Педагогическая эмпатия

Дата публикации: 2018-01-19 06:29:17
Статью разместил(а):
Тофарова Анастасия Борисовна

Педагогическая эмпатия

Автор: Тофарова Анастасия Борисовна

(ГАПОУ «Профессиональный колледж №41»)

 

В современных условиях, когда быстро меняются взгляды на различные аспекты жизни общества, особое значение приобретает пересмотр приоритетов в подготовке детей, юношества к жизни и труду. Соответственно, изменяются требования к психолого-педагогической подготовке будущего учителя. Важной задачей, поставленной перед школами, органами управления образованием, средними и высшими учебными заведениями, институтами повышения квалификации работников образования, является отбор на учебу в средние и высшие педагогические заведения молодежи, обнаружившей склонность к работе с детьми, а также имеющей личностные свойства, являющиеся профессионально значимыми и обеспечивающими успешность в педагогической деятельности.

Одним из личностно-профессиональных значимых свойств учителя, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, является эмпатия.

        Следует отметить, что немыслимо сейчас говорить о деятельности учителей, игнорируя то обстоятельство, что успех работы педагога сегодня во многом будет определяться его способностью отзываться на переживания ребенка, воссоздавать мир чувств ученика и, пользуясь этим, устанавливать с ним тесный духовный контакт. Эмпатия (сопереживание), т. е. склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, в процессе мотивации оказания помощи другому человеку играет большую роль.  

Эмпатия — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны.

Традиционная трактовка феномена эмпатии как «понимание внутреннего мира другого человека и эмоциональное приобщение к его жизни» (И.М. Юсупов), позволяет определить эмпатию не только как результат интеграции элементов познавательных и эмоциональных процессов, но и как проявление отношения к другому человеку как высшей ценности, взгляд на него как на «самоцель» общения. Такое понимание позволяет выделить регулятивную функцию эмпатии, сущность которой состоит в помогающем поведении педагога, направленном на воспитанника.

Реализация данного поведения в ситуациях взаимодействия и общения между педагогом и воспитанником способствует не только проявлению, но и развитию эмпатии как профессионально значимого свойства личности педагога, обеспечивающего эффективное педагогическое взаимодействие через приобщение к эмоциональному миру учащихся. Такую эмпатию мы называем педагогической, недостаточно являвшейся до сих пор предметом специального исследования.

Теоретические положения по проблеме эмпатии и методические проблемы ее изучения проанализированы A.A. Бодалевым и Т.Р. Каштановой, И.М. Юсуповым. Они определили следующие основные проблемы, вызывающие трудности при изучении эмпатии. Во-первых, это относится к общей теоретической неразработанности понятия «эмпатия», ее природы и механизмов. Во-вторых, трудность заключается в самой проблеме возникновения эмпатии, которая должна быть естественным проявлением, а не имитацией. В-третьих, затруднение возникает в интерпретации полученных данных, так как собственно эмпатические явления чрезвычайно трудно вычленить из других, в большей или меньшей степени влияющих на ход эксперимента.

Концептуальную основу исследования составили также теоретические и экспериментальные исследования по проблеме восприятия и понимания человека человеком (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, C.B. Кондратьева, H.H. Обозов), работы по изучению отношений и мотивации в учебной деятельности (А.Г. Ковалев, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, Ю.М. Орлов, В.Н. Панферов, М.И. Старов и др.). Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний. 

Преимущества эмпатии

·         Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.

·         Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.

·         Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.

·         Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Педагогическая эмпатия представляет собой важнейшее профессиональное свойство личности педагога, отношение его к воспитаннику, включающее в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, способствующие восприятию, распознаванию и оценке внутреннего мира учащегося, его эмоциональных переживаний и состояний, сопереживании и оказании ему действенной помощи в преодолении трудностей, возникающих негативных переживаний и состояний, выступающее в качестве гуманистической системы взаимоотношений «педагог — ученик».

Эмпатийное отношение учителя тесно связано с ориентацией на модель межличностного субъект-субъектного взаимодействия с детьми, составляющими которой являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В опытно-экспериментальной деятельности при реализации психолого-педагогических условий, актуализирующих и развивающих эмпатийные свойства личности учителей, эффективными являются лекции и семинарские занятия, ролевые педагогические игры (психотренинг общения, решение проблемных педагогических задач), педагогическая деятельность в процессе производственной практики в школе.

Развитие эмпатийных свойств личности учителя является необходимым условием гуманизации школьного обучения, воспитания и стратегии «развивающего педагогического воздействия». Педагогическая эмпатия не только является непосредственным проявлением сострадания и сочувствия к ребенку, но и неотъемлемым компонентом педагогического воздействия, опосредованного воспитательной целью. Являясь компонентом целостной структуры личности, эмпатия в то же время имеет собственную сложную структуру, в которую входят, кроме эмоционального /центрального/ компонента, когнитивный и поведенческий компоненты.

В эмпатии сочетаются восприятие субъектом сигналов о состоянии другого человека и актуализация доминирующей личностной потребности в его благополучии. Эмпатия, в том числе педагогическая, имеет социальную природу и поэтому поддается развитию в условиях организации деятельности, направленной на оказание помощи другому человеку в решении его проблем.

Ролевая игра, имитирующая ситуацию педагогической деятельности, требует проявления действенной эмпатии, может служить средством ее развития при следующих условиях: ведущий владеет умениями педагога-режиссера; игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного поведения, побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения; ведущий осуществляет контроль за поведением участников игры, установление обратной связи, которая достигается путем самоотчетов, коллективного обсуждения каждого участника игры.

