Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Азбука для родителей будущих первоклассников

Дата публикации: 2017-12-17 19:55:33
Статью разместил(а):
Яцкова Светлана Валентиновна

Азбука для родителей будущих первоклассников

Автор: Яцкова Светлана Валентиновна

учитель начальных классов, заместитель директора по учебной работе

(МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

городского округа Судак Республики Крым)

 

Агрессия

          Часто агрессивное поведение является следствием тех отношений, которые ребёнок наблюдает  в семье.

          Ребёнок может вести себя агрессивно, стремясь обратить внимание окружающих.

          Ещё одна распространённая причина детской озлобленности -  ревность.

Дайте понять малышу, какого поведения вы от него ожидаете, дайте возможность ему исправиться.

          Маленький человек пока не способен анализировать свои переживания. Негативные эмоции, которые накопились, причиняют ему самому большой психологический дискомфорт. Поэтому задача для взрослого – помочь  малышу высказать то, что он ощущает.

          Что делать с агрессивными детьми?

·         Задуматься над причинами такого поведения.

·         Если  причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то вы сами знаете, что делать.

·         Не наказывайте ребенка физически.

·         Не кричите, не обвиняйте   ребенка в содеянном. Это не поможет.

·         Попробуйте успокоить и перевести внимание ребенка на что-то другое.

·         Поговорите с ребенком, расскажите, что вы от него ожидаете.

·         Если приступы агрессии случаются очень часто, можно помочь ребенку и направить его агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, лучше всего – плаванием.

·         Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте.

Бабушка

        Бабушки и дедушки уже имеют жизненный опыт. Они являются носителями жизненной мудрости. Они не так обременены заботами, как мама и папа ребенка. Поэтому полностью отстранить их от воспитания внуков было бы совсем неправильно.

        Что же делать, если всё-таки в чём-то  существенном позиции мамы и бабушки расходятся, а переубедить маму или бабушку не  удаётся?

        Как построить гармоничные взаимоотношения с бабушками и дедушками?

·         Нужно  сразу поговорить с родственниками и пояснить им свои педагогические взгляды.

·         Не критикуйте действия бабушек и дедушек при ребёнке, лучше сделать это после, корректно и тактично.

·         Не стремитесь изолировать вашего ребёнка от бабушки и дедушки, - они многому могут научить.

·         Воспитывайте ребенка так, чтобы он уважал старших родственников.

·         Поясните бабушке, что её опыт очень важен, но ответственность за воспитание ребёнка целиком ложится на его родителей.

 

Воровство

         Малыш принёс из детского сада чью-то машинку, и выяснилось, что он взял её без разрешения. Дочка без разрешения взяла деньги из маминого кошелька и потратила их на леденцы. Такие ситуации знакомы многим родителям.

         Как вести себя, если ребёнок взял чужую вещь?

·         Постарайтесь разобраться в ситуации, понять мотивы детского поведения.

·         Не говорите ребёнку, что он  - «преступник», «воришка», «нечестный человек», «нечистый на руку».

·         Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве: «Вот я в твоём возрасте никогда чужого не брала».

·         Не перестарайтесь, обсуждая детскую вину, иначе в будущем ребёнок  будет утаивать от Вас все свои поступки, за которые, по его мнению, Вы его можете поругать.

·         Не напоминайте ребёнку в дальнейшем о его плохом поступке.

·         Не устраивайте публичных «рассмотрений» такого поступка.

 

Вредные привычки

        Что считать вредными привычками ребёнка? Это случаи, когда дети сосут палец, грызут ногти, закручивают локон волос на палец в момент переживания, а иногда – во время просмотра телевизионных передач или в постели перед сном. Оказывается, все эти маленькие неприятности – чудесная  «замена счастью». А всё потому, что подобные привычки – недостаток позитивных эмоций. Как быть родителям? Ведь  их обычное наказание в виде угла, страшилок  о микробах – не работает. Малыш обещает не грызть ногти, не трогать волосы, но всё равно повторяет снова и снова. Причём малыш сознаётся, что не знает, как это с ним приключилось: «Понимаешь, мама, пальчик сам залез мне в ротик, а я и не заметил».

       Любая плохая привычка – это проблема воспитания. Это – сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Необходимо понять причину и принять решение. Старайтесь больше, а главное, - глубже общаться с малышом. И не  придавайте этой привычке большого значения, чтобы ребёнок не чувствовал себя виноватым (это только увеличит проблему).

         Как помочь ребёнку избавиться от вредной привычки?

·         Больше общайтесь с ребёнком, узнавайте её внутренний мир.

·         Займите малыша спортом. Чем больше активных подвижных  движений он будет делать, тем легче  избавиться от вредной привычки.

·         Мягкие игрушки, колыбельные песни и  добрые сказки помогут Вам в борьбе с вредными привычками.

·         Разнообразные творческие и интеллектуальные занятия помогут Вам сделать жизнь ребёнка интересной и наполненной.

·         Обратите внимание на то, как Вы обычно разговариваете с малышом. Не кричите и не унижайте его.

Врун

        Иногда  ребёнок придумывает какие-то сказочные сюжеты, рассказывает о том, что с ним никогда не происходило.

        Мудрость, последовательность и терпение – вот ключик к решению проблемы. Никогда не принимайте решения сгоряча. Каждая  ситуация уникальна.  Учитесь сами и показывайте пример ребёнку – открыто обсуждайте проблему.

