Оценивание образовательных результатов по математике
Оценивание образовательных результатов по математике
Авторы: Провоторова Е. В., Пивоварова Н. В.
МАОУ «СПШ №33», г. Старый Оскол
Оценивание результатов обучения является одной из важных проблем в педагогической теории и практике. При самой совершенной организации образовательного процесса нельзя однозначно предсказать результаты обучения для каждого отдельного ученика. Вместе с тем каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию как традиционных средств контроля, так и инновационных достижений педагогической науки.
Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении (Медведев)
Средства оценки результатов обучения: традиционные и инновационные.
К традиционным средствам относятся опрос, зачёт, самостоятельная и контрольная работы. Традиционный подход к проблеме оценки образовательных достижений трактует их как возрастание объёма знаний, умений и навыков, уровень усвоения которых оценивается балльной системой. Диагностика достижений представляет фиксированный уровень обученности.
При инновационном подходе показателями достижений учащихся являются их личностные приобретения и индивидуальные продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных навыков.
В качестве современных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование – одна из самых технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. С помощью тестов эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний и умений. Можно использовать …
Модульная система спосоствует необходимости регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинг (англ. «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».
Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она даёт возможность: определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; создания основы для дифференциации учеников, что особенно важно при переходе на профильную систему обучения;
отслеживать объективную динамику усвоения знаний за всё время обучения;
отражать текущей и итоговой оценкой количество и качество вложенного учащимся труда.
Портфолио по математике. Цель обучения математике –развитие математического мышления и прикладных математических умений, формирование умения решать задачи. К сожалению, стандартная процедура экзамена по математике в форме ГИА не позволяет оценить индивидуальные склонности и возможности учащихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.
Портфолио решает важные педагогические задачи:
- поддерживает высокую учебную мотивацию;
- поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;
- развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио состоит из следующих категорий продуктов учебно-познавательной деятельности: работ самого ученика (классные самостоятельные, домашние); прикладные математические проекты (индивидуальные, групповые); решения сложных занимательных задач по данной теме по выбору; копии статей из журналов и книг, текстов и файлов из интернета, энциклопедий, прочитанных учащимся по данной теме; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения конкретной темы и описание причин в случае не достижения целей; копии работ учащегося, выполненные на разного уровня математических олимпиадах и конкурсах, отражающих конкретную тему; дипломы, грамоты, поощрения; заметок учителя, родителей, одноклассников.
К заметкам учителя относятся: описание результатов наблюдений учителя за данным уч-ся на уроках математики; листы проверок учителем с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения самостоятельных и контрольных работ); лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; математическая характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном ученике