Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа духовно-нравственного воспитания "Мир цвета радуги"

Дата публикации: 2018-01-21 16:30:51
Статью разместил(а):
Кострова Ирина Владимировна

Программа внеурочной деятельности Мир цвета радуги

для обучающихся 1  -  4 классов

Автор: Кострова Ирина Владимировна, учитель начальных классов

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N 133» г. Пермь

Содержание

 

1.Пояснительная записка ………………………………………………..                                                               

2. Общая характеристика учебного курса. …………………………… 

3. Место учебного курса в учебном плане. ……………………………

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса. …………………………………………………………..

5. Содержание учебного курса.  …………………………………………

6. Тематическое планирование.  …..……………………………………..

7. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности. 

8. Планируемые результаты изучения учебного курса. ……………….

9. Литература………………………………………………………………

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир цвета радуги» создана  для учащихся 1  -  4 классов.

Современный ребёнок, переступая порог школы в 1 классе, знает и умеет уже многое. Он читает, пишет, считает, рисует. Некоторые ученики хорошо владеют материалом 1 года обучения по «избирательным» предметным областям. Родители – главные инициаторы «индивидуальной» траектории развития ребёнка.  Если читать, то лучше всех,.. Если списывать, то лучше всех… Если считать, то…

Родители сводят всю подготовку к натаскиванию своего ребёнка по предметам.

Учёба же в школе зависит не от стартовых возможностей первоклассника, сколько от умения адаптироваться к новым условиям жизни в новом коллективе.

«С поступлением в школу получает развитие интеллектуальный и личностный рост ребёнка. Изменяется и содержание общения и цель общения, развиваются независимо друг от друга деловое и личностное общение.  По мере развития  речи изменяется и качество передаваемой информации» … Немов Р. С.*

Имеется много доказательств того, что те, кто хорошо понимает и контролирует собственные чувства, кто понимает и эффективно реагирует на чувства других, всегда имеют преимущество, будь то дружба или понимание неписанных правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения в любом коллективе.

Сегодняшние дети испытывают большие сложности в общении по ряду причин: с одной стороны, взрослые, оберегая детей от ошибок, а значит от опыта, тем самым «не позволяют» ребёнку взрослеть; с другой стороны,  долгое время пребывая  до школы в семье с мамой или гувернанткой,

_______________________________________________________________

Немов Р. С. «Общие основы психологии»,Москва «Просвещение» 1994 г

                                                                                                                                                             

либо посещая «Школу дошколят», или группы «временного пребывания», где правила определены временными рамками и где работа организована фронтально, дети не вовлекаются в группы для игр по интересам, не попадают в разные «жизненные ситуации». Они не умеют выразить своё отношение к тому «что такое хорошо и что такое плохо», не умеют найти мирный выход из конфликтной ситуации, так как у детей отсутствуют или нарушены коммуникативные навыки.

Под коммуникативными навыками мы понимаем универсальное учебное действие, которое формируется в процессе совместной деятельности.  Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Поэтому мы видим решение этой проблемы в целенаправленном  формировании осмысленного общения детей друг с другом.

Цель программы:

           1.Развитие коммуникативных навыков как универсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности.

          2.Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс трансляции нравственного опыта предыдущих поколений. Поэтому основой ценностных ориентиров нашей программы является нравственность — с одной стороны, как правила и нормы, определяющие поведение человека в обществе, с другой стороны, как внутренние, духовные и душевные качества, которыми руководствуется человек, и которые проявляются  в его поведении и поступках.

Следовательно, нравственное воспитание это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

Становление нравственности происходит в 3 этапа:

1. Элементарная нравственность, основанная на послушании и подражании, главным мотивом поведения которой является страх и боязнь наказания.

2. Конвенциональная нравственность, основанная на общественном мнении окружающих, главным мотивом поведения которой является стыд и честь.

3. Автономная нравственность, основанная на саморегуляции, главным мотивом поведения которой является совесть.