        Что делать, если ребёнок обманывает?

·         Постарайтесь понять причину.

·         Не ругайте, даже если поймали на вранье.

·         Не старайтесь  любым способом «вырвать» признание.

·         Если ребёнок сам признал свою вину, обязательно похвалите его.

·         Обсудите ситуацию с малышом наедине и постарайтесь вместе найти выход.

·         Лучше не рассказывать об этом никому, потому что ребёнку будет неприятно слушать, как обсуждают его промахи.

·         Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, - это не принесёт пользы.

·         Демонстрируйте позитивный пример – будьте открыты с ребёнком в отношениях и поступках.

Гиперактивность

         В медицине  существует диагноз – «синдром гиперактивности». Как же отличить просто подвижного и живого малыша от гиперактивного?  Чем угрожает такое поведение самому ребёнку? Если родители не обратят на это внимание, то в перспективе возможны трудности в школьном обучении.

         Если ваши усилия не будут иметь успех, не  расстраивайтесь и не ругайте себя. Лучше обратитесь за помощью к психологу. Имея специальные знания, он будет заниматься с ребёнком сам и расскажет вам, что лучше делать в разных ситуациях.

         Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

·         Не расстраиваться и не  впадать в отчаяние.

·         Проявлять терпение, понимание, уважение к личности ребёнка, всегда выслушивать своего ребёнка.

·         Старайтесь вести себя спокойно, мягко, без резких   проявлений.

·         Продумайте чёткие и разумные рамки дозволенного.

·         Научитесь управлять вниманием ребёнка, переводить его из состояния активности в состояние покоя.

·         Придумайте ритуалы – колыбельные, стишки, упражнения, которые помогут малышу успокоиться.

Дружба

         Малыш, который не имеет друзей, вызывает подозрение с точки зрения полноценного развития личности. Даже самые тесные отношения с родителями не могут заменить игру с другими детьми. Гулять только с родителями для ребёнка – не лучший вариант. Ей нужно учиться выстраивать отношения, общаться, заводить друзей. Но если ребёнок со всеми конфликтует и никто не хочет с ним дружить?

        Расскажите своему ребёнку простое правило: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. И личным примером демонстрируйте, как именно это делать.

        Как научить ребёнка дружить?

·          Дайте ребёнку возможность общаться с детьми как можно больше.

·         Учить малыша быть внимательным к окружающим, сопереживать, понимать других людей.

·         Дети с адекватной самооценкой намного легче устанавливают контакты с окружающими. Побеспокойтесь о детской самооценке.

·         Покажите малышу способы выхода из конфликтных ситуаций.

·         Демонстрируйте позитивный пример гармоничного общения с окружающими.

 

Жадность          

         Каждому человеку знакомо это чувство, когда совсем не хочется делиться конфетой, или очень жаль  дать любимую игрушку – сам ещё не успел наиграться.

        Но у ребёнка это чувство чаще всего не бывает постоянным и проявляется в конкретной ситуации.

        Очень часто ребёнок бывает жадным с теми, к кому относится с недоверием, недружелюбием или совсем враждебно.

         Если проявление жадности не постоянное, случается только в определённых ситуациях, то родителям под силу помочь малышу оставить эту привычку навсегда.

        Не нужно сразу говорить ребёнку, что он – жадина, как бы не был неприятным его поступок.

        Что делать, если Ваш ребёнок жадничает?

·         Никогда не называйте его «жадиной».

·         Не просите ребёнка поделиться игрушкой, которой он сам ещё не успел наиграться.

·         Хвалите за «хорошие» поступки, говорите, что Вам нравится, когда малыш чем-то поделился.

·         Привлекайте ребёнка к подготовке праздника и вместе придумывайте сюрпризы для близких и друзей.

·         Демонстрируйте пример собственной доброты и щедрости.

 

Зависть

     Если вы заметили у своего ребёнка проявление зависти, для начала постарайтесь понять, чему  именно завидует малыш.

     Существует такое мнение, что зависть часто возникает среди девочек.

      Что  делать, если Ваш ребенок завидует другим детям?

·         Выясните причину зависти.

·         Если зависть обусловлена просто желанием иметь чужую игрушку, старайтесь  объяснить малышу, что это – чужая вещь, и поиграть ею можно только с разрешения хозяина.

·         Если Вы заметили, что ребёнок завидует популярности другого ребёнка, следует обратить внимание на то, как он общается с детьми, научить его завоёвывать внимание и авторитет в детском коллективе.

Задира

      У  каждого человека хоть раз в жизни  появлялось  желание кого-то ударить. Например, за причинённую обиду. Каждый человек хоть раз в жизни попадал в стрессовую ситуацию. На такие экстремальные ситуации каждый человек реагирует по-своему. Есть два типа реагирования – агрессивный и депрессивный. Уже в раннем детстве понятно, какой из типов больше свойственен Вашему ребёнку.

      Часто дети ведут себя агрессивно в период адаптации к детскому саду или к школе. Ведь для них смена обстановки, коллектива -  это большой стресс.

      Иногда родители считают, что необходимо наказать ребёнка физически, чтобы он на себе почувствовал, что такое боль. Но этот способ очень опасен тем, что физические наказания могут привести только к ответной агрессии и такое поведение закрепится.

        Что делать, если Ваш ребёнок дерётся?

·         Прежде всего, постарайтесь выяснить причину такого  агрессивного  поведения.

·         Иногда позволяйте малышу побаловаться и «выпустить пар».

