Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа по профориентации на уроках технологии

Дата публикации: 2018-01-10 11:53:54
Статью разместил(а):
Андреев Александр Иванович

Работа по профориентации на уроках технологии

Автор: Андреев Александр Иванович

 

В статье представлены материалы профориентационной работы на уроках технологии, такие как дискуссии о профессиях, даны рекомендации для обучающихся о выборе специальности, о важности и полезности разных профессий,  представлен тест для выявления сферы будущей профессии выпускников, который поможет определиться как минимум с направлением будущей трудовой деятельности.

Актуальность темы заключается в ознакомлении обучающихся с различными профессиями, в помощи выбора какие знания и умения пригодятся в жизни, в необходимости ценить и уважать любой труд. 

Для организации работы  необходимо разделить обучающихся на несколько команд. Каждая команда должна занять места вокруг своего стола.Оборудование для работы: карточки с названиями профессий, карточки с рабочим инструментом или рабочими атрибутами.

Ход мероприятия: 

Здравствуйте, ребята. Сегодня, нашу встречу я хотел бы начать строками Галактионовой К.:

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Вы взрослеете и вскоре, вам придется определиться с выбором вашей будущей профессии.

Выбор профессии – это самый важный шаг, который делает каждый молодой человек. От него очень многое зависит.

Так что же такое профессия? Ребята дайте определение слову профессия. (Выслушать ответы обучающихся, затем дать четкое определение слова «Профессия»).

Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Где же, ребята, можно получить эту специальную подготовку?

Предполагаемые ответы:

- институт, университет

- училище, техникум-колледж и т.д.

В училище вы сможете получить начальное профессиональное образование; в техникуме или колледже получают среднее профессиональное; а в институте или университете - высшее профессиональное.

Давайте обсудим более подробно мир профессий.

Он огромен, насчитывается более 50 тысяч различных профессий, причем каждый год появляется около пятисот новых и столько же исчезает и видоизменяется. За последние годы в нашей стране появилось множество новых, неизвестных ранее профессий: копирайтер и рерайтер, web-дизайнер и медиапланер, промоменеджер и мерчандайзер, продюсер и арт-директор, логистик и тренинг-менеджер, супервайзер и спичрайтер.

А какие модные профессии вы знаете? Может те, что на слуху? То, что мы видим и слышим с экрана ТВ, с монитора компьютера, с экрана смартфонов и планшетов?

Давайте попробуем обсудить множество профессий. Как вы считаете, любая ли профессия нужна? (Ответы обучающихся). 

Пожарный – тушит пожар. Повар – готовит еду.

А директор – это профессия? Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.

Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей.

А теперь я предлагаю вам сыграть в игру, я называю слово, по очереди каждой команде, а команда говорит, профессия это, или же должность, каждый правильный ответ один балл команде:

Бригадир-врач-заведующий-бухгалтер-продавец-губернатор-строитель-президент-директор-шахтер-завуч-летчик.

А теперь команды должны будут определить профессию, по инструментам, используемым в работе (правильный ответ – один балл):

Ø    Тонометр, бинт, ампула

Ø    Кирпич, цемент, каска

Ø    Указка, мел, журнал

Ø    Деньги, весы, продукты, касса

Ø    Половник, кастрюля, дуршлаг

Ø    Кисть, шпаклевка, шпатель, валик

Ø    Деревья, ножницы, лейка

Ø    Ведро, чистящий порошок, швабра

Ø    Ткань, нитка, булавка, игла

Ø    Книги, картотека, зал

Ø    Микрофон, гитара, ноты

А сейчас назовите профессию, которая начинается с такой же буквы, как и ваше имя. Каждая названная профессия оценивается в один балл.

А теперь, каждая команда получает карточку с профессией (напр. учитель, строитель, полицейский и т.д.) и называет по очереди преимущества этой профессии (каждое преимущество оценивается в один балл).

Поменяем карточки, и теперь вам надо назвать недостатки этой профессии (каждый недостаток оценивается в один балл).

А этот тест поможет вам, ребята,  в выборе профессии.

Существует пять типов профессий:

1.                Если главный, ведущий предмет вашего труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек — природа».

2.                Если главный, ведущий предмет вашего труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» - «человек - техника».

3.                Тип «3» - «человек — знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

4.                «Ч» - «человек — человек». Для этого типа профессии главным  предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей, т.е. общение с людьми.

5.                Тип «X» - «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.

Итак, начнем тестирование. Если соглашаетесь, пишете единицу, если нет – ноль.

1.                Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми (Ч) 

2.                Охотно ли помогу что-нибудь мастерить (Т) 

3.                Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (Х) 

4.                Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (П) 

5.                Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить (З) 

6.                Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь.(Ч) 

7.                Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).(П) 

8.                Делаю мало ошибок в письменных работах. (З) 

9.                Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. (Т) 

10.           Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства. (Х) 

11.           Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П) 

12.           Активно участвую в художественной самодеятельности (Х) 

13.           Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. (Т) 

14.           Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. (З) 

15.           Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч) 

16.           Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т) 

17.           Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х) 

18.           Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными). (П) 

19.           Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч) 

20.           Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч) 

21.           Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т) 

22.           Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З) 

23.           Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч) 

24.           Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием (Х) 

25.           Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.(П) 

26.           Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т) 

27.           Мне обычно удается убедить сверстников или младших
в целесообразности того или иного плана действий.(Ч) 

28.           Охотно наблюдаю за животными или растениями.(П) 

29.           Люблю читать литературу, которую многие считают
скучной (научно-популярную,    литературно-критическую, публицистику).(З) 

30.           Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они (Х) 

Теперь давайте, ребята,  подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны. 

«П» - агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомолог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод. 

«Т» - электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот. 

«3» - лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгалтер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон. 

«X» - архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед. 

«Ч» - учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, администратор. 

Этот тест всего лишь показывает ту профессию, к которой учащийся наиболее склонен. Но как вы считаете, ребята,  тест вам помог разобраться хотя бы с направлением будущей профессии? Вы согласны с результатами теста?  (Обсуждение с учащимися результатов теста).

Вот и подошел наш классный час к концу. Хочется сказать, что выбор профессии - жизненно важный вопрос. Он сравним со вторым рождением. Обдумывать и обсуждать вопрос будущей профессии нужно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

А закончить нашу работу по профориентации  хочется следующими строками:

Но кем бы, ни стали вы - малярами или артистами,

Строителями, трактористами, есть одно пожелание важное:

Чтобы были вы хорошими гражданами.

Умными, честными, великодушными,

Работящими, законопослушными.

 

Список использованных источников:

1.                Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996 г.

2.                Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Под ред. Ананьева Е., Белоусовой В. Москва. Аванта, 2003 г.

3.                «Думайте сами, решайте сами». /Методический отдел ШМЦБ//. – с.Шатрово. – 2007 г.

.  .  .