Для младшего школьного возраста  характерна элементарная нравственность, основанная на послушании и подражании, главным мотивом которой является страх и боязнь наказания.

Цель данной программы формирование автономной нравственности, главным мотивом поведения которой является совесть, через:

1)Ценностные установки – запреты и разрешения.

2) Воспитание чувства стыда и вины за невыполненные обязательства.

3) Развитие понятий – моральный долг и ответственность.

Программа направлена на воспитание у детей активной позиции как по отношению к своей жизни, к своей судьбе, так и ко всем сторонам современной жизнедеятельности, к окружающему миру.    

3.Воспитание у детей активной позиции как по отношению к своей жизни, к своей судьбе, так и ко всем сторонам современной жизнедеятельности, к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Выработать систему ценностных ориентаций.

2. Формирование духовной культуры детей.

3. Формировать познавательные интересы личности ребенка, через  интеграцию систем мировой и   отечественной культур;

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, освоение детьми положительного социального опыта

2. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

3. Воспитание бережного отношения к природе и ко всему живому.

Развивающие задачи:

1. Развивать личность ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение  речевой деятельностью.

2.Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазии через совместную деятельность.

2. Общая характеристика учебного курса.

Изучение программы «Мир цвета радуги» организуется в самых разных формах: беседы,  ролевые игры,    психотехники,    тренинги,    социальные практики по общению и этикету.

Особую значимость имеют социальные практики, такие как: 1.Ребячий круг; 2.Верёвочный курс; 3. Работа в альбомах со сказками; 4.Психологические игры; 5.Театральные постановки; оказывающие  неоценимую помощь в формировании саморегуляции.

Постепенно формирующаяся нравственная культура ученика младших классов будет для него базой в решении сложных вопросов подросткового периода, базой принятия решений в ситуациях выбора, которые нередко осуществляются в условиях социального давления сверстников или старших детей. В ходе изучения данной программы выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество  с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

Для мониторинга достижения запланированного результата уровня воспитанности учащихся начальных классов  мы используем методику Н.П. Капустиной.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество  с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Коммуникация – вот универсальные учебные действия, формирование которых необходимо для обучения деятельностному подходу.  

Современный родитель не уделяет должного внимания формированию культуры общения своего ребёнка. Ученик 1 класса часто не умеет слушать и не слышит не только других, но и себя.

Так возникла необходимость разработки метапредметного курса. Направление образовательной программы -  социально-педагогическое.

Программа предполагает целенаправленную работу над коммуникативными УУД через развитие речи учащихся и обогащение их словарного запаса.

«Речь обогащает и перестраивает мышление… Речевые механизмы активной речи переходят во внутреннюю, которая становится важнейшим орудием мышления» …Выготский Л. С*                                                                                                                                                                                                                                                                       

Цели

1.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как одна из задач системы образования.

2. Принципы эффективного общения.

3.Формирование коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста и школьников с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.

Для организации такого целенаправленного общения младших школьников была разработана программа, срок реализации которой составляет 4 года (с 2015 по 2019 учебный год) и в основу которой легли работы Б.Т.Лихачева, Л.А.Попова, Л.Г.Григоровича, И.П.Подласого о традиционных направлениях духовно-нравственного воспитания. Традиционными направлениями духовно-нравственного воспитания в нашей программе являются: патриотизм, гражданственность, семья, личность, труд, творчество, наука, искусство и литература, природа и человечество.

 

3.Местоучебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).

Срок реализации программы 4 год.

__________________________________________________________________

Выготский Л. С., Лурия А. Р. «Этюды по истории поведения», Москва «Педагогика – пресс» 1993 г.