·         Объясните ребёнку, что решать проблемы можно и мирными способами.

·         Вместе с малышом «придумайте» эти способы выхода из конфликтных ситуаций.

·         Не используйте физические наказания, иначе малыш усвоит, что драться разрешается.

 

Интернет

       «Что такого страшного, - спрашивают родители, - если ребёнок в Интернете пообщается со своими одногодками?» Возможно, ничего плохого. Но в этом и кроется коварство интернет-общения, что никогда не знаешь, кто твой собеседник. Домогательствам педофилов через Интернет ежегодно  повергаются  около 30% юных пользователей сети. Ведь ребёнок по своей сути очень любопытен и доверчив.

         Регулярно интересуйтесь, какие сайты посещает Ваш ребёнок, чем интересуется, что интересного он там узнал.

        Как сделать так, чтобы Интернет  приносил ребенку пользу, а не навредил?

·         Поясните ребёнку, что его собеседники в сети – люди незнакомые, поэтому не следует делиться личной информацией, рассказывать о своей семье, а тем более встречаться.

·         Запретите ребёнку публиковать в Интернете свой домашний адрес, домашний и мобильный телефон, посылать незнакомым людям свои фотографии.

·         Контролируйте доступ ребёнка к нежелательным ресурсам.

·         Рассказывайте ребёнку о виртуальных казино,  бесплатные сайты и онлайновые магазины. Поясните, что платить всё равно придётся, причём из родительского кошелька.      

Капризы

      Часто приходится наблюдать такую ситуацию, когда ребёнок, что-то требуя  у мамы, вдруг падает на землю и начинает кричать. Мама расстроена, она не знает, как поступить.

      Причины капризов и истерик могут быть разными: усталость, хандра, недомогание, болезнь, разочарование, страх, гнев, ревность или обида. Ребёнок начинает сердиться, когда видит, что всё происходит не так, как ему хотелось.

      Бывают ещё   сложнее ситуации, когда ребёнок с помощью своих капризов и истерик  старается манипулировать взрослыми.

      Почему возникают детские капризы и как от них избавиться?

·         Ребёнок  капризничает, если родители не умеют говорить с малышом его языком – языком игры.

·         Ребёнок  капризничает, если родители воздействуют на него таким способами воспитания, которые не соответствуют возрасту ребёнка.

·         Если стиль общения взрослого и ребёнка  не последователен, то капризов не избежать.

·         Как только ребёнок начинает вредничать, оставайтесь рядом, дайте ему понять, что Вы его понимаете. Обнимите малыша, скажите ему, что Вы его любите и старайтесь отвлечь от того, что так его раздражает. Но ничем не награждайте ребёнка.

·         Если Вам не удалось сделать этого, дайте ребёнку время успокоиться, не обращайте на него внимания. Дайте отвести душу, но не принимайте в этом участие.

·         Не  старайтесь в это время что-нибудь доказывать, объяснять своему ребёнку – это  бесполезно. Ссора, побои  не имеют смысла, истерика будет ещё сильнее.

·         Будьте с ребёнком настойчивее. Если Вы сказали «нет», оставайтесь и дальше стоять на своём.

·         Не сдавайтесь, даже если приступ у ребёнка происходит в общественном месте. Часто помогает только одно – взять малыша за руку и повести.

·         Когда малыш успокоится, поговорите с ним ласково. Расскажите ему, как Вас расстроило, что он так себя вёл. Выскажите уверенность, что в будущем он будет вести себя лучше. Объясните ребёнку, что Вы любите его и уверены, что он никогда больше не будет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется. Такой разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникло чувство вины, как это нередко случается после сильных всплесков гнева.

 

Компьютер

       Сегодня компьютером никого не удивишь. Это современное чудо техники уже доступно и взрослым, и детям. Стало даже модным, чтобы у ребёнка компьютер появлялся как можно раньше, чтобы малыш развивался быстрее.

       Вместе с появлением компьютеров сразу возникли и научные противоречия: полезно или вредно для детей просиживание за компьютером?

       Однозначного ответа, конечно же, нет. Компьютерные игры развивают у ребёнка скорость реакции, память, внимание. С помощью игр развивается логическое мышление, мелкая моторика рук. Часто компьютер помогает усадить подвижного ребёнка за чтение или решение задач.

        Но, как и у каждой проблемы, у этой тоже есть две стороны – хорошая и плохая. Если не придерживаться режима, то компьютер из помощника превратиться в Вашего семейного врага.

       Как сделать так, чтобы компьютер не навредил, а был полезным Вашему ребёнку?

·         Ограничьте время, на протяжении которого ребёнок  сидит за компьютером.

·         Тщательно отбирайте  компьютерные игры, для начала попробуйте «пройти» их самостоятельно.

·         Не  давайте ребёнку игры, в которых есть агрессия, насилие.

·         Объясняйте ребёнку, что компьютер, в основном, должен использоваться не ради игры, а для  дела.

·         Не ставьте компьютер в детскую комнату. Это приводит к его бесконтрольному использованию.

·         Если вы почувствовали, что компьютерная игра начинает «затягивать» ребёнка, постарайтесь как можно быстрее наполнить  жизнь малыша другими хорошими впечатлениями.

 

Левша

        Если Ваш ребёнок – левша, - это плохо или хорошо? Кто-то считает леворуких гениями, а кто-то уверен, что леворукость – недостаток.

