Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка урока "Двоичное кодирование числовой информации"

Дата публикации: 2018-02-07 11:52:00
Статью разместил(а):
Калабина Галина Николаевна

Двоичное кодирование числовой информации

Автор: Калабина Галина Николаевна

учитель информатики

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

ХМАО-Югра, г.Лангепас

 

Автор Flash  и всех его компонентов для интерактивной доски: Калабина Галина Николаевна, учитель информатики.

Методическая  информация 

Тип урока: урок закрепления полученных знаний, умений и навыков

 Цели урока:

Образовательные 

·  проверка знаний учащимися  правил перевода из 10 системы счисления в двоичную и наоборот; 

·  выработка  навыка  перевода чисел из 10 системы счисления в двоичную и наоборот,  

·    активизация познавательной деятельности учащихся; 

      Развивающие

·       развитие познавательного интереса, памяти и внимания при выполнении практической работы;

·       развитие воображения при выполнении творческих заданий.

    Воспитательные

·          воспитание аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;

·       воспитание интереса к информатике;

·       воспитание грамотных пользователей компьютера. 

       Здоровье сберегающие

·       соблюдение правил ТБ;

·       смена деятельности учащихся во избежание переутомления;

Задачи урока:

·      Повторить основные понятия системы счисления.

·      Повторить правила перевода в системах счисления.

·      Решить задачи:

o   на перевод из 10СС в 2СС

o   на перевод из 2СС в 10СС

ЗУНКи, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:

·      приобретут навык  перевода чисел из 10 системы счисления в двоичную и наоборот

·      будут более внимательными при  выполнении последующих подобных заданий

·      научаться правильно, организовывать своё рабочее место и время. 

Необходимое оборудование и материалы:  компьютеры с установленной операционной системой Windows XP;  программа Microsoft Power Point;  мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация «Двоичное кодирование числовой информации» на каждом компьютере и на доске;  распечатки таблички из 5 вопросов (см.п.7 конспекта урока).

 

Подробный конспект урока

Ход урока:

  1. Организационный момент  – 1 мин.

Слайд № 1

Здравствуйте, ребята! Недавно мы начали  с вами изучение темы  цифровые данные  и сегодня будем закреплять её. Наше сегодняшнее занятие  условно мы  разделим на 2 части:

теоретическая часть - повторение основных моментов и основных определений  СС и

практическая часть –  перевод чисел в системы счисления. Как вы думаете, какая сегодня будет цель урока?  (Дети формулируют цель)

Итак, цель сегодняшнего урока – Слайд № 2 , Задачи Слайд № 2.

Работать вы  на сегодняшнем уроке будете как индивидуально, так и фронтально. Для удобства вы можете смотреть не только на большой экран, но и на свой монитор. В конце урока вы оцените свою деятельность по предложенным критериям в табличках которые у вас на столе. Вы должны будете, по - возможности, прокомментировать, почему вы  поставили именно ту оценку, на которую вы себя оценили. 

  1. Актуализация знаний - 2 мин.

 Создание проблемной ситуации:

Для того чтобы работать за компьютером осознанно, необходимо понимать как компьютер работает с различной информацией. Слайд № 3:

§  Знаете ли вы, какие виды информации по способу представления в компьютере бывают?

§  В каком виде любая  информация представляется в компьютере?

§  Что такое система счисления?

§  Почему система называется позиционной?

§  Какие существуют способы перевода целых чисел в двоичный код?

§  Какие существуют способы перевода целых чисел из двоичного кода в десятичный код?

По мере устных ответов учитель меняет Слайды №4-7 :на экране с правильными ответами. Сегодня на уроке мы с вами еще раз  отработаем эти вопросы. Итак, сейчас небольшая разминка. 

  1. Разминка (фронтально)– 3 мин. 

Слайд №8 «Какие системы счисления бывают?» в форме задания «Проверь свой ответ!»

Дети по желанию или по вызову учителя подходят к ИД (далее интерактивной доске), выбирают последовательно картинку с изображением  системы счисления, называют какая это система и  проверяют свой ответ касанием на картинке. Молодцы! Теперь повторим знакомый вам материал.

  1. Повторение (фронтально)– 8 мин

Слайд № 9

4.1. Задание «Угадай систему счисления!». Даны два столбца «Число», «Система счисления» (учащийся, передвигая объекты на экране, подбирает данным числам соответствующую систему счисления) – 4 мин.   

