Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"

Дата публикации: 2018-02-08 13:03:00
Статью разместил(а):
Разина Светлана Михайловна
Рабочая программа учебной дисциплины

 "Биология"

 для специальностей по техническому профилю

Автор: Разина Светлана Михайловна

ГБПОУ Самарской области

«Самарский машиностроительный колледж»

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) математических и общих естественнонаучных дисциплин. 

Рассмотрена методическим советом колледжа.


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОЛОГИЯ"

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО для специальностей по техническому профилю.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной карти- не мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принци- пами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного обо- рудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики от- равлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (ку- рения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ- ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

• предметных:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы 

Объем часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговая аттестация в форме зачета  

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле. 

 

4

 

Тема 1.1. Многообразие живого мира.

Содержание учебного материала

2

1

Разнообразие форм, множество видов живых существ. Уровни организации живой материю Свойства живых систем. 

1

Тема 1.2. Различные взгляды на происхождение жизни на Земле.

Содержание учебного материала

2

 

1

Предпосылки возникновения жизни. Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни на Земле. 

1

Раздел 2 Учение о клетке 

 

8

 

Тема 2.1 Органические и неорганические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК. 

Содержание учебного материала

2

1

Особенности химической организации живого. Микроэлементы и микроэлементы, входящие в состав клетки. Неорганические соединения: вода, минеральные соли (соединения N, Р, Са, R), органические соединения: биологические полимеры - белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры

Значение нуклеиновых кислот. Особенности их химического строения. Структура нуклеиновых кислот

1,3

Тема 2.2 Клеточная теория. Прокариотическая и эукариотическая клетки.

Содержание учебного материала

2

 

1

Основные этапы развития клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Уровни клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Отличительные особенности строения прокариотический и эукариотический клеток. 

1,3

Тема 2.3. Органоиды клетки и их функции. Ядро клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма

Содержание учебного материала

2

 

1

Строение прокариотической и эукариотической клеток. Мембранные и немембранные органоиды клеток. Строение и их функции. Строение и функции клетки, клеточной мембраны, цитоплазмы

1

Тема 2.4 Обмен веществ и превращение энергии в клетке Деление клеток. 

Содержание учебного материала 

2

1

Извлечение энергии из пищевых веществ, их расщепление и окисление в процессе дыхания. Сущность клеточного дыхания. Пластический обмен (ассимиляция). Энергетический обмен (диссимиляция). Этапы энергетического обмена Жизненный цикл клетки. Митоз. Митотический цикл клетки. Фазы митоза

Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

4

Тема 3.1 Формы размножения организмов: половое и бесполое.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность полового и бесполого размножений. Отличительные особенности. Формы бесполого размножения. Периоды развития половых клеток. Мейоз, его биологический смысл. Особенности развития мужских и женских половых клеток.

1,3

Тема 3.2 Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. 

Содержание учебного материала

2

 

1

Краткие исторические сведения современной эмбриологии. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития организмов

1

Раздел 4 Основы генетики и селекции.

 

10

 

Тема 4.1 Основные понятия генетики 

Содержание учебного материала

2

 

1

Значение достижений генетики в сферах науки и производства: в биологии, медицине, сельском хозяйстве. Фундаментальные свойства живых организмов: наследственность и изменчивость. Термины и определения

1,3

Тема 4.2 Законы Менделя. Моногибридное скрещивание.

Содержание учебного материала

2

 

1

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Закон единообразия первого поколения гибридов. Оформление и решение задач. Опыты Г. Менделя по скрещиванию потомков первого поколения. Формулировка второго закона Менделя, как законы расщепления. Сущность закона чистоты гамет. Опыты Г. Менделя по установлению закономерности наследования двух пар, альтернативных признаков. Дигибридное скрещивание, формулировка третьего закона Менделя. Что представляет собой анализирующее скрещивание. Цель его проведения.

1,3

Тема 4.3 Закон Моргана. Сцепленное наследование генов

Содержание учебного материала

2

 

1

Опыты Т. Моргана по изучению закономерностей наследования генов, локализованных в одной хромосоме. Закон Моргана. Сцепление генов, группы сцепления. Полное и неполное сцепление генов. Наследование признаков, сцепленных с полом

1, 2

Тема 4.4 Генотипическая изменчивость: мутационная и комбинативная. Модификационная (фенотипическая) изменчивость.

 

Содержание учебного материала

2

 

1

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Роль мутационной изменчивости. Группы мутаций и их свойства Влияние окружающей среды на проявление признака организма. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Свойства модификации.

1, 2

Тема 4.5 Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Содержание учебного материала

2

 

1

Значение селекции для народного хозяйства. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.

1

Раздел 5 Эволюционное учение.

 

8

 

Тема 5.1 Искусственный отбор Борьба за существование. Виды. Естественный отбор.