       Родители маленького левши спрашивают: переучивать или нет?

       Если Ваш ребёнок – левша…

·         Постарайтесь не подчёркивать эту его особенность, относитесь к  леворукости как к чему-то обычному.

·         Не нужно переучивать ребёнка, природа всё равно возьмёт своё.

·         Поговорите с воспитателем или учителем, пусть она знает Вашу позицию по этому вопросу и не заставляет Вашего ребёнка писать неудобной ручкой.

·         Помогите ребёнку адаптироваться в мире, сначала придумайте какие-то «хитрости», которые облегчат обучение. Для левши сегодня придумано много полезных вещей, например, прописи для левшей-первоклассников, ручки, ножницы.

 

Мышление

      Возможности для развития определённых психических функций появляются                   в определённом возрасте – раннем детстве. И если упустить момент, то потом такой возможности уже не будет. Поэтому  интеллектуальное развитие ребёнка нужно начинать как можно раньше, не ждать, когда он сядет за школьную парту.

        Как развивать мышление ребёнка?

·         Пусть это будут не занятия, а игра.

·         Задания должны быть трудные, но такие, что ребёнок смог их выполнить. Задания необходимо усложнять постепенно, иначе малыш  потеряет к ним интерес.

·         Для ребёнка очень интересно, если он видит родительский интерес к заданиям на сообразительность и находчивость.

     

Моторика

         Некоторые думают, что это за штука такая мелкая моторика? Так называется работа наших пальцев. Чем лучше развиты мелкие движения пальцев, тем гармоничнее развивается человек. А ещё доказана прямая связь развития мелких движений руки             с развитием речи.

         Какие упражнения и игры помогут  развивать мелкую моторику?

·         Лепка  из пластилина или солёного теста.

·         Разнообразные мозаики, пазлы, конструкторы. нанизывание разноцветных пугвиц.

·         Рисование и раскрашивание карандашами.

·         Пальчиковая  гимнастика.

 

Наказание

          Как обычно наказывают своего ребёнка? Некоторые родители бьют малыша по попе, ставят в угол, ругают. Другие  не разрешают смотреть мультики, играть, гулять на улице. На вопрос:  Почему вы наказали своего ребёнка?» родители обычно отвечают: «Воспитываю» или «срываюсь».

          Как наказывать ребёнка?

·         Для начала задумайтесь, а стоит ли наказывать в данной ситуации?

·         Какое-либо наказание должно быть адекватным вине малыша.

·         Не наказывайте малыша эмоциональным откидыванием, для него это тяжелое испытание, особенно если он не понимает причины.

·         Обязательно поясните, за что именно Вы наказали ребёнка.

·         Избежать наказания можно, если Вы вводите в жизнь ребёнка разумные ограничения, которые помогают ему правильно себя вести.

 

Непоседа

         Ребёнок-непоседа причиняет много хлопот родителям, воспитателям, учителям. И дело тут не только в большой двигательной активности. Непоседы просто не  могут удерживать внимание больше пяти-семи минут.  Чтобы избежать школьных проблем, внимание малыша нужно тренировать.

         Что делать с непоседами?

·         Играйте с ребёнком в игры по правилам.

·         Занимайтесь развитием устойчивости внимания.

·         Чередуйте интеллектуальные занятия с физическими  нагрузками.

·         Хвалите малыша, когда ему удается довести начатое дело до конца или выполнить трудную работу.

 

Обидчивость

        Первые обиды появляются у малыша в раннем детстве. Ребёнок волнуется, жалуется маме или папе, требует к себе повышенного внимания. В этом возрасте малыш быстро отвлекается, всё забывает и легко начинает что-то делать другое. Чуть постарше ребёнок уже не  просто  требует внимания, ему необходимо  уважение и признание, и  если он этого не получает, то становится обидчивым по-настоящему. Не приняли в игру – обида. Не дали игрушку – тоже обида. Подразнили – большая обида. Не похвалили, сравнили с успешным одноклассником – огромная обида. Ребёнок в такой ситуации ненужным, считает, что его не любят, не ценят.

         Обидчивые дети требуют намного больше похвалы и внимания, чем другие малыши. И родители стараются хвалить их как можно больше и чаще. А результата нет. Малыш всё равно обижается.

         Что делать с обидчивыми детьми?

·         Избегать сравнительных оценок детей (кто-то лучше, а кто- то хуже).

·         Если малыш сильно обидчив, то игры-соревнования ему противопоказаны.

·         Лучше не используйте в воспитании принцип «что скажут люди», потому что обидчивые дети очень чутко реагируют на оценку со стороны.

·         Избавьте ребёнка необходимости постоянно доказывать свою правоту.

·         Создайте в семье доброжелательные отношения, когда каждого принимают таким, какой он есть.

 

Память

         Каждый  малыш по-разному запоминает стишки, песенки. Одному легко запомнить картинки в книжке, повторить услышанный один раз стих, а другому нужно увидеть или услышать пять раз.  От чего зависят способности запоминать?  Можно ли развить память ребёнка?

         В зависимости от длительности сохранения информации  память бывает долгосрочная или кратковременная.  На развитие памяти влияет уровень умственных способностей – чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-то, тем больше он способен запоминать.

         Как развивать память ребёнка?

·         Просите ребёнка повторить услышанное, пересчитать предметы, описать увиденное.

·         Больше читайте и рассказывайте. Спрашивайте, что малыш запомнил?

