Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса

Дата публикации: 2017-12-17 17:15:51
Статью разместил(а):
Конечных Ирина Федоровна

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса

Автор: Конечных Ирина Федоровна

(МБОУ «Гимназия № 1», г. Артем)

 

Уровень основного общего образования 

Количество часов:        35  часа

Уровень программы:  базовый 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.      Данная рабочая программа разработана на основе:

Ø  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

Ø  Примерной программы основного общего образования по обществознанию;

Ø  Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №1»

Ø  Авторской программы Е.С. Корольковой, Т.В.Коваль, Г.Э.Королевой. «Обществознание 5-9 классы. Примерная рабочая программа».

Ø  Положения о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №1»;

Ø  Учебного плана МБОУ «Гимназия №1» на 2015-2016 учебный год;

Ø  Федерального перечня учебников.

2.      Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-11 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации;

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся подросткового возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

       В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

3.      Место предмета в учебном плане

Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч. В связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели (в соответствии с календарным графиком МБОУ «Гимназия №1») на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35. В рабочей программе количество часов уменьшено из резерва времени. 

4.      Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:

●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебному плану);

●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы.

Ø  Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через фронтальные опросы,  подготовку  презентаций, сообщений, устные ответы, самостоятельные работы, терминологические диктанты, работу с карточками и т.п. в рамках урока.

Ø  Промежуточный контроль знаний обучающихся – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании года на основе результатов текущего контроля и выполнения проекта.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В результате изучения обществознания в 5 классе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

Ø  мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

Ø  заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

Ø  ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций.

Метапредметные результаты изучения обществознания в 5 классе проявляются в:

Ø  умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Ø  умении объяснять явления и процессы социальной действительности;

Ø  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

Ø  овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Ø  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике.

 

Предметными результатами изучения обществознания в 5 классе являются:

Ø  относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;

Ø  знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

Ø  знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

Ø  умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

Ø  давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

Ø  знание и понимание основных нравственных, правовых понятий, норм и правил общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

Ø  понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

Ø  понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Ø  понимание значения коммуникации в межличностном общении;

Ø  умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

Ø  накомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ø  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

Ø  Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

Ø  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

 

Предметные результаты разделены в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня.

В блок «Выпускник получит возможность научиться» входят планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Выпускник научится:

 

Выпускник получит возможность научиться:

Тема: Человек. Деятельность человека 

1.    использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

2.    приводить примеры основных видов деятельности человека;

3.    выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

1.    выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

2.    оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

3.    использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

4.    моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

 

Тема: Общество

1.    демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

2.    выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

3.    характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

4.    на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение.

1.     наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

2.     выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

3.     осознанно содействовать защите природы.

 

Тема: Общество Социальные нормы

1.    раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

2.    различать отдельные виды социальных норм;

3.    характеризовать основные нормы морали;

4.    критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

5.    раскрывать сущность патриотизма. характеризовать специфику норм права;

6.    сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности.

1.    использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

2.    оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

 

Тема: Сфера духовной культуры

 

1.             характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

2.             описывать явления духовной культуры;

3.             находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

1.    описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

 

Тема: Социальная сфера 

1.    объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

2.    характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

3.    раскрывать основные роли членов семьи.

 

1.    раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

2.    формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.

 

Тема: Политическая сфера жизни общества

1.    различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

2.    раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

3.    характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

1.    соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс (34 часа)

Введение  (1 ч). 

Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Тема 1. Как человек становится человеком. (11 ч).

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Биосоциальное существо. Сообщество. Человек разумный. Палеонтолог. Человек – субъект культуры. Изобретения. Культура. Логика. Общение. «Язык» животных. Антикультура.

Тема 2. Как живет общество. (9 ч.)

Общество как система. Социальные группы. Правила жизни в обществе. Что такое мораль. Обычай. Когда появился закон. Роль закона в обществе. Закон и справедливость.

Тема 3. Какие мы люди. (13 ч.)