Содержание учебного материала

2

1

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Методы выведения новых сортов и пород. Формы искусственного отбора. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

1, 2

Тема 5.2 Вид, его критерии, понятие микроэволюции.

Содержание учебного материала

2

 

1

Представление о виде и эволюционной теории Ч. Дарвина. Ареал вида. Радиус индивидуальной активности организма. Популяция. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях

1

Тема 5.3 Главные направления в биологической эволюции. Основные закономерности эволюции. Результат эволюции.

Содержание учебного материала

2

 

1

Биологические последствия приобретения новых приспособлений. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления биологической эволюции. Морфофизиологический прогресс. Общее закономерности биологической эволюции. Содержание понятий: дивергенция и конвергенция. Сущность правила необратимости эволюции

1

Тема 5.4 Доказательства эволюции органического мира. Эры и периоды Земли

Содержание учебного материала

2

 

1

История Земли. Крупные геологические события Геохронологическая шкала с указанием групп животных и растений, существовавших в разные геологические эпохи.

3

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

 

2

 

Тема 6.1 Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

Содержание учебного материала

2

1

Оболочки Земли, в которых обитают живые организмы. Границы расположения живых организмов. Функция биосферы. Круговорот воды в природе. Круговорот азота, серы, фосфора в природе.

1

 

 

Всего:

36

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Биологии».

 

Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Биологии»;

 

Технические средства обучения:

- кодоскоп;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1) Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб. заведений /С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2013. - 317 с.: ил.

2) Общая биология: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2015.- 352 с.: ил.

3) Мамонтов С. Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. 8-е изд., стер. - М. Дрофа, 2015. -542, (2) с.: ил.

4) Богданова Т. J1. Общая биология в терминах и понятия: Справочн. пособие для СПТУ - М.: Высш. шк., 2012. - 128с.

5) Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах /авт. - сост. М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2011.-167 с.

 

Интренет ресурсы:

1.    электронный учебник "Биология" из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)

2.  "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные. 

3.   для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

 

Дополнительная литература:

1)    Биология. Справочник школьника.  Сост. Власова З. А. (2015, 576с.) 

2)    Биология. Учебник для 9 класса. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. (Украина, 2014, 253с.) 

3)    Биология. 10-11 классы. Наглядный справочник.  Красильникова Т.В. (Киев, 2013, 112с.) 

4)    Биология человека. В таблицах и схемах.  Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. (2012, 208с.)  

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

1

2

Умения

 

-при решении задач на моногибридное скрещивание: переводить данные задач в генетические символы; записывать условие задач в краткой форме; осуществлять решение, опираясь на соответствующую закономерность; использовать второй закон Менделя при решении задач на моногибридное скрещивание; с помощью решетки Пеннета устанавливать все возможные сочетания мужских и женских гамет. Использовать знания третьего закона Менделя при решении задач на дигибридное скрещивание; давать научно - обоснованные ответы на контрольные вопросы. Оформлять доклады и рефераты. Излагать изученный материал, используя биологические термины точно и доступно

 

Оценка выполнения индивидуальных заданий, работа с литературой, оценка выполнения самостоятельной работы, текущий контроль.

 

 

 

Знания 

 

- термины и определения биологических наук, практическое применение достижений современной биологии; численность видов растений, животных; космические, планетарные и химические условия для развития материи в направлении возникновения жизни; Микроэлементы - все остальные элементы (IV группа, 0,02% массы клетки). Поступление в клетку, место нахождения, преобразования и свойства неорганических соединений. Поступление в клетку, состав и функции органических соединений; значение нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов ДНК и РНК. Определение комплементарности. Формы РНК. историю создания клеточной теории. Ученых, внесших большой вклад в изучение клетки. Пять основных положений клеточной теории. Определение клетки. «Безъядерные» организмы - прокариоты и «ядерные» эукариоты; строение прокариотической клетки на примере бактериальной. Формы и взаимное расположение бактерий. Строение эукариотической клетки (животной и растительной). Мембранные органоиды: цитоплазматическую мембрану, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, митохондрию, лизосому, пластиды. Немембранные органоиды. Определение митоза. Митотический цикл клетки, его биологическое значение. Как осуществляется синтез ДНК; Что такое онтогенез и филогенез. Этапы эмбрионального периода развития: дробление, гаструляцию, первичный органогенез и их сущность. Биогенетический закон. Постэмбриональные период развития: прямое развитие и метаморфозом; опыты Г. Менделя по скрещиванию потомков первого поколения. Формулировку второго закона Менделя; с помощью решетки Пеннета устанавливать все возможные сочетания мужских и женских гамет; мутационную комбинативную изменчивости. Определение мутаций; влияние факторов окружающей среды на развитие организма; Центры происхождения культурных растений.

 

устный опрос, написание рефератов,  тестирование, самостоятельная работа, зачет

 

.  .  .