·         Похвалите ребёнка, если  ему  самостоятельно удалось что-то запомнить.

·         Не ругайте, если ребёнку трудно сразу запомнить стих. Используйте картинки, чтобы облегчить запоминание.

·         Развивать память ребёнка лучше всего в игре.

 

Первоклассник

       Поход в первый класс – одно из главных событий в жизни каждого ребёнка. Как правило, к этому важному событию все родители тщательно готовятся. И готовят своего ребёнка. Учат его писать, читать и считать. Покупают портфель и школьные принадлежности. Школа – это не только чтение, письмо и счёт. Это новый мир, к которому ребёнок тоже должен быть готов.

       Среди родителей сегодня существует мнение, что лучше отдать в школу ребёнка как можно раньше. Тогда он и закончит её раньше. А зачем? Куда спешить ребёнку? Ведь он должен научиться ещё и налаживать отношения с людьми, отстаивать свою точку зрения, быть самостоятельным.

       Если Вашему малышу ещё не исполнилось шесть  с половиной лет до 1 сентября, то не нужно его мучить и отдавать в школу раньше времени. Ведь, Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был успешным, учился с удовольствием и получал максимум знаний, причём таких, какие он смог бы использовать в жизни? Тогда не нужно спешить, малыш ещё не готов, даже если Вы научили его прекрасно читать и считать. Нередко случаются такие ситуации, в которых родители ребёнка, который родился летом, настаивают на том, чтобы малыша взяли в первый класс. Родители!

      Прежде всего, задумайтесь сами, готов ли Ваш малыш не просто высидеть 40-45 минут учебного времени, но и удерживать внимание такое длительное время? Кроме того, ни для кого не секрет, что мамы стараясь всех убедить в способностях своего малыша заставляют дома тренироваться, много писать, считать, читать. А это означает, что ребёнок будет учиться четыре-пять уроков в школе, но и проводить   по полтора-два часа за письменным столом дома. 

       Итак, если ребёнок усидчив, внимателен, прекрасно находит взаимопонимание со сверстниками и взрослыми, легко адаптируется в незнакомой обстановке, с удовольствием выполняет разные учебные задания в игровой форме, Вы помете отвести его в первый класс. А если Вы – родители активного непоседы, который использует любую минутку, чтобы поиграть или побаловаться, то Вам необходимо обратиться к специалистам – педагогам и психологам. Они помогут определиться – отправлять ребёнка в первый класс или год ещё подождать, дать малышу возможность вдоволь наиграться и подрасти.

         К первому сентября необходимо подготовить не только портфель и школьные принадлежности. Малыш должен быть готовым морально к новой обстановке, новым детям и взрослым. Поэтому знакомство со школой хорошо было бы начать не в сентябре, а намного раньше. Приведите ребёнка в школьный двор, прогуляйтесь по школьному стадиону. Обязательно расскажите, как Вы пошли в первый класс. Поясните малышу, чем школа отличается от детского сада, к которому он привык. Информация не должна быть односторонней. Необходимо рассказать и о том, как будет интересно в школе, и о том, с какими трудностями может столкнуться ребёнок. Тогда Вы избежите тревожности, которая часто возникает у малышей перед неизвестностью.

         Период  адаптации к первому классу у каждого ребёнка длится по-разному. Кто-то привыкает практически сразу, а кому-то понадобится  больше времени, чтобы стать школьником. Если ребёнок идёт в школу неохотно, поговорите с ним, старайтесь выяснить, что его беспокоит. Возможно, он чувствует себя неуверенно. Возможно, у него не складываются отношения с одноклассниками. Постарайтесь чаще общаться с учительницей, ведь она видит Вашего малыша в разных ситуациях и может помочь Вам советом.

          Когда малыш возвращается из школы, спрашивайте у него, что интересного он сегодня узнал. Если ребёнок чувствует, что Вам небезразличны его школьные успехи, то и учиться будет с большим удовольствием.

         Как сделать так, чтоб малыш с удовольствием пошёл в первый класс?

·         Не отдавайте ребёнка в школу рано.

·         Познакомьте ребёнка  заранее  со школой, учительницей и будущими одноклассниками.

·         Рассказывайте малышу о школе, о своём школьном опыте.

·         Не ругайте ребёнка за промахи и неудачи в школе, иначе скоро он просто не захочет туда идти.

·         Чаще общайтесь с учительницей Вашего малыша.

·         Помощь и внимание к ребёнку должны заменнть строгий родительский контроль.

·         Установите доверительные отношения  с ребёнком.

·         Хвалите малыша за школьные достижения. Контролируйте свои эмоции, не ругайте, если что-то не получилось. Скажите, что он завтра сделает лучше.

·         Ежедневно интересуйтесь, что нового узнал ребёнок в школе?

 

Плохие слова

       Малыш впервые произнёс плохие слова. «Мы его этому не учили!»  - говорят родители. Откуда же они  появляются?

       Детский сад, двор, в котором  играет малыш, телевидение, и даже семья – это «учителя» маленького ребёнка.  Какие слова считают плохими? Конечно же, это нецензурные выражения, ругань, жаргонные слова, которые унижают и обижают человека.  Они сильно загрязняют детскую речь и беспокоят родителей.

      Вы услышите  нецензурную брань из уст ребёнка и будете искать в специальной литературе для родителей ответ на вопрос: «Что же делать, если ребёнок  выражается?»

·         Окружите ребёнка  вниманием и теплом.

