Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок по русскому языку "Правописание суффиксов -ик -ек"

Дата публикации: 2018-01-28 19:07:31
Статью разместил(а):
Коштурова Ольга Викторовна

Открытый урок по русскому языку

«Правописание суффиксов -ик -ек»

Автор: Коштурова Ольга Викторовна

МБОУ «Летуновская средняя школа»

ШМО «Начальные классы»

 

Цели:

1) Сформировать умение строить способы на примере способа написания суффиксов -ик, -ек; 

2) Развивать интерес к исследовательской деятельности; 

3) Сформировать умение применять изученные правила; 

4) Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение. 

Задачи:

·         организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; 

·         способствовать развитию орфографической зоркости, логики; 

·         воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи. 

Формируемые УУД 

Личностные: 

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Регулятивные: 

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия; 

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; 

4. адекватно оценивать свои достижения 

Познавательные: 

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; 

2. понимать информацию, представленную в разных формах- 

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану; 

4. строить логическую цепь рассуждений 

Коммуникативные: 

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе 

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; 

 

Планируемые результаты:

Предметные: 

·         открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, 

·         ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения; 

·         уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы; 

Личностные: 

·         уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.положительное отношение к изучению русского языка 

·         принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; 

·         появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи 

·         проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте 


Метапредметные: 

·         уметь определять и формулировать цель урока, 

·         проговаривать последовательность действий на уроке, 

·         работать по плану, 

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, 

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, 

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). 

·         Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД) 

·         Уметь ориентироваться в своей системе знаний, 

·         отличать новое от уже известного, 

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) 

Ресурсы: 

- основные 

-дополнительные

·         УМК «Школы России», учебник 3 класса, русского языка, 

·         компьютер; 

·         презентация в программе Power Point; 

·         дидактический раздаточный материал; 

·         компьютеры у детей. 

Ход урока

Этапы урока:

- Деятельность учителя 

- Деятельность детей 

УУД 

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин.) 

Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм. 

(диалог учителя и учащихся) 

- Дети, вам тепло? (Да!) 

- В классе светло? (Да!) 

- Прозвенел уже звонок? (Да!) 

- Уже закончился урок? (Нет!) 

-Только начался урок? (Да!) 

-Хотите учиться? (Да!) 

-Значит можно садиться! 

-Прочтите эпиграф. 

-Объясните его смысл. 

-Что нужно делать если хочешь получить новые знания о строении слова? 

-Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. 

-С чего начнете работу на уроке?(С повторения) 

Настрой на урок 

Коммуникативные УУД 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4мин) 

Цель: обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение. 

Методы познавательной деятельности: репродуктивный и частично – поисковый. 

Форма работы: фронтальная, групповая 

- Откройте тетради. Запишите число 26 ноября. Классная работа. 

1.Чистописание. 

- Пишем соединение букв ищ ищ ищ (три раза), Пишем четыре полуовала плюс один крючок с петелькой внизу. 

- Из скольких букв состоит это соединение? 

- Какие это буквы: строчные или заглавные? 

- На что похоже это соединение? (На суффикс) 

Игра с суффиксами. (слайд) 

- Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и увидела на картинках, что это не кот, а… 

- Не слон, а… 

-Не дом, а… 

-Каким способом образованы новые слова? 

- Какой суффикс помог образовать новые слова? 

- На что он указывает?
- Пропишите слова, обратите внимание на соединение и выделите суффикс. 

- Пишем соединения букв ик, ек, чередуя. 

- На что похожи эти сочетания букв, которые вы прописали? Какую часть основы слова напоминает? 

2.Прием «Найди верное выражение» ( Слайд ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала) 

Итак, поговорим о суффиксе. Найди верное утверждение: 

Суффикс- это маленькое слово. Суффикс- это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. 

-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? 

- А какие другие части основы слова вы знаете? (Что входит в состав основы слова?) 

- Расскажите о них. Эти знания помогут нам выполнить следующие задания. 

- Какое следующее задание я вам предложу? 

- С какой целью вы будете работать с пробным заданием? 

Грамматическая зарядка. (Слайд), Картинки.№2 

А)Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к. 

- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы. 

- Объясните правописание орфограмм. 

-Какое слово вызвало затруднение? Почему? 

- Кто не записал последнее слово? Что вы не смогли сделать? 

- Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались? 

- Какой следующий шаг вы должны будете сделать? 

- Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу. 

- В какой части слова встретились орфограммы? 

- Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило). 

б) Работа учащихся выполняется в тетрадях. (Пробное действие) 

- Котище 

- Слонище. 

- Домище. 

- Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом. 

- Суффикс –ищ-. 

- Суффикс –ищ- указывает на то, что предмет очень большой.(Преувеличительная окраска). 

- Суффиксы. 

- О суффиксе. (После корня он стоит, перед окончанием. Его я если заменю, другое слово получу). 

- Корень и приставка. 

- Корень слова – это главная часть основы. Корень – это общая часть всех однокоренных слов. 

Приставка – это часть основы, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые однокоренные слова. 

- Задание на пробное действие. 

- Для того, чтобы понять, что мы не знаем. 

Индивид. работа с раздаточным материалом в суффиксе 

Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к. 

Ключик. 

-Не можем представить правило, по которому записали слово. 

-Разобраться в наших затруднениях. 

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной. 

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. 

Регулятивные УУД. Целеполагание, планирование. 

Регулятивные УУД 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую 

3. Выявление места и причины затруднения (2мин)
Цель этапа: актуализировать навыки обучающихся.
Метод познавательной деятельности: словесный, практический. 
Формы работы: индивидуальная, фронтальная. 

- Какое задание вы должны были выполнить? 

-Как вы выполняли задание? 

-В чем затруднение? 

-Почему же возникло затруднение? 

- Вставить пропущенные буквы. 

- Подбирали проверочные слова. 

- Не смогли вставить букву в слове ключик. 

- Не знаем способа действия. 

Регулятивные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую 

4. Построение проекта выхода из затруднения. (2мин). 

Цель задания: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся, понимание учащимися практической значимости изученного материала; 

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? 

-В суффиксе мы можем проверить написание гласной? 

-Знаем ли мы эту орфограмму? 

- Всегда ли в суффиксе пишется буква и? Может быть вы встречали и знаете слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек. Я знаю слово горошек, камушек, где в суффиксе пишется буква е - а значит суффикс –ек. 

У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик, а когда –ек? 

Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным мы сейчас посмотрим! (Мультфильм отрывок №1) 

- Какая проблема встала перед Витей? 

-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.). 

- Какие задачи мы будем решать на уроке? Слайд. 

- Знаем ли мы как пишутся суффиксы ек ик? Как мы можем узнать об этом? 

- Какой путь вы выбираете? 

Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме. 

- Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному. 

- Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану. 

На доску вывешивается план: 

1.    Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе. 

2.    Сравнить между собой группы слов. 

3.    Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 

4.    Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек. 

- Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать. 

- Узнать правило написания –ек, -ик. 

- Витя не знал, как написать слова ключик и замочек. 

- Научиться писать слова с суффиксами -ек -ик, познакомится с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -ик. 

- Можно прочитать правило в учебнике, а можно самим вывести это правило 

- Вывести самим. Это интереснее. 

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Познавательные УУД Построение монологического высказывания. 

Личностные УУД Смыслообразование 

Регулятивные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую 

Познавательные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме 

5. Реализация построенного проекта. (7мин.) 

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний. 
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная .
- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их. 

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. 

- На какие две группы можно разделить слова? 

- Разделите слова в два столбика 

- В каждой паре слов выделите суффикс. 

- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить? 

Расположите слова в 2 группы. 

Назовите слова 1 группы. 

Назовите слова 2группы. 

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? 

- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и. 

Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе. 

А в словах 2 группы что происходит? 

-Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?. 

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 119. 

- Прочитаем правило. 

Алгоритм. Слайд. (Опора на доске) 

1.    Измени по числам слово. 

2.    Определи, «Убегает» ли гласная. 

3.    Если да – пиши –ек. Если нет –ик. 