 

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

Программа формирования универсальных учебных действий

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:

1.             внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

2.                  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

3.                  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

4.                  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

5.                  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

6.                  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

7.                  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

8.                  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

9.                  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

1.             внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

2.                  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

3.                  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

4.                  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1.                 принимать и сохранять учебную задачу;

2.                 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

3.                 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

4.                 адекватно воспринимать оценку учителя;

5.                 выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

1.             в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.                  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3.                  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

4.                  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1.                 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2.                 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

3.                 осуществлять синтез как составление целого из частей;

4.                 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

5.                 устанавливать причинно-следственные связи;

6.                 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

1.                  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

2.                  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

1.                 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2.                 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3.                 формулировать собственное мнение и позицию;

4.                 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

5.                 задавать вопросы;

6.                 использовать речь для регуляции своего действия;

7.                 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

1.                  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

2.                  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

3.                  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

4.                  продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

5.                  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

6.                  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

7.                  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

                        Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

2. определять тему и главную мысль текста;

4. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

1.             пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

2.             составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·         Составлять небольшие тексты на заданную тему.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о придуманном тексте;

2.участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Программа духовно-нравственного воспитания

"Мир цвета радуги"

Автор: Кострова Ирина Владимировна

 

Содержание учебного курса:

Содержание программы дополнительного образования «Мир цвета радуги»  направлено на целостность процесса психического и физического, умствен-ного и духовного развитая личности ребенка.

Программа направлена на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его кругозора и поля социальной практики, удовлет-ворение общих познавательных потребностей детей через творческое само-выражение в ходе  психологических и ролевых игр и изобразительной, а главное речевой деятельности.

Дети младших классов проявляют особенный интерес к знаниям о самих себе. Этот подход и был заложен в названия разделов программы.

 

Направления работы

Названия тем.

 
 

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.Мир школы.

 

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин. Живущие музыкой.

 

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд. О чём шеп-чутся  деревья  и цветы. Мир  животных

 

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.Земля - наш дом.

 

Логика содержания программы следует принципу: от малого – к большему, от близкого – к далёкому. Дети знакомятся со своим окружением и с восприятием себя сейчас, прогнозируют своё будущее.

В распределении материала в течение года учитывается принцип природосообразности и хронологии событий. Задача педагогической деятельности не только информационная, а главным образом психотерапевтическая. Ребёнок должен научиться любить то, что он делает.

Программа  изучается 4 года с 1 по 4 класс: единая тематика, сохраняясь в каждом классе, постоянно от класса в класс углубляется. Это даёт возможность ребёнку глубже  познавать свой собственный мир через творчество словесное, художественное и систему психологических практик.

Данная программа универсальна - все её разделы можно использовать не только в школе, но и в любых  детских организациях при составлении программ воспитания.

Особенность данной программы ещё и в том, что она может быть использована как в дошкольных учреждениях так и в  основной школе.

6. Тематическое планирование программы «Мир цвета радуги» для учащихся 1-4 классов.

 

Направления работы

Названия тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

 

4

1

3

 

Мир школы.

4

1

3

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

3

1

2

 

Живущие музыкой.

4

1

3

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

3

1

2

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

4

1

3

 

 

Мир  животных

4

1

3

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

4

1

3

 

 

Земля - наш дом.

3

1

2

 

Учебно - тематическое планирование для 1 класса (33 часа)

 

Направления работы

Названия тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

4

1

3

 

 

Мир школы.

4

1

3

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

3

1

2

 

Живущие музыкой.

4

1

3

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

3

1

2

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

4

1

3

 

 

Мир  животных

4

1

2

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

4

1

3

 

 

Земля - наш дом.

3

1

2

Содержание программы «Мир цвета радуги» для 1 класса.

Направления работы

Названия тем.

 

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.                

Я, моя семья, дом, фамилия; родные люди, их планы, желания, мечты, проблемы. Самое драгоценное слово – мама: материнство, женственность, нежность. Самое дорогое слов – папа: отцовство, мужественность, сила и добро.  Семья – семь «Я». Бабушки и дедушки: уважение, почтение, забота. Мой дом – моё семейное царство.

 

 

Мир школы.

Я – ученик 1 класса. Моя школа. Мои учителя. Что такое урок? Переменка – это перемена деятельности. Культура поведения на уроке и перемене.  Школьные законы. План школы. Где в школе поджидают опасности. Что делать, если со мной что-то случилось.Мой класс. Как прожить без ссор и драк. Чувство товарищества. Взаимоподдержка.