·         Ограничьте влияние телевидения.

·         Создайте   благоприятную атмосферу дома.

·         Никогда не ругайтесь сами.

·         Если Вы ругаете ребёнка за сквернословие, то наказание должно быть понятным ребёнку (поясните, за что) и не унижайте его.

·         Нельзя игнорировать «плохие» слова.

·         Научите ребёнка другим способом высказывать свои эмоции: «Я рассердился», «Мне не нравиться».

 

Психолог

         Почему-то существует такое мнение, что к психологу нужно идти только в том случае, если ситуация совсем критическая. Говорят, психолог нам не нужен, у нас ребёнок нормальный, просто вредничает, как все.

        Но родители видят только своего ребёнка, а психолог работает со многими детьми, и ему проще увидеть и сравнить особенности поведения Вашего ребёнка с другими малышами.

        И потом, разве родители проходят специальную подготовку? Нет, они учатся воспитывать детей на собственных ошибках. И очень часто ошибаются, делая больно малышу, оставляя след в его душе на много лет.

        Детские психологи помогут Вам ответить на вопросы о детском поведении, скорректировать Ваш подход к ребёнку, придумают и подскажут, как лучше действовать в конкретной ситуации.

        Когда нужно обращаться к психологу?

·         Если проблема не решается длительное время.

·         Если вы знаете, как решить проблему, но Вам всё-таки нужна помощь.

·         Если Вас что-то тревожит в поведении ребёнка, но Вы не можете понять причину.

·         Если Вам кажется, что малыш отстаёт в развитии от своих одноклассников. Скорее всего, Вам это кажется. Но лучше расставить все точки над И и не мучить сравнениями с другими детьми.

·         Если у Вас есть семейные проблемы, и это отражается на ребёнке.

 

Развитие речи

        Некоторые дети приходят в школу с ограниченным набором слов, фраз, предложений. Ребёнок не выговаривает отдельные звуки, стесняется отвечать на уроках, поэтому часто молчит. Специалисты говорят: у ребёнка плохо развита речь. Проблемы начинаются с чтением, пересказом   и письмом. 

        Когда нужно начинать развитие речи  ребёнка? Как только родился малыш, с ним уже можно общаться, разговаривать, петь песни, читать книжки. Но если это время уже прошло, его не вернёшь.  Нужно постараться исправить то, что ребёнок не получил раньше.

         Кажется, что для занятия по  развитию речи  потребуется огромное количество времени. Конечно, усадить ребёнка перед телевизором или компьютер намного легче и быстрее, а самой болтать с подругой по телефону. Конечно, для постоянных занятий с ребёнком нужно время. Вы потратите это время на своего ребёнка и наградой за Ваш труд будет чистая, красивая и правильная речь Вашего ребёнка.

          Как научить малыша говорить правильно и красиво?

·         Как можно раньше начинайте читать малышу, рассказывать ему сказки и стихи.

·         Не «сюсюкайте» малышу, не коверкайте свою речь, потому что малыш Вам  подражает. Если ребёнок научится говорить неправильно, ему понадобится логопед, чтобы исправить речь.

·         Мягко исправляйте  ошибки в речи ребёнка, если услышите, что он говорить неправильно.

·         Добивайтесь  правильного и чёткого звучания каждого слова. Не ругайте ребёнка, если сразу у него не всё получается.

·         Играйте в игры, которые развивают речь ребёнка.

·         Устраивайте мини-спектакли или сценки.

·         Для развития речи есть много полезных  детских игр.

 

Развод

       Когда родители разводятся, ребёнок переживает один из сложных и драматичных  периодов в своей жизни. Развод остаётся одной из серьёзнейших детских травм. И свести на нет его последствия практически невозможно. Но можно попробовать уменьшить  причинённый им вред и все переживания от разрушительного стресса направить в другое русло. Это задание очень сложное, но вполне посильное для взрослых людей. Чтобы это сделать нужно все две вещи: уважение бывшего мужа и жены друг к другу и большая любовь к ребёнку.

        Как помочь ребёнку в ситуации развода родителей?

·         Окружить малыша теплом и заботой, проводите с ним больше времени.

·         Не лишайте его информации, но говорите о родительских взаимоотношениях мягко и сдержанно.

·          Отношение к ребёнку каждого из родителей не должно изменяться  на плохое.

·         Желательно радикально не изменять условия жизни ребёнка.

·         Юридический развод, раздел имущества должны оставаться за пределами внимания ребёнка.

·         Нельзя  использовать ребёнка во время выяснения отношений, не перетягивать его на чью-то сторону.

·         После развода муж и жена должны чётко распределить обязанности по воспитанию ребёнка.

·         Нельзя негативно оценивать в присутствии ребёнка маму или папу.

·         Ребёнок должен понять, что развод  прерывает только связь между родителями. При этом связь «ребёнок – папа», «ребёнок – мама» остаются неизменными.

 

Ревность

     Чувство ревности может возникнуть не только  между мужчиной и женщиной. Часто  детские вопросы типа: « Мама, ты меня любишь?, «А кого больше – меня или папу?»,  свидетельствуют о том, что детская ревность тоже существует. Особенно,  если в  семье двое детей и одному из них кажется, что другого родители любят больше.

      Как избежать детской ревности?

·         Ребёнок ревнует, потому что не уверен, что его любят. Поэтому, необходимо чаще говорить о своей любви к ребёнку.

·         Никогда не сравнивайте детей.