- Смогли вы преодолеть затруднения? 

- Что теперь вы можете делать? 

- Какой следующий шаг на уроке? 

Физминутка 

- А сейчас проведем физминутку, но не простую. Будьте внимательны. Если я назову слово суффиксом, делаем домики, а если с приставкой – руки в стороны. 

Сынок. 

Домик. 

Поезд. 

Носище. 

Разрез. 

Ночка. 

Выход. 

Лесник. 

существительное 

ед. и мн. число 

Кузнечик кузнечики Орешек орешки Птенчик птенчики Горошек горошки 

слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в суффиксе 

Кузнечик кузнечики Птенчик птенчики 

Горошек горошки 

Орешек орешки 

 

- При изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает. 

- Гласная -е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа 

- Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик- кузнечики). 

Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек - орешки). 

- Да. 

- Писать слова с суффиксами –ик, -ек. 

- Научиться определять новое правило. 

Регулятивные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в письменной форме. 

 

Регулятивные УУД 

Уметь вносить необходимые коррективы в действия. 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10мин). 
Цель этапа: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний. 
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная .
Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать. 

И проверить сможешь сам свое внимание к словам. 

1) Словарная работа. 

- Запишите слова отгадки в тетрадь суффиксами –ек, -ик и обьясните написание.(Работа в тетради). 

-Запишем слова с комментированием, выделим суффикс в образованных словах. Какое значение придают эти суффиксы. (уменьшительно-ласкательное) 

1.Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет. (Карандаш). 

2. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) 

3. Кусочек ткани, обычно квадратной формы. Предмет одежды для женщины. Головной убор. ( Платок ). 

4. Крупное промышленное предприятие. (Завод) 

5. Маленькая птичка с коричнево-серым опереньем, живущие обычно близ строений. (Воробей). 

Арбузики(мн.ч.) – арбузик(ед.ч)… 

- Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах -ек. -ик. (Вспоминаем алгоритм) 

Знакомство с новым словарным словом ТОПОР. 

Кланяется, кланяется. Придет домой – растянется (Топор) 

2) Фотодиктант. Слайд 

- Слова надо записать в два столбика. 

В первый столбик будете записывать слова с суффиксом -ик , а во второй с суффиксом -ек).

- Какой следующий шаг на уроке? 

Дети выписывают слова самостоятельно. 

Проверка. 

Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием. 

Регулятивные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в письменной форме. 

Регулятивные УУД 

Уметь вносить необходимые коррективы в действия. 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин). 

Цель этапа: 
установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний. 
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная.

Иду по тропинке, 

У самой сосны 

Синеет подснежн..к- 

Фонар.. к весны. 

Всей семьей идут гулять 

Ночью вдоль дорож..к 

Еж – отец, ежиха – мать 

И ребенок – еж..к. 

-У кого возникли затруднения при выполнении задания? 

-Какие слова у вас вызвали затруднение? 

-Каким правилом вы должны были воспользоваться? 

-Исправьте ошибку. 

-Сделайте вывод. 

-У кого задание не вызвало затруднение? 

-Сделайте вывод. 

Записывают в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, применяя правило. 

-Нужно еще потренироваться в применении правила. 

-Мы все хорошо усвоили новое правило. 

Регулятивные УУД 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 

Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

8. Включение в систему знаний и повторение. 

Работа на MacBook. 

- Вставьте в слова подходящий суффикс. Пользуйтесь эталоном. 

Выполняют задание на MacBook. 

9. Домашнее задание.
Цель этапа: информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению. 

10. Рефлексия 

Цель этапа: 
инициировать рефлексию обучающихся по вопросу эмоционального состояния, осмысление результатов работы и их оценка;
подвести итог урока. 

-Какую цель вы перед собой ставили? 

-Удалось ли достичь цели? 

-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. 

-Кто встретил трудности? В чем? Почему? 

-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три. 

1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы. 

2. Я все понял, могу работать по эталону. 

3. Я все понял, могу объяснить другим. 

-Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? 

- Открыть эталон написания суффиксов –ик, -ек? 

Учащиеся оценивают себя. 

.  .  .