Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игровые технологии на уроках химии

Дата публикации: 2018-01-24 19:17:05
Статью разместил(а):
Микурова Ольга Александровна

Игровые технологии на уроках химии

Автор: Микурова Ольга Александровна

 

Игровые технологии находят широкое применение в педагогике, в дошкольных и учреждениях дополнительного образования. В современной школе, когда внедряются новые стандарты и технологии в учебной деятельности, игровая деятельность используется: 

-    как самостоятельные технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-    как элементы педагогической технологии; 

-    в качестве урока или его части;

-    как технологии внеклассной работы;

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно большую группу методов, форм и приемов организации процесса обучения в форме педагогических игр. 

В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четкой целью обучения и педагогическим результатом, которые могут быть  выделены в конкретном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство мотивации учащихся к учебной деятельности. 

Осуществление игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель урока ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал урока используется в качестве средства игры. В образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.  

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго­гических игр. 

В первую очередь игры разделяются по виду деятельности на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. 

По характеру педагогической деятельности выделяют следующие группы игр: 

а)         обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 

б)         познавательные, воспитательные, развивающие; 

в)         репродуктивные, продуктивные, творческие; 

г)         коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. 

По типу педагогические игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. 

Специфику игровой технологии в большой степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. 

Классификация игровых технологий 

По уровню применения: все уровни. 

По философской основе: приспосабливающаяся. 

По основному фактору развития: психогенные. 

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия. 

По ориентации на личностные структуры: ЗУН - СУД  + СУМ + СЭН + СДП.

(ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы личности; СЭН – эмоционально-нравственная сфера: эстетические и нравственные ценностные ориентации, мироощущение; СДП – деятельностно-практическая сфера:

По характеру содержания: все виды + проникающие. 

По типу управления: все виды — от системы консультаций до программной. 

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. 

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории. 

По целям игры подразделяют на  

·                     Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний в практической деятельности; формирование различных учебных действий,  необходимых в практической деятельности; развитие  универсальных, регулятивных, коммуникативных учебных действий; развитие метапредметных универсальных учебных действий. 

·                     Воспитывающие; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственной, эстетической и мировоззренческой культуры; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,  коммуникативности.

·                     Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. 

·                     Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. 

Мировоззренческие основы игровых технологий 

·                     Психологические механизмы игры опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. 

·                     Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

·                     Игра — пространство «внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С, Выготский).

·                     Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

·                     Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

·                     Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

·                     В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие
психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий 

Все школьные возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — образовательная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. 

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. 

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является направленность на самоутверждение перед обще­ством, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. 

Деловые игры 

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования универсальных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. 

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психодрама и социодрама. 

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. 

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. 

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязан­ностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием ». 

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навы­и, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанно­сти действующих лиц, их задачи. 

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ис­полнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. 

Технология деловой игры состоит из следующих этапов. 

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения си­туации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц. 

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и эк­спертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведуще­му и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность нарушать этику поведения. 

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: -генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. 

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. 

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор. 

Методологические позиции: методолог, критик, мето­дист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. 

Социально-психологические позиции: лидер, предпочи­таемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, от­вергаемый. 

Этап анализа, обсуждения, и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учи­тель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошиб­ки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Деловые учебные игры.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. 

На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогическо­го общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную 

компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе про­изводственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная* деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.

Разновидности и возможности использования деловых игр. 

Учебные деловые игры (цель которых — сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности. 

1.   Имитационные упражнения— они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений  — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные кавыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2.   «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций»  — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются,

3.   «Разыгрывание ролей»   — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают

ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии. 

4.   Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой,

5.   Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

6.  Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

7.  В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.

Разработку деловой игры начинают с создания двух мо­делей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель — это прототип модели, она задает предметный кон­текст деятельности специалиста в учебном процессе. 

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью. 

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели — сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. 

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре. 

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие, или ди­дактические, и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику к характер развития игрового процесса. 

Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре. 

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры. 

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и т. д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков. 

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах модели­руемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, игра перестанет быть иг­рой, превратившись в занятие тренажерного типа. Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям: 

·                     правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценок; 

·                     правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств; 

·                     характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры; 

« правила должны быть связаны с системой стимули­рования и инструкциями игрокам. 

Как перечень основных правил можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации) применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера. 

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться, прежде всего, как система самооценки играющих, а затем — как система оценки преподавателем-ведущим. 

Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу их навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты. 

Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, участников и других причин. 

Техническое обеспечение игры. Различают ручные и компьютерные игры, однако между ними нет четкой грани; речь идет о степени использования компьютера в игровом процессе. 

Однако в сценарии должны быть четкие указания о при­менении компьютера и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.

 

Список литературы:

1. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы (серия «Школа радости») – Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2002. 

2. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.- 5 за знания, 2006.

3. Волынова Л.Г., Сейдалиева Л.К. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий. Волгоград: Учитель, 2005.

4. Сомин Л.Е. увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. М., «Просвещение», 2000.

5. Денисова В.Г.  Открытые уроки по химии. 8-11 классы. Волгоград, Учитель 2002.

.  .  .