·         Если Вы заметили, что ребёнок ревнует, не злитесь на него и не ругайте его.

·         Лучшее лекарство от детской ревности – внимание и терпение.

 

Самооценка

     Таким умным словом называется отношение человека к самому себе. И складывается  это отношение, как мозаика, из многих отдельных фрагментов.

     Когда может возникнуть низкая самооценка? Когда Вы часто ругаете малыша, и он чувствует, что почему-то не отвечает Вашим ожиданиям.

      Родители спрашивают: «А если ребёнка всё время хвалить и говорить, что он хороший, вдруг тогда его самооценка станет сильно высокой?» Но хвалить нужно только за дела и поступки.

     Что делать родителям,  чтобы самооценка ребёнка была нормальной?

·         Не сравнивайте Вашего ребёнка с другими детьми.

·         Не ругайте и не наказывайте  своего  малыша физически.

·         Чаще хвалите за хорошие дела и поступки.

·         Не говорите: «Ты – неряха!», «Лентяй», «Дурак».

·         Говорите своему малышу о том, как Вы его любите и доказывайте свою любовь реальными  поступками.

·         Поддерживайте малыша, если у него что-то не получается, когда он берётся за новое дело, чему-то учится.

 

Самостоятельность

      Что такое самостоятельность? Каждый из родителей понимает её по-своему.  Самостоятельность в широком понимании – это не только умение делать что-то без помощи взрослого. Это ещё и умение сделать что-то новое, открыть что-то до сих пор неизведанное, сделать сегодня хоть немного больше, чем вчера.

       Многие родители знают, что самостоятельности легко научить совсем маленького ребёнка, когда его поступки касаются только самообслуживания или несложных навыков. Но когда наступает  школьная пора или подростковый период, родители сталкиваются с трудностями.

         Как воспитать у ребёнка самостоятельность?

·         Не перегружайте малыша своей опекой и контролем.

·         Хвалите ребёнка за самостоятельные решения.

·         Радуйтесь самостоятельным поступкам своего малыша.

·         Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.

·         Чаще говорите ребёнку: ты можешь, ты умеешь, ты сделаешь это сам, тебе это под силу, у тебя всё получится.

 

Страхи  

      Страх – это полезная эмоция. Малыш, который нормально развивается, должен обязательно «уметь бояться». Но существует тонкая грань, за которой обычный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребёнка невротика. Часто это происходит потому, что мы, взрослые, ошибочно думаем: если не обращать на страхи внимания наших детей или ругать их за то, что они чего-то боятся, то всё пройдёт.

         Страхи отличаются у девочек и мальчиков, у детей с полными и неполными семьями, у детей, которые часто болеют, у физически развитых и у тех, чьи родители в состоянии конфликта.

         Часто малыши боятся засыпать в темноте. А родители удивляются и настойчиво укладывают ребёнка, ещё и стыдят: «Ты же уже большой. Никого тут нет. Спи!» выключают свет и закрывают двери. А ребёнок – совсем не трус. Дело – в большом детском воображении.

         Что делать со страхами?

·         Постарайтесь понять причину детского страха.

·         Не стыдите ребёнка, если он чего-то боится.

·         Помогите малышу перестать бояться (поясните, сделайте что-то вместе)

·         Научите ребёнка не бороться со своим страхом, а по другому к нему относиться.

·         Перед сном играйте с малышом в спокойные игры и читайте добрые сказки.

·         Превратите детский страх на что-то нестрашное.

 

Тихоня

         «Как же Вам повезло!» - говорят родители непоседы-малыша родителям спокойного ребёнка. Но не спешите завидовать. У них, у тихонь, свои собственные проблемы. Такие дети очень медленно едят, одеваются. И даже думают они медленнее, чем ужасно заставляют нервничать родителей. Особенно заметны такие дети в детском саду и в школе. Ведь мы живём в таком обществе, в котором ценятся лидеры, сильные, которые умеют за себя постоять. Поэтому понятны переживания родителей. Как же их тихий, очень спокойный малыш будет успевать за этим быстрым миром?

         Конечно, нет такого рецепта, который бы сделал из маленького тихони экстраверта.  Да в этом и нет необходимости. Помочь ребёнку стать активнее, самостоятельнее совсем не означает переделать его совсем. Нужно принимать ребёнка таким, какой он есть. И помогать ему.

         Поскольку медлительные дети  успевают сделать не всё и не всегда, то для них необходимо вводить «мягкие» временные рамки. Например, ставить песочные часы и просить ребёнка закончить обед до того, как песок просыплется.

        Как воспитывать  «тихоню»?

·         Больше играть с ребёнком в подвижные игры по правилам.

·         Заниматься играми, которые развивают скорость детского мышления и переключения внимания.

·         С самого раннего детства приучать малыша к режиму дня, где на каждое действие выделен определённый отрезок времени.

·         Соревноваться с малышом: кто быстрее зашнурует ботинки, уберёт постель и т.д.

·         Не употреблять выражения: «Мой сын – нелюдим», «Он – такой тихоня»…

·         Интересоваться у малыша, о чём он думает, когда смотрит мультфильм, когда молча кушает  какое-то блюдо, смотрит в окно?

·         Не упускать момент лишний раз подчеркнуть достоинства малыша.

·         Приобщайте ребёнка (разумно) в свою взрослую жизнь, позволяйте ему общаться со взрослыми.