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

Живопись учит смотреть и видеть. В природу надо входить. Уроки художника. Картины, залитые солнцем.

 

 

Живущие музыкой.

Прислушайся к звукам мира. Сердце композитора.

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

Моя Родина. Малая Родина. Любимые уголки природы.Природа как  вдохновительница творческой фантазии людей.Волшебные сказки о природе.

 

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

Природа - источник жизни на Земле. Многообразие растительного мира на планете. Кто лучше слышит?

 

 

Мир  животных

Животный мир и человек. Угадай, кто я? Что мы знаем о животных. Кто где живёт.

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

Космос и его бесконечность. Взаимосвязь человека и космоса. Наше Солнце. Планеты и их спутники. Земля и Луна. Волшебные сказки звёздного неба. Легенды древних греков о звёздах (Полярная звезда, Мицар) и созвездиях. Открытие эры космонавтики. Юрий Гагарин – первый космонавт на нашей планете. Качества личности космонавтов.

 

 

Земля - наш дом.

Жил – был человек… Диктант ценностей. Жизнь взрослых и мир детей. Добро и бескорыстие.

Учебно - тематическое планирование для 2 класса (34 часа)

 

Направления работы

Названия тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

4

1

3

 

Мир школы.

4

1

3

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

3

1

2

 

Живущие музыкой.

4

1

3

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

3

1

2

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

4

1

3

 

 

Мир  животных

4

1

3

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

4

1

3

 

 

Земля - наш дом.

3

1

2

Содержание программы «Мир цвета радуги» для 2 класса.

Направления работы

Названия тем.

 

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

Родственные связи, семейные узы. Династии, кланы.

Род, родословное древо, честь семьи, гордость за свою фамилию.

«Мой дом – моя крепость». Мои обязанности в домашнем труде.

 

 

Мир школы.

Я – ученик 2 класса. Мои воспоминания о 1 классе. Мои летние каникулы. История возникновения и жизни моей школы. Выпускники моей школы. Если бы я был учителем…Науки, которые я изучаю в школе.  Для кого я учусь? Законы школьной жизни. Правила поведения в школе. Чистота класса и моя личная гигиена.

Мои одноклассники. Что такое дружба? Что такое конфликт. Дела моего класса в школьной жизни.

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

Чему может научить художник. В каждой из форм – совершенство.

 

 

Живущие музыкой.

Сила музыки. Как стать знаменитым.

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

Моя Родина. Особенности природы родного края. Любимые уголки природы. Красота природы в творчестве людей.

 

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

Лес – наш друг и наше богатство. Правила друзей леса. Культура поведения в лесу. Какие опасности подстерегают людей в лесу. Разговоры с природой.

 

 

Мир  животных

Лесные характеры. Самое необыкновенное животное. Как кормить зверей и птиц.

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

Человек – маленькая частичка огромного и великого мира Вселенной. Влияние Космоса на жизнь и здоровье людей (излучения, фазы, притяжения). Что изучает наука Астрономия. Космическое пространство. Млечный путь. Созвездия. Звёзды. Планеты. Кометы.

Загадки и тайны Космоса.

 

 

Земля - наш дом.

Мировые религии. Религии мира о добре. Мудрые правители.

Учебно - тематическое планирование для 3 класса (34 часа)

 

Направления работы

Названия тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

4

1

3

 

Мир школы.

4

1

3

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

3

1

2

 

Живущие музыкой.

4

1

3

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

3

1

2

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

4

1

3

 

 

Мир  животных

4

1

3

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

4

1

3

 

 

Земля - наш дом.

3

1

2

Содержание программы «Мир цвета радуги» для 3 класса.

 

Напр.работы

Назв. тем.

 

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

 

 

 

Моё место на генеалогическом древе. Мама, папа и я - дружная семья. Всегда ли мы стараемся понять друг друга, помочь друг другу? Радость примирения, взаимоуважение, взаимопонимание.

