Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие памяти

Дата публикации: 2018-02-08 21:12:49
Статью разместил(а):
Гапонова Марина Николаевна

Развитие памяти

Автор: Гапонова Марина Николаевна

 

   Что такое интеллектуальное развитие? Интеллектуально развитая личность – это всесторонне развитая личность. Она умеет проанализировать проблему и выбрать оптимальное ее решение, у нее хорошо развита память.

     Можно определить память как психофизиологический процесс: запоминание, хранение, воспроизведение. Эти процессы тесно связаны между собой.

   Существует несколько видов классификации памяти.

   Одна из них – деление памяти по времени хранения материала:

- кратковременная;

- оперативная;

- долговременная.

   Другая – по характеру психической активности:

- двигательная;

- зрительная;

- слуховая;

- эмоциональная;

- осязательная;

- обонятельная;

- вкусовая;

- словесно-логическая.

   По характеру целей деятельности память разделяют на:

- произвольную;

- непроизвольную;

- механическое запоминание.

   Оперативная память – это память, которая занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

   Долговременная память рассчитана на продолжительный срок хранения информации.

   Двигательная память – это запоминание и сохранение, а по необходимости точное воспроизведение разнообразных движений.

    Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов.

    Слуховая память – это отличное запоминание звуков.

   Словесно-логическая - специфически человеческая и является ведущей по отношению к другим видам памяти в обучении. Запоминаемый материал анализируется, выделяется главное. Лучше запоминает ребенок то, что понимает.

   Эмоциональная память хранит пережитые эмоции и чувства. Толчком для проявления эмоциональной памяти могут быть воспоминания про какие-нибудь события, который сопровождались переживаниями.

Этот вид памяти лежит в основе формирования привычек. Эмоциональная память сильнее других видов памяти.

    Осязательная память – это способность запоминать ощущения от соприкосновения с разными предметами.

   Обонятельная память – это память запахов.

   Вкусовая память – это память вкуса еды.

   Непроизвольная память – это когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить материал

 и не прилагает никаких усилий для запоминания. Ученик непроизвольно запоминает много практичных действий во время учебных занятий. Иногда такое запоминание происходит быстрее и устойчивей закрепляется в памяти, чем специальное заучивание и произвольное запоминание.

     Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, которые требуют от человека волевых усилий.

   Механическое запоминание основано на многоразовых повторениях без понимания сути явлений. предметов.

   Все виды памяти не существуют изолированно, они всегда действуют совместно и неотделимы друг от друга. Все виды памяти необходимо постоянно развивать.

   Развитие памяти начинается в раннем возрасте. Первые проявления памяти можно разглядеть в проявлении первых условных рефлексов. Постепенно ребенок учится запоминать и узнавать окружающий мир. Память малыша быстро развивается, когда он учится ходить, говорить. Важно отметить, у детей дошкольного возраста развита непроизвольная память.

   Они не столько сами запоминают, сколько у них все необходимое запоминается все «само собой». Позже, с увеличением познавательной активности, а также с увеличением требований, которые предлагает жизнь, процессы памяти существенно изменяются. Происходит увеличение скорости заучивания и увеличение объема памяти, непроизвольная память становится произвольной. Как ребенку справиться с этим? Как ему помочь?

   «Поиграйте с нами!» - довольно часто мы слышим эту просьбу от своих учеников. И сколько радости они получают, когда мы начинаем играть с ними. Чаще всего, во время игры на уроке, дети запоминают значительно больше учебного материала. Потому что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, а и способ для развития внимания, памяти, мышления, воображения. Во время игры развиваются те качества характера, которые необходимы для дальнейшей жизни и развития ребенка. Играя, дети могут добывать новые знания, умения, развивать способности, даже не догадываясь об этом.

   Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми – это школа сотрудничества, в которой она учится радоваться успехам своих товарищей, мужественно выдерживать свои неудачи.  

   Важно помнить, что память не бывает плохой. Просто не все могут использовать ее ресурсы. Известный американский психолог Даниэль Лапп считает, что память – это такое же умение, как читать, писать или петь.

.  .  .