действий.

Общие типы мотивации, на основе которых выделяются мотивы учебной деятельности:

- по длительности: временная (пришло время математики – буду решать задачи, и так до звонка), постоянная (ее можно назвать – привычка), процессуальная мотивация (у школьника получается решать квадратные уравнения, и он готов это делать бесконечно, это очень важная мотивация для формулы успеха),

- по полярностям: внешняя («надо, значит надо…») и внутренняя мотивация («я хочу, я и делаю…»), положительная (если я сделаю что-то, то получу поощрение) и отрицательная (если я не сделаю – будет наказание),

- личностные мотивации: мотивация самосовершенствования, самореализации, саморазвития и самоутверждения, направленная на достижение целей, 

- социальные мотивации: потребность, быть нужным в обществе, быть замеченным, признанным, быть похожим на кого-то, либо подражание большинству, желание быть лидером.

Различают мотивы понимаемые и реально действующие.

Пример понимаемых мотивов: ученик понимает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит двойку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки.

Изменим ситуацию: скажем ученику, что до тех пор, пока он не сделает уроков, он не пойдет гулять. Это может подействовать, и он выполнит домашнее задание. Вот пример реально действующего мотива.

Любая деятельность человека полимотивирована.

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Отсюда типы учебной мотивации:

1. Отрицательная - побуждения, вызванные осознанием неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (запрет прогулок, наказания, укоры со стороны родителей, учителей и т.п.). Такая мотивация редко приводит к успешным результатам.

2. Положительная - заложена вне самой учебной деятельности и выступает в двух формах. Первая - наиболее ценная мотивация, когда учение рассматривается как дорога к осуществлению своего назначения в жизни. Но ее постоянно нужно подкреплять другими, более близкими мотивирующими факторами. Вторая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и др.

Различают две большие группы учебных мотивов:

1. Познавательные (связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения).

2. Социальные (связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Они включают:

- широкие социальные мотивы (стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни),

- узкие социальные (стремление получить одобрение окружающих, заслужить у них авторитет), мотивация благополучия, стремления получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.

Каждый ученик по-разному выражает присущие ему мотивы учения. Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и родителя и, не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов.

Прежде чем формировать мотивы учебной деятельности, их необходимо изучить. Как же можно изучить мотивацию учеников?

Маркова А.К. [3] выделяет следующие наиболее реальные для учителя методы изучения мотивации:

1. Наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников, с фиксацией результатов этих наблюдений в дневнике учителя или педагогических характеристиках.

2. Экспериментальные педагогические ситуации (специально подобранные ситуаций, которые включаются в естественный ход урока в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе.

3. Индивидуальная беседа с учеником, составленная из прямых и косвенных вопросов о мотивах, смысле и целях учения для данного ученика.

4. Анкетирование.

Косвенно о мотивации учебной деятельности свидетельствует уровень реальной успешности ученика: оценки по предмету, посещаемость и показатели сформированности учебной деятельности школьника.

Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.

Важно то, что в процессе учения тип мотивации меняется.

Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает центральное место среди других мотивов учения и носит бескорыстный характер.

По словам Л.И.Божович именно внутренняя позиция личности определяет мотив человека [5].

А К.Левин объяснял, что мотив у личности связан с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал.

В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации [4].

Б.Г. Ананьев считает, что в формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика [1].

И, действительно, как показывает практика педагогической деятельности, оценки на уроке являются побуждением к действию или к знанию, значит, их можно считать хорошим мотивом.

Ананьев делит все оценки на три группы [1]:

1 - исходные - отсутствие оценки (неоценивание одного при одновременном оценивании других), опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределенную оценки;

2 - отрицательные - замечание, отрицание, порицание;

3 - положительные - согласие, одобрение, ободрение.

Каждая оценка влияет на учение и в целом на личность учащегося определенным образом.

Если отрицательная оценка становится постоянной, то у школьника могут возникнуть негативные отношения не только к предмету и учителю, но и к одноклассникам. Если положительная становится постоянной – это может привести к привыканию лидерства, а отсутствие оценки – к неправильному субъективному оцениванию своей деятельности.

А.И. Липкина рассматривает вопрос о влиянии педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей [2]. На своих уроках я часто использую следующий прием, предложенный А.И.Липкиной. После выполнения заданий самостоятельной или контрольной работы прошу каждого ученика карандашом выставить себе оценку за данную работу (по своему усмотрению). Многие дети, чаще отстающие, переоценивали свои результаты, бывали и те, которые недооценивали, а один мальчик написал: «Я хотел бы получить 4, но думаю, что опять будет 2», отличница всегда ставила себе наивысший балл, не допуская и мысли, что может ошибиться в вычислениях. Наблюдения и беседы показали, что немотивированный ученик не способен объективно оценить уровень своих знаний по определенной теме. Он не понимает, что и сколько нужно знать и уметь. Рада отметить, что после того, как я стала проводить работу с моими учениками по формированию мотивации к учению, их самооценка проверочных работ стала ближе к истине почти у всех, иногда отличалась лишь в 1 балл.

Исследования говорят о том, что оценка, поощрение или порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность.

Как же формировать мотивацию учения?

Среди зарубежных ученых этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний, которые ученый связывал с интересом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использовать оценку любого достоинства в качестве мотивирующего средства нужно с особой осторожностью, дабы не нарушить психологические особенности личности каждого ученика.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано субъективными и объективными причинами.

Объективные причины связаны с деятельностью самого учителя: 1) учебный материал не пробуждает интереса учащихся, не соответствует уровню их умственного развития или во многом повторяет уже имеющиеся знания; 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения неразумны (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, не обращая внимания на пробелы в базовых знаниях, хотя надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг).