Моя семья в счастье и в горе, в будни и праздники. Семейные традиции. Семейные торжества. Законы гостеприимства. Искусство дарить и принимать подарки.

 

 

Мир школы.

Я – ученик 3 класса.Мои добрые и грустные воспоминания о 1 и 2 классе. В чём бы я хотел стать лучше в 3 классе. История развития моей школы. Кто из замечательных людей в ней учился. Школьные традиции в праздники и в будни. Кто в школе главный? Чем занимается завуч в школе? Что значит – быть директором школы? Если бы я был директором школы…Фантазии о школе будущего.

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

Вдохновение – это сама работа. Мир и палитра души.

 

 

Живущие музыкой.

Музыка слова. Звуки нашего мира.

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

Любимый уголок природы. Загородная прогулка. Культура поведения на природе. Особенности снаряжения. Помощь при несчастных случаях. Приготовление пищи. Опасность клещей…

 

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

Удивительный мир  запахов. Дожди, росы- друзья растений. Откуда появились цветы.

 

 

Мир  животных

Что мы знаем о животных. Животные – рекордсмены. Необыкновенные животные.

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

Вселенная Галактики. Звёздные системы. Солнце. Солнечная система. Планеты. Спутники планет. Туманности. Кометы. Метеориты. Легенды о происхождении жизни на Земле.

 

 

Земля - наш дом.

Точка зрения. Нужно ли уметь спорить? Азбука мудрости.

 

                                       Учебно - тематическое планирование для 4 класса (34 часа)

 

Направления работы

Названия тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

4

1

3

 

Мир школы.

4

1

3

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

3

1

2

 

Живущие музыкой.

4

1

3

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

3

1

2

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

4

1

3

 

 

Мир  животных

4

1

3

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

4

1

3

 

 

Земля - наш дом.

3

1

2

Содержание программы «Мир цвета радуги» для 4 класса.

 

Напр. работы

Названия тем.

 

Раздел I.

Мир  сердца.

Мир моей семьи.

Эстетика квартиры. Искусство интерьера, гигиена жилища. Функциональные зоны для всех членов семьи. Домашняя библиотека.

Моё рабочее место.  Наша кухня. Фирменное блюдо нашей семьи

 

 

Мир школы.

Я – ученик 4 класса. Какие события 1-3 классов заставляют меня вернуться в прошлое. Моя школа и родной город. Сотрудничество школы. Школы нашего района и города. Моя школа и я. Школьные законы. Мой класс и я. Что такое дружеские, товарищеские и приятельские отношения? Сколько человек может дружить одновременно? Совместная учёба, труд и отдых.

Умение радоваться успехам моих товарищей по классу. Совместные дела.

Раздел II.

Искусство видеть мир.

Голоса картин.

Волшебная палитра земли.  Оттенки цвета.

Описание природы в прозе и в поэзии.

 

 

Живущие музыкой.

Радость от света солнца и зелени травы. Красота слова и звуков музыки.

Раздел III.

Тайны творчества.

Дотронемся до радуги и звёзд.

Природа и цивилизация. Природа в городе. Экология природы и человека. Милосердие, гуманизм и мудрость человека по отношению к своей матери – природе. Явная и тайная жизнь леса. Тишина и звуки в лесу.

 

 

О чём шепчутся  деревья  и цветы.

Чтобы лес стал как книга. Сказки о цветах, деревьях, растениях.

 

 

Мир  животных

Происхождение человека. «Мы в ответе за тех, кого приручили»…

Раздел IV.

Мир и единство человечества.

Вселенная и космос.

Космос и Вечность. Взаимосвязь космоса и мира человека. Влияние жизни космоса на  различные изменения в природе, на самочувствие людей и животных. Наука Астрономия и история её развития. Знаменитые учёные астрономы. Космическое время. Парадоксы времени.

 

 

Земля - наш дом.