Что такое темперамент. Психологические особенности человека. Характер человека. От чего зависит жизненный успех. Индивидуальность человека. Самооценка. Свобода и права человека. Всеобщая Декларация прав человека. Люди с неограниченными возможностями. Гуманизм. Частная жизнь. Общество и человек. Солидарность.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Содержание

 (разделы и темы)

Часы

Основные виды учебной деятельности (УУД)

 

 

Предметные

Метапредметные

1

Вводный урок.

Что изучает обществознание.

 

1

-объяснить, какой смысл ученые вкладывают в понятие «человек»; назвать качества, объединяющие человека и живые существа.

- усвоить правила работы с учебником.

Познавательные УУД:

- мыслить образно, сравнивая общество с кораблем;

- понимать и применять правила работы с учебником.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество в парах;

Личностные УУД:

- осознавать ответственное отношение к учению.

Регулятивные УУД:

- организация деятельности по алгоритму: чтение – постановка вопроса – критическое прочтение текста – поиск ответа – доказательство положений параграфа – постановка нового вопроса

Тема I. Как человек становился человеком.  (11 часов)

2-3

Человек – существо живое.

 

2

Объяснить понятия: социальное, природное. Найти сходства человека с другими живыми существами. Объяснить значение природы для человека

Познавательные УУД:

- различать социальное и природное в человеке;

- применять знания при характеристике деятельности людей.

Личностные УУД:

- сформировать образ себя как человека, вобравшего природные задатки и опыт человеческого общества.

4-5

Человек – существо общественное.

 

2

 

 Объяснить понятия, получить представление о двух версиях происхождения человека: библейской и мифологической.

Анализировать сюжет из Библии и миф племен майя о происхождении человека, сравнить эти источники по вопросам.

Познавательные УУД:

- выделять мифологическое и познавательное в материалах учебника и дополнительной литературе;

- провести сравнительный анализ источников;

- привести примеры того, что человек – существо биологическое и социальное.

Коммуникативные УУД:

- обосновывать разные точки зрения на происхождение человека;

- выстроить деловое общение в паре.

Личностные УУД:

- давать нравственную оценку поступкам людей;

- осознавать свою способность взаимодействовать с природой и обществом.

6-7

 

Человек – субъект культуры.

2

 Объяснить значение понятий: культура, ценности, многообразие культуры, правила и нормы.

Представлять, что культура – это ценности, облегчающие и украшающие жизнь людей;

Культура многообразна и не ограничивается созданием материальных ценностей.

Регулятивные УУД:

- ставить проблему урока;

- планировать учебную деятельность;

- составлять план урока;

- выбирать средства раскрытия проблемы.

Коммуникативные УУД:

- работать в паре при составлении таблицы и работая с источниками;

Познавательные УУД:

- находить отличия мира культуры от мира природы;

- отличать истинную культуру от псевдокультуры;

-анализировать точки зрения ученых на понятие «культура».

Личностные УУД:

- формировать в себе образ культурного человека.

8-9

Язык - важнейший элемент культуры.

 

2

10-11

Два мира человека.

 

2

Объяснять значение понятий; находить в ряде различных предметов и явлений общий признак, позволяющий объединять их одним понятием. Делать выводы – обобщения на основе сопоставления. Письменно формулировать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- ставить проблему урока;

- планировать учебную деятельность;

- составлять план урока;

- выбирать средства раскрытия проблемы.

Коммуникативные УУД:

- работать в паре при составлении таблицы и работая с источниками;

Познавательные УУД:

- находить отличия мира культуры от мира природы;

- отличать истинную культуру от псевдокультуры;

-анализировать точки зрения ученых на понятие «культура».

Личностные УУД:

- формировать в себе образ культурного человека.

12.

Обобщающее повторение по теме: «Как человек становился человеком».

1

Урок проверки знаний и умений.

Тема II. Как живет общество.  (9 часов)

13-14

Понятие общества. Роль общества в жизни человека.

2

Дать определения понятиям темы: общество, общение, социальная общность, социальные группы, социальные отношения. Объяснить, какую роль играет в жизни человека общество, что общение с другими людьми – необходимое условие существования человека; характеризовать общество как источник информации, общения, чувств. Разъяснить, что объединяет разных людей в группы, выделить сходства и отличия социальных общностей и групп, привести примеры; объяснить роль группы в жизни человека.

