Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методика обучения устному счёту с переходом через десяток

Дата публикации: 2017-12-09 23:08:10
Статью разместил(а):
Седачева Елизавета Алексеевна

Методика обучения устному счёту с переходом через десяток

Автор: Седачева Елизавета Алексеевна

ГБОУ "СОШ №9" города Севастополя

 

Данная методика апробирована мной на практике с 1 по 4 класс. Скорость счёта высокая. Учащиеся крайне редко допускают ошибки при вычислениях. Также данная методика готовит детей к восприятию и заучиванию таблицы умножения. Крайне важно начинать учить данным приемам счета с 1 класса.

Методика обучения устному счёту. Часть 1.

При обучении устному счету мы часто сталкиваемся с тем, что у детей младшего школьного возраста развито только наглядно-образное мышление. Им сложно перейти к символам и вследствие этого они имеют большие трудности с овладением устным счётом.

Я не буду останавливаться на таких приёмах как присчитывание по единице, использование числового ряда, заучивании состава числа, тренировке по числовым домикам и т. д.

Я хочу остановиться на непосредственно технике и оборудовании, которое я использую в своей работе при обучении устному счету для 100% освоения детьми устным счетом.

Итак, когда мы, взрослые считаем устно, в нашем сознании мы имеем числовой ряд, разбитый на десятки, в котором мы ориентируемся. Ребенок этого не имеет. Мы этот образ у него формируем. Поэтому при обучении счету с переходом через десяток я использую такие планшеты, выполненные на плотной основе.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Как ими пользоваться?

Например, ребенку надо решить пример 7+4.

Он выкладывает в пустых ячейках 7 палочек красного цвета и 4 палочки зеленого цвета. При этом наглядно видно, что три палочки дополняют 7 до 10 и на планшете учащийся видит ответ 10+1=11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

I

 

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Таким образом, учащийся использует планшет до полного формирования в его сознании образа этого планшета. Дети сами откладывают его, когда чувствуют отсутствие необходимости в нем. Процесс этот происходит у каждого со своей скоростью. Нет ничего страшного в том, что кто-то из детей долго пользуется планшетом. Это значит, у него медленнее формируются образы символов. В конечном итоге эта скорость не влияет на качество счета. Главный принцип состоит в том, чтобы учащийся не считал неправильно и понимал цель выполнения работы.

 

Методика обучения устному счету. Часть 2.

При обучении устному счету  при сложении и вычитании нам предлагают использовать прием добавления до 10 с использованием состава числа и вычитания до 10 тоже с использованием состава числа.

Например, 8+5=8+2+3=13, либо 17-9=17-7-2=8.

Однако это удобно не со всеми числами.

Я предлагаю другой способ устных вычислений.

1 этап.

Заучивание сумм одинаковых чисел.

 

2+2=4

3+3=6

4+4=8

5+5=10

6+6=12

7+7=14

8+8=16

9+9=18

10+10=20

 

2 этап.

Знакомство с числовым рядом не как с прямой, а как с восходящей лестницей со ступеньками, что более понятно для детского восприятия. Так как мы, поднимаясь по лестнице, меняем своё положение в пространстве на более высокое. В отличие от числовой прямой, по которой надо двигаться влево или право, а мы вспомним, что дети в младшем школьном возрасте довольно часто путают лево и право, но никогда не путают верх и низ.

Итак, я предлагаю учащимся карточку с изображением лестницы со ступеньками.

19+1

20

 

=

10+10

18+1

19

 

=

9+9+1

17+1

18

 

=

9+9

16+1

17

 

=

8+8+1

15+1

16

 

=

8+8

14+1

15

 

=

7+7+1

13+1

14

 

=

7+7

12+1

13

 

=

6+6+1

11+1

12

 

=

6+6

10+1

11

 

=

5+5+1

9+1

10

 

=

5+5

8+1

9

 

=

4+4+1

7+1

8

 

=

4+4

6+1

7

 

=

3+3+1

5+1

6

 

=

3+3

4+1

5

 

=

2+2+1

                      3+1

4

 

=

2+2

2+1

3

 

=

1+1+1

1+1

2

 

 

 

1

 

 

                                           

 

Сначала мы поднимаемся по лестнице, прибавляя по одному.

 Затем после того как мы выучили суммы одинаковых слагаемых, нам уже не надо каждый раз переходить через десяток.

Например, надо найти сумму 6+7.

Мы помним, что 7=6+1. Таким образом, 6+7=6+6+1+13.

Либо найти сумму 6+8. 6+8=6+6+2=14

Далее ученик, пользуясь данным способом вычисления, складывает числа так, как ему удобно.

Такой приём счета значительно увеличивает скорость счета и упрощает вычисления.

3 этап.

При вычитании с переходом через десяток больших чисел, например, 16-9, удобно заменить вычитание сложением. Подумать, сколько надо прибавить к 9, чтобы получить 16.  9+1+6=9+7=16.  Это тоже очень увеличивает скорость счета.

4 этап.

Формирование навыка устных вычислений путем многократного решения примеров на время. Я использую пособия для устного счета О.В. Узоровой и Е. А. Нефедовой.

.  .  .