Субъективные причины связаны с личностными особенностями самих школьников: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Мотив может присутствовать, а вот его реализация может оказаться невозможной. Особенно горько, если это связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

Стремление учиться заложено в природе человека, но является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - для включения в социум, в психологическом плане - для повышения своей компетентности, адекватности и самоутверждения. Получается, что учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда. На самом деле это лишь мотивационный потенциал учения. А вот достать его…

Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. А внутренняя - это система самодеятельности и внутреннего контроля. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля (характер отношения родителей к школе непосредственно сказывается на мотивации их ребенка). Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. По мере взросления у ребенка формируется потребность в структурировании будущего. При этом должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

5. Ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Он может быть ориентирован на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.

7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Представления человека или "когнитивные оценки человека" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.

Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности, применение различных приемов и методов.

Более глубокому пониманию материала, интересу к нему, пониманию истинного назначения учения (научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях) способствуют проблемные вопросы, сформулированные так, чтобы ответ на них не требовал сухого знания материала, а ждал анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: «Что случится, если…?», «Приведите пример…», «В чем сильные и слабые стороны…?», «На что похоже…?», «Что мы уже знаем о…?», «Каким образом можно использовать для…?», «Чем похожи?», «Каким образом … влияет на …?», «Какой … является лучшим и почему?»

Учителю необходимо не только научиться формулировать проблемные вопросы, но уметь принимать ответы, не совпадающие с его мнением. Критические замечания могут погубить весь процесс формирования мотивации. Любой ответ или вопрос ребенка важно поощрять: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, ты в теме, уже близок к правильному ответу!»

Для поддержания познавательной мотивации учеников нужно учить их самостоятельно ставить вопросы к тексту, тем самым показывать важность не самого по себе знания, а умения его добывать и использовать в дальнейшем.

Если у современного ученика спросить: «Почему ты ходишь в школу?», большинство растеряется с ответом, так как они понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, это их обязанность. Но присутствие должного поведения убивает любое желание. Трудно желать того, что ты не хочешь, а обязан делать.

И, хотя, посещение школы является обязанностью детей, некоторое ощущение свободы учитель может дать ученикам, при этом помнить, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вы обязаны…», а больше «Вы можете, вы имеете право, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность, а значит, и мотивация к учению.

Я на уроках стараюсь давать свободу выбора тем докладов, проектов, практикую даже выбор домашнего задания, выбор варианта самостоятельной работы. Естественно, что этому предшествует дополнительная долговременная подготовка учителя.

Важно помнить, что ученик захочет что-то делать, если поверит, что он может это сделать. Условий для этого много: хорошая база знаний, уровень материала, его объем, временные рамки, умение строить алгоритм поиска решения, постепенное усложнение заданий и прочее. Индивидуальный подход – вот что здесь является главенствующим. Учителю надо дать каждому ребенку почувствовать себя успешным.

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать, что стало абсолютно новым, что противоречит старым знаниям, о каком вопросе следует узнать более подробно. Такую рефлексию можно проводить и в начале, и в середине, и в конце урока. Здесь главное – не переборщить.

Подводя итог вышесказанному, определим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1. Содержание учебного материала. Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует существующим и вновь возникающим потребностям ребенка. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, тем, что оно опирается на уже имеющиеся знания учащихся и направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира.

2. Организация учебной деятельности. От того как организован урок, какова его структура, во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

- Мотивационный этап. Ученики должны осознать, зачем им нужно изучить тему. Этап обычно состоит из следующих учебных действий: создание учебно-проблемной ситуации, формулировка основной учебной задачи, самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.

- Изучение нового материала. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания или отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

- Закрепление, рефлексия, оценка. Это итоговый этап в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами. Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации дальнейшей учебной деятельности.

3. На мотивацию учения большое влияние оказывают коллективные формы учебной деятельности, включение всех учащихся в активную учебную работу. Коллективное дело всегда увлекает и незаметно заставляет работать, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют одно задание, ученик не может уклониться от выполнения своей части работы, иначе подвергнется критике своих товарищей, а их мнением он дорожит, чаще даже больше, чем мнением учителя. И только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса.

4. На становление мотивации учебной деятельности влияет и оценка разной системы. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы при анализе работы были определены все положительные моменты, найдены не только недостатки, но и их причины. Оценка-анализ должна направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы. А вот балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо быть с неудовлетворительными оценками. Это одна из причин отсутствия бальной оценки сегодня у первоклассников.

Высокий уровень мотивации учебной деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей.

Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

Каждый ученик индивидуален, и его мотив к успешной учебе тоже может отличаться от мотива его одноклассника.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития.

Если активно проводить работу по формированию мотивации учебной деятельности среди учеников, то можно получить следующие положительные результаты: у учащихся возрастет интерес к выполнению заданий, повысится уровень активности на занятиях, появится желание сотрудничать с учителем, повысится заинтересованность в коллективных делах.

Но результаты работы по формированию учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от этой работы быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, а постепенно положительные результаты начинают проявляться. У учеников появляется желание учиться, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Знание теории вопроса помогает педагогу в его практической деятельности. Постепенно проводя работу по формированию учебной мотивации в моем 9 классе, за три месяца я добилась хороших результатов. На входном диагностическом обследовании психологом мотивированы были 8 человек из 18, а через три месяца: 16 из 18. Активность на уроках возросла, дисциплина улучшилась, балловый уровень оценок вырос. Осталось совсем чуть-чуть.

Грамотно проводимая работа с детьми по формированию мотивации учения дает положительные результаты, следовательно, эту проблему надо уметь решать каждому учителю.

Литература:

1.     Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т.2. Развитие и воспитание личности/ под ред. Логиновой Н.А. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

2.     Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.

3.     Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990

4.     Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

5.     Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. - М., 1972.-С. 7-44

.  .  .