Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока географии

Дата публикации: 2017-08-21 16:57:20
Статью разместил(а):
Пастухова Марина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Автор: учитель географии Пастухова М.А.

(МОУ СШ № 50  г. Волгоград)

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

Класс

10

Тема урока

 «Земельные ресурсы»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

 - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда;

Решаемые учебные проблемы

  1. отработать понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы»;
  2. познакомить со структурой земельного фонда планеты;
  3. рассмотреть проблему опустынивания и истощения земельных ресурсов;
  4. Развивать информационную, коммуникативную компетенции учащихся;
  5. Воспитывать бережное отношение к природе;

Основные понятия, изучаемые на уроке

«земельные ресурсы», «почвенные ресурсы»; структура земельного фонда, опустынивание

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Видеоролик , презентация к уроку, презентация учителя к уроку, карты, компьютер, проектор;

Образовательные интернет-ресурсы

интернет

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Видеоролик « Опустынивание земель»

Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность.

- Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? (природные ресурсы).

- Вспомните классификацию природных ресурсов по

- На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? (Предлагается заполнить схему у доски).

-Выберите среди перечисленных ресурсов, обоснуйте свое мнение

- А, теперь давайте вернемся к видео ролику , который мы посмотрели в начале урока:

О чем был ролик? Связан ли он с природными ресурсами? Есть ли среди перечисленных нами те ресурсы о которых идет речь в ролике?

- И, так тема нашего урока «Земельные ресурсы»

Деятельность учащихся

  1. Отвечают на поставленные вопросы
  2. Заполняют схему, предложенную учителем (у доски)
  3. Следующий учащийся отбирает исчерпаем и возобновим ресурсы, обосновывает свое мнение.
  4. Отвечают на поставленные вопросы
  5. Определяют тему урока

2. ЭТАП  создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:

Сейчас я попрошу на вас обратить внимание на карточки, которые лежат у вас на столах, в них имеются 3 утверждения, которые вам необходимо подтвердить или опровергнуть, пользуясь доступными вам ресурсами: учебник, атлас.

-Земельные ресурсы -  это только обрабатываемые земли

-Все страны мира в равной степени обеспечены земельными ресурсами

-Земельные ресурсы, ка природные ресурсы неистощимы, имеют неограниченный запас, и с ними не связано никаких экологических проблем.

 

Деятельность учащихся

Учащиеся работают с карточками.

Определяют с помощью доступных ресурсов (карт атласа, текста  и иллюстраций учебника) верны ли утверждения, предложенные учителем.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Совместно с учителем учащиеся определяют цель и задачи урока:

  1. Определение понятия земельные ресурсы и их структуры
  2. Определение обеспеченности стран мира земельными ресурсами
  3. Выявление экологических и экономических проблем, связанных   с земельными ресурсами

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

·       формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Рассказ учителя о земельных ресурсах мира.

- Земельные ресурсы мира — это сельскохозяйственные земли и другие земельные угодья (или иначе участки земли), которые ис­пользуются или могут быть использованы при данном уровне раз­вития производительных сил общества во многих отраслях дея­тельности человека (сельское, лесное, водное хозяйство, строи­тельство населенных пунктов, дорог и т. д.).

 

Из-за быстрого роста населения и его нерациональной хозяй­ственной деятельности, находящей выражение в ежегодной потере 6—7 млн. га продуктивных почв, обеспечен­ность человечества земельными ресурсами быстро уменьшается. Площадь земельных ресурсов, приходящихся на одного человека, ежегодно сокращается на 2%, а площадь продуктивных угодий — на 6—7% ввиду растущей антропогенной нагрузки на земельные ресурсы и деградации почвенного покрова.

Теперь давайте с вами рассмотрим структуру земельного фонда планеты, в учебнике(рис.44). стр. 96, определим понятие земельный фонд  и составим схему земельного фонда

 

Деятельность учащихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

-Ученики анализируют диаграмму «Земельный фонд мира» в учебнике(рис.44). стр. 96, работая с текстом учебника определяют понятие земельный фонд  и составляют схему земельного фонда в тетрадь, затем один из учащихся заполняет шаблон схемы на доске.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Учащимся предлагается разделиться на 2 группы.