Слайд № 10

4.2. Задание «Продолжи ряд!» - дан ряд чисел. Каждое очередное число больше предыдущего на 1. Необходимо написать пером на доске 2-3 очередных элемента последовательности – 4 мин. Для проверки дотронемся до колокольчика ответ на   Слайде №11

  1. Физкультминутка (под музыку) - 2 мин

. Решение задач – 25 мин

6.1. (фронтально) Правила перевода мы с вами вспомнили в начале урока, а теперь давайте  разберем перевод на доске – 5 мин. Слайды  №13-15 Молодцы!!  

Слайд № 16

6.2. Коллективное решение задач в тетрадях, а затем  на интерактивной  доске – 10 мин.

В качестве небольшой музыкально-интеллектуальной паузы – закрепления предлагаю вам перевести несколько чисел в 10СС и наоборот, которые вы видите.  Ответ вы будете вписывать пером. Причем решать нужно коллективно, пока звучит музыка примерно  7 мин. Как только музыка закончится, перевод прекращаем. Ваша задача – успеть перевести  как можно больше чисел. Если успеваете всё, каждый может записать по 1 баллу в свою копилку (рядом с табличкой).

Слайд № 17

6.3.Следующее задание «Домино»: сначала самостоятельно каждый из вас переведет (или найдет в тетради) уже встречавшиеся сегодня числа, а затем кто-то один выйдет к ИД и  расположит (переместит) кости в одну линию так, чтобы на смежных частях костей оказались числа,  соответствующие одним и тем же значениям  – 3 мин.  Для проверки дотронемся до колокольчика ответ на   Слайде №18. Молодцы! Совершенно верно. Теперь задание  посложнее.

Слайд № 19

6.4. Задание «Собери правильный 6-угольник!» - собрать из фишек правильный 6-ти угольник, вращая треугольники – 7 мин.   Для проверки дотронемся до колокольчика ответ на   Слайде №20.  Молодцы!

6.      Итоги урока – 3 мин 

Настало время подвести  итоги урока. Какая цель стояла перед вами в начале урока? (Ученики отвечают). Чтобы узнать достиг ли каждый из вас поставленной цели, оцените свою работу сами. Поставьте в табличку, которая у вас на столе 1 балл, если ответ на вопрос «положительный» и 0 – если нет. Добавьте себе заработанные ранее баллы. Слайд №21

1.      Знаю что такое система счисления?

 

2.      Знаю почему система счисления называется позиционной?

 

3.      Знаю различные  способы  перевода чисел, которые мы сегодня повторяли?

 

4.      Умею переводить числа из 10 СС?

 

5.      Умею переводить числа в 10 СС?

 

Кол-во «1» будет являться вашей оценкой. «0» укажет вам на необходимость ликвидации пробела в дальнейшем. Учащиеся выставляют себе оценки на лист, комментируя за что поставили себе «1» или «0» и затем сдают их учителю для выставления в журнал.

  1. Домашнее задание -1 мин

  провести небольшой эксперимент на с.20 учебника

В помощь учителю.

Используемые источники информации: Д.М.Златопольский. Интеллектуальные игры в информатике.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа: 

Тема рассматривается в 6-м класс. В этом возрасте учащиеся впервые сталкиваются с переводом чисел в различные системы счисления (в курсе математики такой темы нет вообще). Кроме того, они не знают понятие степени (только квадрат и куб числа). Все это для них непонятно и трудно. Приходится одновременно объяснять и математику 7 класса (степень числа). А поскольку 6-классники еще и кинестетики, т.е воспринимают мир через ощущения, то для них лучше не только услышать, увидеть, но и потрогать. Поэтому, чтобы  повысить эффективность урока, а также организовать различные виды деятельности учащихся (индивидуальные, групповые, фронтальные) необходимы на всех этапах урока наглядные (лучше игровые) демонстрационные материалы. Использование интерактивной доски позволяет активизировать  познавательную деятельность  учащихся, повысить мотивацию, облегчить понимание и запоминание нового материала.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующему: Следующий урок (по программе Л.Босовой)- это числовое кодирование текстов, целесообразно начинать  с небольшой проверки темы данного урока (например, перевести  2-3 числа из 10СС в 2СС любым понравившимся учащемуся способом  и проверить друг у друга  правильность перевода). Эту работу или её элементы можно использовать и при подготовке к контрольной работе в конце темы «Компьютер и информация» в 6 классе. А также и в любом другом классе (8,9) при изучении темы Системы счисления.

.  .  .