Следует отметить, что немыслимо сейчас говорить о деятельности учителей, игнорируя то обстоятельство, что успех работы педагога сегодня во многом будет определяться его способностью отзываться на переживания ребенка, воссоздавать мир чувств ученика и, пользуясь этим, устанавливать с ним тесный духовный контакт. Но, к сожалению, обучение в настоящее время построено так, что практически никто, нигде и никогда не учит этому педагога. Наша программа - скромная попытка отчасти ликвидировать этот пробел. Учитель, задумывающийся над состоянием развития у себя этих качеств, ищущий пути для их активизации и совершенствования, скорее окажется для учащихся нравственным образцом, товарищем и другом, нежели владеющий правильными фразами урокодателем.

Педагогическая эмпатия - это эмоциональное отношение педагога к воспитаннику, которое состоит в восприятии, распознавании и оценке эмоциональных переживаний и состояний воспитанника, сопереживании ему и оказании действенной помощи ему в преодолении возникших трудностей, негативных переживаний и состояний. Структура педагогической эмпатии включает в себя три компонента - когнитивный, эмоциональный и поведенческий, каждый из них требует специфических средств и условий формирования.

Эмпатия, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека. В конце 70-х годов XX-го столетия Т.П. Гавриловой показано также развитие и состояние проблемы эмпатии за рубежом, выделены наиболее часто встречающиеся определения эмпатии: а) понимание чувств, потребностей другого; б) вчувствование в событие, объект искусства, природу; в) аффективная связь с другим человеком, разделение состояния другого или группы; г) свойство психотерапевта.

Ряд психологов, изучающих эмпатию, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компоненты эмпатического взаимодействия (И.Г. Петерсон, А.В. Петровский. Н.М. Сарджвеладзе, П.В.Симонов). Такой подход получил распространение в отечественной психологии и является вполне обоснованным при анализе социально-психологических аспектов эмпатии. Принято разделять «теплую» эмпатию (вчувствование), «холодную» (понимание) и действенную (принятие роли)». Педагогическая эмпатия рассматривается нами как вид эмоционального отношения педагога к воспитаннику.

По нашим представлениям, эмпатия как отношение включает в себя три компонента.

1. Когнитивный компонент, который выражается в восприятии эмоций и эмоциональных состояний воспитанника, их распознавании и оценке их педагогического смысла. Педагогический смысл воспринимаемых эмоциональных явлений определяется их ролью в целостном педагогическом процессе. Эта роль может выражаться в облегчении или затруднении деятельности и общения ученика, провоцировании и закреплении деструктивных форм поведения или облегчении деятельности и общения учащегося и побуждении его к конструктивным формам взаимодействия и поведения.

2. Эмоциональный компонент, который состоит в сопереживании педагогом ученику на основе эмоциональной идентификации с ним. При этом важнейшую роль играет эмоциональность, как способность к эмоциональным переживаниям. Она включает в себя эмоциональную чуткость, то есть эмоциональную откликаемость на переживания другого человека. При этом также важна эмоциональная аутентичность, то есть способность испытывать и проявлять подлинные эмоции, не пытаясь показывать те, которые диктуются представлением педагога о должных в той или иной ситуации переживаниях.

3. Поведенческий компонент, выражающийся в оказании действенной помощи воспитаннику, попавшему в затруднение путем оказания психологической поддержки, воздействия непосредственно на его эмоциональное состояние или путем оказания помощи в преодолении проблемной ситуации.

Развитие когнитивного компонента определяется следующими критериями:

1) знанием основных эмоций и эмоциональных состояний человека и умение распознавать по их внешним проявлениям;

2) знанием механизмов эмоциональной регуляции поведения и деятельности;

3) пониманием педагогического значения эмоций и эмоциональных состояний.

Развитие эмоционального компонента определяется следующими критериями:

1) общей эмоциональной возбудимостью (чувствительностью и эмоциональной отзывчивостью);

2) эмоциональной аутентичностью, то есть способностью испытывать и проявлять подлинные переживания;

3) способностью к эмоциональной идентификации, то есть способностью поставить себя на место ученика, прежде всего, мысленно прочувствовать физическую (мышечную) картину эмоций, чтобы прочувствовать, понять их содержание и силу.

Развитие поведенческого компонента определяется следующими критериями:

1) психологической готовностью к оказанию действенной помощи;

2) владением приемами воздействия на эмоциональное состояние партнера, например, эмпатическим слушанием;

3) умение демонстрировать принятие партнера и его чувств, пользоваться «Я-высказываниями».

Исходя из сказанного выше, мы предлагаем следующее определение педагогической эмпатии.

Педагогическая эмпатия - это эмоциональное отношение педагога к воспитаннику, которое состоит в восприятии, распознавании и оценке эмоциональных переживаний и состояний воспитанника, сопереживании и оказании действенной помощи ему в преодолении возникших трудностей и негативных переживаний.

При этом разные уровни развития педагогической эмпатии характеризуются следующим образом. Низкий уровень развития - педагог не обращает внимания на эмоциональное состояние и переживания учащегося, действует с эгоцентрических позиций, учитывая лишь собственные мотивы, цели и переживания. Средний уровень - педагог воспринимает и пытается учесть эмоциональные состояния и переживания учащегося, но не понимает их значения для педагогического процесса, пытается осмыслить их, исходя из своего здравого смысла. Высокий уровень - педагог проявляет высокую чувствительность к эмоциональному состоянию учащегося, знает законы эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Он понимает смысл переживаемых учащимся эмоций для осуществляемого педагогического процесса.

Педагогическая эмпатия характеризуется целостностью в плане формирования и проявления. Ее изучение предполагает целостный подход, так как она проявляется в поступках, в действиях или в операциях.