Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Реализация личностно-ориентированных технологий в средней школе: учебное сотрудничество

Дата публикации: 2017-09-11 22:42:47
Статью разместил(а):
Макарцева Светлана Владимировна

Реализация личностно-ориентированных технологий в средней школе:

учебное сотрудничество

Автор: Макарцева Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы №555 с углубленным изучением

английского языка «Белогорье»

 

 Личностно–ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Учащийся в этой ситуации не просто субъект деятельности, но субъект приоритетный. Он  - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Личностно-ориентированные технологии реализуются в рамках личностно-ориентированного обучения. По мнению Н.А.Алексеева, «это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций».

Личностно-ориентированное обучение предполагает следующие подходы к организации учебного процесса:

-        Разноуровневый

-        Дифференцированный

-        Индивидуальный

-        Субъективно-личностный  

Критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно --ориентированной:

-        задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

-        свобода выбора обучающимся способов деятельности;

-        выбор обучающимся предметного содержания различной сложности;

-        оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; 

-        использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

-        включение видов деятельности творческой направленности;

-        использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания.

Задача учителя состоит в том, чтобы каждому из обучающихся дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Одним из способов реализации личностно-ориентированного обучения является технология сотрудничества. Она предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем  вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. 

Предлагаю познакомиться с занятием по технологии сотрудничества, которое прошло в День Культуры в нашей школе.

В занятии приняли участие учащиеся 5а и 8а классов. Тема совместной деятельности «Не заботой о себе живы люди, а любовью» по рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы». 

Эта тема очень актуальна в наше время, потому что люди настроены на зарабатывание денег. Миром правят товарно-денежные отношения. А заботы, внимания, любви  как раз не хватает. Тем более, что современные СМИ пропагандируют тему агрессии, а ноток тепла становится все меньше.

Перед детьми поставлен, казалось бы, простой вопрос. Чем люди живы? Но чем дольше мы задумываемся, тем сложнее на него ответить.

У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.

Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.

Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.

Нужны сильные, волевые люди – прочитайте книгу Бориса Полевого  «Повесть о настоящем человеке», в которой главный герой, Алексей Мересьев, оставшись без ног, научился ходить на протезах и рвется на войну, чтобы защищать Родину, чтобы быть полезным обществу.

А что получили люди на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше.

Сейчас мы живем, пожалуй, в счастливое время. На наших глазах Россия снова становится сильной державой. Так, в частности, в 2014 году на олимпиаде в Сочи наша олимпийская сборная в общем медальном зачете заняла I место. По всей стране идет подъем промышленности и сельского хозяйства. Например, в нашем городе мы видим активное строительство новых районов, новых станций метро, расширяется сеть автодорог. Для людей строят парки, скверы. В праздничные дни ярко украшают иллюминацией город. Сами люди  включаются в различные социальные программы. Люди активно участвуют в благотворительных марафонах, волонтерском движении, помогают нуждающимся деньгами, медикаментами, вещами. Люди стали добрее, милосерднее.

  На занятии учащиеся посмотрели  фрагмент экранизации рассказа-притчи Л. Н. Толстого «Чем люди живы?»

«Слова простые лежат в основе притчи,

Но как вместительны они,

Исполненные смыслом…

Чтобы понять их, надо потрудиться проникнуться,

Вживиться в них и  ими окрылиться…»

Заглянем в мир человеческих отношений. Услышим, чем живы люди?  За что Бог наказал ангела?  На какие три важных вопроса искал ответ ангел? (Что есть в людях?  Что не дано знать людям? Чем люди живы?)

Какие законы жизни человеческой души открываются в каждой части?

1)   В людях есть любовь.

2)   Припасает себе человек на год, а не знает, что не будет жив до вечера. Не дано знать людям, что им для себя суждено.

3)   Чужая женщина умилилась на чужих детей. Человек жив не заботой о себе, а любовью.

 После обсуждения приступаем к совместной деятельности. Используя бумагу, пластилин, клей ребята в группах воссоздают важные фрагменты рассказа. Учащиеся 8 класса работают вместе с пятиклассниками.

Занятие заканчивается представлением работ. Притча  служит  нам, человечеству в целом,  уроком мудрости.

 Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

 Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы обучения и воспитания  личность ребенка, обеспечивают  ему комфортные условия образования, бесконфликтные и безопасные условия его развития, реализацию имеющегося природного потенциала.

 

Список литературы:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
  2. Гузеев В. Основа авторской технологии // Народное образование. - №9.-1997.
  3. Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. - М., 1983.
  4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1992. 5. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.
  6. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.

.  .  .