Познавательные УУД:

- выделить признаки общества, показать на примерах взаимосвязь сфер общественной жизни;

- привести примеры форм общества и социальных отношений;

- описывать поведение человека в разных группах и прокомментировать их;

- перечислять и анализировать особенности общения подростка со сверстниками, раскрывая роль толерантности.

Регулятивные УУД:

- Формулировать основной вопрос урока, определить цель учебной деятельности;

- выдвинуть версии ответа;

- составить план доказательства взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества.

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение и аргументировать его;

- сравнивать различные точки зрения и делать правильный выбор в спорных вопросах;

- корректировать свое мнение под воздействием критики;

- взаимодействовать в группе, паре.

Личностные УУД:

- осознавать свою принадлежность к обществу: семье, классу, стране.

-  соотносить свои желания, интересы, идеалы с желаниями, интересами, идеалами групп, к которым они относятся.

15-16

Первые правила в жизни человеческого общества.

2

Объяснить значения понятий; представлять обычаи как первые правила в жизни человечества, объяснять их: 1) как культурную ценность; 2) как обязательную норму; 3) как регулятор всех сторон жизни родовой общины

Познавательные УУД:

- объяснять, что такое обычай, находить примеры обычного права в историческом материале;

- приводить примеры современных правил и обычаев;

- сравнивать их с историческим опытом;

- сформулируют определения обычая и обычного права и сравнят его с авторским.

Регулятивные УУД:

- поставят главный вопрос урока;

- составят план ответа на главный вопрос урока: 1) Как в родовой общине добивались подчинения правилам от всех? 2) Какое право ученые называют обычным? 3) В чем особенности обычая?

Коммуникативные УУД:

- организовывать работу в паре по выполнению практических заданий;

- излагать свое мнение и обосновывать его.

Личностные УУД:

- осознавать свою принадлежность к традициям и обычаям своего народа, исследовать обычаи своей семьи.

17-18

Новые правила. Мораль.

 

2

Объяснить значение понятий; определить специфику моральных норм как регуляторов поведения человека в обществе; объяснить почему и когда появилась мораль; сравнить понятия: мораль, обычай, объяснить связь морали с выбором линии поведения человека

Познавательные УУД:

- на жизненных примерах показать специфику моральных норм;

- выяснить значение слова «морально» и «аморально»;

- установить причинно-следственные связи между понятиями: мораль, обычай, сравнивать эти понятия;

- находить информацию в литературных источниках для закрепления понятий урока.

Регулятивные УУД:

- сформулировать главный вопрос учебную деятельность;

- планировать учебную деятельность для ответа на главный вопрос урока.

Коммуникативные УУД:

- высказаться в монологе о значении морали в жизни человека;

- обсудить в диалогах «золотое правило нравственности» на примере положений из Библии;

- обсудить содержание понятий: стыд, совесть, угрызения совести.

Личностные УУД:

- связывать мораль с возможностью выбора линии поведения человека.  

19-20

«В законах спасение»

 

2

Объяснить значение понятий, рассмотреть динамику развития правовой сферы в древнем обществе; выделить причины создания законов; охарактеризовать правомочия собственности: владение, пользование, распоряжение. Сравнить понятия: обычай, мораль, закон; сформулировать признаки права.

Познавательные УУД:

- доказать динамичность развития общества, зависимость права и законов от изменяющихся потребностей людей;

- рассмотреть изменения ;в развитии общества, анализируя учебный текст;

- определят фактор возникновения законов;

- проанализируют законы Хаммурапи.

Регулятивные УУД:

- сформулировать главный вопрос учебную деятельность;

- планировать учебную деятельность для ответа на главный вопрос урока.

Коммуникативные УУД:

- организовывать работу в паре при составлении таблицы «Этапы развития права; от обычая к закону»;

- высказывать свои представления о справедливости и обосновывать их;

- соотносить свои выводы с выводами других учащихся;

- моделировать конфликтную ситуацию, определять способы ее разрешения.