Люди, которых я уважаю больше всех. Люди, чьё уважение я хочу заслужить. Религии мира о милосердии и сострадании.

 

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Курс «Мир цвета радуги» состоит из 4 блоков, тематика которых направлена на  познание собственных мыслей,  раскрытие творческих сил. Каждый блок – это частица одного огромного мира. «Я вижу.  Я  думаю. Я знаю. Я могу»-так в конечном итоге ребёнок размышляет над собственным миром и миром, в котором он живёт. Программа отвечает на вопрос: «Какой я в этом мире?».

Изучение программы «Мир цвета радуги» организуется в самых разных формах: беседы, ролевые игры, психотехники, тренинги, практикумы по общению и этикету. 

Игры составляют важную часть занятий: они должны развивать душу ребёнка. В процессе игры дети должны научиться думать и о себе, и о других, ставить себя наместо другого человека, анализировать, сравнивать, обобщать. Игра – это способ взаимодействия между детьми. Игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя комфортно. Важно вести разговор с детьми до игры, в процессе игры и после игры. Главное обсудить с детьми результаты игры, поинтересоваться настроением, обсудить различные спорные ситуации.

На занятиях предлагается работа со сказкой, как повод к размышлению. Сказку дети понимают и чувствуют лучше всего. Сказку анализируют, над сказкой размышляют, сказку сочиняют, сказку рассказывают. Презентация или рассказывание своей сказки есть высшая степень доверия ребёнка своему коллективу, учителю. Герои сказочного мира сопереживают друг другу, выручают, помогают, огорчаются и учатся прощать. При работе над сказкой главное дать детям возможность раскрыться, свободно выразить свою точку зрения и объяснить её.

Самое важное в этом сокровенном разговоре - не давать детям уже оформив-шееся понимание, свои взрослые мысли, а пригласить детей в мир добро-детелей, открыть перед ними мир полный доброты, милосердия и радости.В процессе изучения тем дети оформляют альбом, в котором собираются все материалы и оформляют каждую тему в зависимости от собственной фантазии.  Раскрашивание, штрихование, оформление своей сказочной истории закрепляют образы героев, их характеры. Помогают визуализи-ровать их образы.

Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд:

·                    Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

·                    Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде

·                    Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

·                    Учитель организует конструктивную совместную деятельность

8. Планируемые результаты изучения учебного курса

    В процессе изучения программы дети получат возможность создавать собственные «Разноцветные страницы» - это страницы знаний, которые соответствуют каждой теме программы. Итогом работы над программой будет своеобразное портфолио – альбомы с детскими работами за все 4 года обучения. В нём останутся рисунки, творческие работы, сочинения, результаты анкет, схемы, таблицы, генеалогическое древо семьи, мини – исследования.

Критерии оценки «разноцветных страниц» вырабатываются совместно на уроках с детьми: полное отражение материала, конспекта; необычное расположение или компоновка материла на странице; аккуратность вырезания,  наклеивания и оформления деталей работы.

Важную роль имеет и анкетирование учащихся. Оно даёт пищу для размышления, как учителю, так и самим детям. Результаты анкетирования могут быть использованы в дальнейшей работе и учителем, и самими детьми.

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:

Формы

Прогнозируемые  результаты воспитания и развития ребенка

Методика проверки результативности

                              

Формы оценки качества знаний

 

1-2 классы

Коллективные

 

1.      Развитие и совершенствование навыков игровой деятельности.

2.      Формирование нравственных основ воспитания.

3.      Развитие творческих способностей детей, их познавательной активности.

4.      Закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

5.      Формирование основы трудовой деятельности.

1.                     Дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные и интеллектуальные игры.

2.                     Специальные игры и упражнения.

3.                     Этические беседы.

4.                     Продуктивные виды деятельности

      (рисование, конструирование).

5.                     Различные виды анкетирования и диагностики способностей детей.

тестирование,

викторина,

открытое занятие для родителей,

конкурс,

коллективная рефлексия,

тренинг

групповые

1.      Развитие навыков групповой работы.