Каждая их из групп получает задание выделить по 5 стран, которые более обеспечены земельными ресурсами (1 группа),

И по 5 стран которые менее обеспечены земельными ресурсами (2 группа), объяснить почему эти ресурсы распределены так, по каким причинам, при выполнении задания учащимся предлагается пользоваться текстом учебника и картами атласа (земельные ресурсы, плотность населения)

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

- Предлагаю вам еще раз посмотреть ролик который мы видели в начале урок , скажите о чем еще рассказывается в ролике?

- Теперь предлагаю посмотреть еще  раз на карту земельных ресурсов и определить территории, которые наиболее  ярко проявляются это процессы

- рассказ учителя: - Обеспеченность обрабатываемыми землями меняется не только по территории, но и во времени. Почему за 40 лет произошло уменьшение в 2, 5 раза? - причины: эрозия почвы, заболачивание и засоление, опустынивание. С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн. га. Заболачивание, засоление выводят из оборота еще 1,5 млн. га. По мере роста городов жилая, промышленная и транспортная застройки также начали все активнее наступать на сельскохозяйственные земли.

В засушливых регионах мира крупнейшим "пожирателем земель" стало опустынивание. Антропогенное опустынивание уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 3 млрд. га земель в пределах нескольких десятков стран, преимущественно развивающихся. Раздвигают свои границы пустыни Сахара, Атакама, Тар, Намиб и другие. Ученые подсчитали, что при сохранении нынешних темпов опустынивания за последующие 30 лет оно может охватить дополнительную территорию, равную половине Западной Европы.

Рассмотреть рис.46

Ученые различают четыре степени опустынивания: слабую, умеренную, сильную и очень сильную. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, в Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии. Для восстановления земель, пораженных сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время. А очень сильное опустынивание влечет за собой полную и необратимую деградацию земли. Тем не менее, в районах сильного и очень сильного опустынивания живет около 80 млн. человек. Под руководством органов ООН большие работы ведутся по борьбе с опустыниванием. В них активно участвуют и географы.

В результате всех этих процессов "нагрузка" на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Еще в 70-х гг. на каждого жителя Земли приходилось 0,45 га обрабатываемых площадей, в начале 90-х гг.- 0,28 га, а в конце 90-х гг. этот показатель снизился до 0,25 га.

-  Теперь давайте попробуем  предположить последствия , к которым могут привести  эти процессы и могут ли быть решения проблемы.

- Давайте сделаем вывод по нашей теме: наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население, а наименьшую – страны,  имеющие небольшую площадь, но многочисленное население. В целом в мире нагрузка на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается

 

Учащиеся просматривают ролик и определяют что речь в нем идет не только о земельных ресурсах, но и о экологических проблемах связанных с  земельными ресурсами – опустынивании и истощении почв.

- учащиеся работают с картой и выделяют регионы наиболее пострадавшие из-за этих процессов., 

- учащиеся высказывают свои предположения

Ø  сокращение земель пригодных для с/х деятельности

Ø  голод.

Пути решения проблем:

Ø  рекультивация земель;

Ø  освоение новых земель;

Ø  повышение плодородия почв;

Ø  достижения в области химического синтеза пищевых продуктов;

Ø  внедрение достижений селекционно-племенной работы.

Ø  Учащиеся делают вывод: наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население, а наименьшую – страны,  имеющие небольшую площадь, но многочисленное население. В целом в мире нагрузка на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается

 

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

И в заключении :

- возьмите листы, которые лежат у вас на столе и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Как вы считаете, тема урока «Земельные ресурсы »  необходима для изучения учащимися школы? Обоснуйте, почему?

Какие проблемы хотелось бы еще раскрыть при изучении данной темы?

Деятельность учащихся

Учащиеся отвечают письменно на вопросы и сдают листы учителю.

8 ЭТАП Домашнее задание.   § 14 вопросы и задания  параграфа

           

.  .  .