 

Тревожность        

         Что общего между девочкой, которая боится выйти на уроке к доске, и отличником, который страдает кожной аллергией? Между хулиганом, который грубит учителям и бьёт одноклассников, и трусом, неуверенным в себе троечником? Между неспокойным, раздражительным и нервным малышом и его соседом по парте, которого ничего не интересует, на которого не действуют ни крики, ни двойки? В основе всех этих проявлений поведения находятся общие механизмы, основной из которых – тревога.

        Тревожные переживания характеризуются ожиданиями необычной угрозы, опасности. В отличие от эмоций страха тревога не имеет конкретного источника, это «боязнь неизвестно чего».

        Фантазии тревожных детей отличаются от фантазий обычных людей тем, что не являются конструктивными, не дают толчок представлению, не влияют на реальность.

         Что же делать, если  в малыша повышена тревожность?

·         Обратите внимание на эмоциональное состояние ребёнка.

·         Хвалите и говорите ему о Вашей любви.

·         Пересмотрите свою систему требований к ребёнку – возможно, она сильно завышена.

·         Если в Вашей семье случаются конфликты, они тоже могут быть причиной тревоги. Налаживайте семейные отношения.

 

Чтение

      «В каком возрасте ребёнок должен уметь читать?» - спрашивают часто родители. Особенно волнуются мамы, если их ребёнок ещё не читает, зато у подружки малыш быстро читает. Необходимо понять, что все дети разные, и в вопросе обучения чтению – тоже. У кого-то всё происходит  легко и просто, а некоторым мама приходится много потрудиться.

        Главное правило обучения чтению – «Нельзя учить чтению насильно». Поэтому  заставлять, кричать, требовать – нельзя! Иначе потом Ваш малыш Вам это обязательно «припомнит», а Вы будете удивляться: «Почему это он не любит читать книги?»

       Только интерес, игра, занятия в игровой форме помогут родителям начать обучение чтению. Запрещать малышу заранее запоминать буквы не нужно. Некоторые мамы  впадают в другую крайность и не показывают детям буквы и цифры до наступления определённого возраста.

        Вы можете повесить дома яркий, красочный алфавит с картинками. Разместить его нужно в месте, доступном для детских глаз. Если малыш заинтересуется интересными картинками, Вы можете называть ему по несколько букв, пусть запоминает постепенно.

         Когда ребёнок немного подрастёт, занимаясь с ним лепкой или аппликацией, можете вылепить букву из пластилина или вырезать её из бумаги, при этом проговорит, как  она называется.

       Чтобы научиться  читать,  малыш постоянно должен слышать хорошую правильную речь. Вы можете сами читать малышу стихи, сказки и рассказы. А можете использовать аудиозаписи, на которых актёры читают произведения детской литературы.

         В каждом возрасте малыша есть свои особенности. Поэтому и чтение книг ребёнку в каждом возрастном периоде тоже должно быть разным. Чтобы малыш понял  услышанное, уловил все тонкости сюжета, после прочтения книжки просите малыша пересказать то, что он услышал. Сначала ему будет нелегко, и Вам придётся помогать. Но уже через некоторое время малыш сам с интересом начнёт пересказывать сказки и даже придумывать свои. Отличный приём – нарисовать услышанное. Малыш создаёт свои иллюстрации к книге, показывает Вам, какие образы у него возникли.

          Как сделать так, чтобы малыш полюбил чтение?

·         Тщательно относитесь к выбору книг: тут важно всё – и иллюстрации, и содержание, и соответствие возрасту ребёнка.

·         Читайте как можно больше своему малышу.

·         Ваше  чтение обязательно должно быть эмоциональным.

·         Проигрывайте содержание сказки с малышом.

·         Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи в чтении.

 

Ябеда

       Большинство родителей  расстраиваются, когда  их чадо очень часто жалуется на всех – ябедничает. Что  произойдёт, если Вы прервёте детский  эмоциональный рассказ о поведении других детей и категорично скажете: «Не ябедничай!»  скорее всего, ребёнок замолчит, и у него надолго пропадёт желание делиться с Вами своими детскими проблемами или наблюдениями. А  как правильно поступить в такой ситуации? Постарайтесь выслушать ребёнка. Спросите, что он думает об этой ситуации? Правильно поступил Вася или  Коля? Как бы сам малыш поступил на их месте? Если Вы видите, что малыш не может оценить поступок, можете озвучить свою версию того, что случилось. Но не перестарайтесь, чтоб Ваша авторитетная мысль не навредила самостоятельности ребёнка.

           Если Вы заметили, что малыш  склонен сильно критично оценивать то, что происходит вокруг, видит только негативное, старайтесь акцентировать его внимание на чём-то хорошем, чаще позитивно оценивайте окружающих Вас людей. Тогда и  у ребёнка сформируется позитивный образ мира.

           Если Вы заметили, что Ваш ребёнок ябедничает?

·         Задумайтесь: возможно, ему просто не хватает Вашего внимания.

·         Помните, что прямой запрет: «Не ябедничай!» не является эффективным.

·         Контролируйте свои высказывания о других людях, старайтесь находить позитивное в их поведении и оценке личных качеств.

·         Проговаривайте и проигрывайте с ребёнком «спорные» ситуации, просите его дать самостоятельно  оценку  поступкам людей.

·         Научитесь отличать сегодняшнее «ябедничество» от эмоциональной реакции ребёнка.

·         Хвалите малыша чаще.

.  .  .