Личностные УУД:

- развивать в себе чувство справедливости, давать нравственную оценку древним законам;

- соотносить любой закон с нравственностью.

21.

Обобщающее повторение по теме: «Как живет общество».

 

1

Урок проверки знаний и умений

Познавательные УУД:

- применять свои знания для выполнения проблемных заданий, решения проблемных задач, анализа моделированных ситуаций.

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение и аргументировать его;

- сравнивать различные точки зрения и делать правильный выбор в спорных вопросах;

- корректировать свое мнение под воздействием критики;

- взаимодействовать в группе, паре.

Личностные УУД:

- связывать мораль, закон, нравственность с возможностью выбора линии поведения человека.

Тема III.  Какие мы, люди?  (13 часов)

22-23

Врожденные различия человека.

 

2

Объяснить значение понятий: темперамент, характер. Вспомнить признаки человека как живого существа и его отличия от животных. Познакомить с видами темпераментов. Черты характера, формирование характера.

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

 -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

24-25

Характер человека.

 

2

26-27

Неповторимость человека.

 

2

Объяснить понятия: индивидуальность, формирование индивидуальности, самооценка, свобода, границы свободы, права человека, Декларация прав человека.

Познавательные УУД:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема и т.п.);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Личностные УУД:

- развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

- формирование мотивов достижения и социального признания.

28-29

О свободе человека и правах человека.

 

 

2

30-31

Люди с неограниченными возможностями.

 

2

Дать понятия: неординарные физические данные, ограниченные возможности человека, гуманизм, инквизиция, частная жизнь, солидарность, взаимопомощь. Учить толерантному отношению к людям.

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема и т.п.);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

- развитие «Я-концепции» и самооценки личности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирование мотивов достижения и социального признания;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- знание основных моральных норм;

- ориентация на выполнение моральных норм;

- способность к решению моральных проблем на основе децентрации;

- оценка своих поступков.

32-33

«Без помощи друг друга нет надежды для нас»

 

2

34.

Обобщающее повторение по теме: «Какие мы, люди?».

 

1

Урок проверки знаний и умений

Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- структурирование знаний;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- уметь задавать вопросы;

- уметь контролировать действия партнера;

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- оценка своих поступков.

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа ориентирована на УМК для предметной линии учебников Е.С. Корольковой «Обществознание» и включает:

Ø  учебник: Обществознание: Учебник: 5класс / Е.С.Королькова. – М.: Академкнига/учебник, 2014. – 224с.;

Ø  рабочая тетрадь: Обществознание. 5 класс.: рабочая тетрадь /  Е.С.Королькова, И.Н.Фёдоров, С.А.Фёдорова. – М.:  Академкнига/учебник, 2015. – 48 с.;

Ø  методическое пособие: Обществознание. 5 класс.: методическое пособие: рабочая тетрадь для учителя / Е.С.Королькова, И.Н.Фёдоров, С.А.Фёдорова. – М.:  Академкнига/учебник, 2015. – 64 с.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета

Ø  Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты

Ø  УМК по предмету

Ø  Дидактические и раздаточные материалы по предмету

Ø  Мультимедийное оборудование

Ø  Слайдовые презентации  по содержанию учебного предмета

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.      О.Бренифье. Давай обсудим (9 книг). «Клевер Медиа групп», 2013

2.      Деревенский Б. «История христианства. Школьный путеводитель». – Тимошка, 2012

3.      Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.

4.      И. Леган. Земля – наша планета. Иллюстрированная энциклопедия для детей. «Владис», 2013

5.      Кондратюк В. "Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Для чтения в семье и школе".- Зерна-Книга, 2013

6.      Митрофанов А. Москва-столица России. «Махаон» 2014

7.      А.Пинчук. Я знаю все о России. «Эксмо-Пресс», 2014

8.      Тарасов В.К. Философские рассказы для детей от 6 до 60 лет. Опыт обычной жизни. «Добрая книга», 2012

9.      В Яровицкий. Мой первый учебник по психологии: книга для подростка. «Феникс», 2014

10.  "Энциклопедия для детей. Том 27. Политика" – АСТ, 2013.

.  .  .