2.      Обучение умению распределять обязанности между участниками группы.

3.                  Формирование умений, необходимых для самостоятельной работы.

выставка, взаимозачет,

игра-испытание, коллективный анализ работ, самоанализ

Индив

 1.Изучение личности ребёнка, 

 2.выявление его способности.

опрос,

самоанализ

 

3-4 классы

 

1.      Развитие и совершенствование познавательной деятельности.

2.      Обеспечение условий для формирования коллектива класса.

3.      Развитие творческой самостоятельности, организованности.

1.      Сюжетные и ролевые игры.

2.      Конкурсы, викторины.

3.      Коллективные творческие дела.

4.      Работа в творческих группах.

5.      Система часов общения.

 

коллективный анализ работ,

коллективная рефлексия,

Групп.

1.      Воспитание способности к сотрудничеству.

2.      Развитие умения работать в группе.

3.      Формирование культуры общения со сверстниками и педагогами.

самостоятельная работа,

 

Индивд.

1.      Выявление способности каждого ребёнка.

2.      Оказание помощи в конфликтных ситуациях.

презентация творческих работ,

самоанализ

 

9.  Литература.

1. Верин-Галицкий Д.В. «О нравственном воспитании». Журнал Социальная педагогика». Издательство «Народное образование». Москва. — 2012.

2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3.

3. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры: Научно-просветительский педагогический журнал. Интернет-версия. 2010. URL: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private

4. Хазиева Р. К. «25 историй для преодоления детских комплексов», Санкт-Петербург Издательский дом «Литера» 2011 г.

5. Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить с детьми, чтобы они учились», Москва «Эксмо» 2010 г.

6. Шитякова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: монография. Челябинск, 2004.

 

Список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам):

Выготский Л. С., Лурия А. Р. «Этюды по истории поведения», Москва «Педагогика – пресс» 1993 г.

Големан А. «Эмоциональный интеллект», «Альянс» журнал с 27-28

Дереклеева Н. И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности», Москва «Вербум-М» 2001 г.

Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1 – 11 классах» Москва «Вербум – М» 2001 г.

Дереклеева Н. И. «Новые родительские собрания. 1-4 классы». Москва «Вако» 2006 г.

Джайнотт Х. Дж. «Родители и дети» Москва «Знание» 1980 г.

Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться», Киев «Радянська школа» 1990 г.

Лопатина А., Скребцова М. «Искусство видеть мир», Москва «Сфера» 1998 г.

Лопатина А., Скребцова М. «Азбука мудрости», Москва «Сфера» 1997 г.

Лопатина А., Скребцова М. «Путешествие в волшебны мир букв», Москва «Сфера» 1998 г

Лопатина А., Скребцова М. «Рассказы красок и цветов», Москва «Сфера» 1998 г.

Лопатина А., Скребцова М. «Рассказы о семи мировых религиях», Москва «Сфера» 1995 г

Митохина А. «Я и мир», Пермь 2001 г.

Немов Р. С. «Общие основы психологии»,Москва «Просвещение» 1994 г.

Потапова Е.Н. «Радость познания», Москва «Просвещение» 1990 г.

Семенюк Л. М. «Хрестоматия по возрастной психологии», Москва Международная педагогическая академия 1994 г.

Тэкэкс К. «Счастливые родители одарённых детей», Москва «Прогресс» 1991г.

Шемшурина А. И. «Этическая грамматика для учащихся 1 и 2 классов», Ленинград, 1991 г

Яновская Л. В. «Основы психологии»-Москва ООО ТД «Издательство Мир книги» 2007 г.

Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.

Ладыженская Т.А. «Речь. Речь. Речь.» Книга для учителя. Москва, «Педагогика», 1990 г.

Ладыженская Т.А. «Речевые уроки» Москва «Просвещение», 1994 г.

Никитин Б.Н. «Ступеньки творчества или развивающие игры»,Москва «Просвещение», 1991 г.

 

.  .  .