Методика обучения устному счёту с переходом через десяток
Методика обучения устному счёту с переходом через десяток
Автор: Седачева Елизавета Алексеевна
ГБОУ "СОШ №9" города Севастополя
Данная методика апробирована мной на практике с 1 по 4 класс. Скорость счёта высокая. Учащиеся крайне редко допускают ошибки при вычислениях. Также данная методика готовит детей к восприятию и заучиванию таблицы умножения. Крайне важно начинать учить данным приемам счета с 1 класса.
Методика обучения устному счёту. Часть 1.
При обучении устному счету мы часто сталкиваемся с тем, что у детей младшего школьного возраста развито только наглядно-образное мышление. Им сложно перейти к символам и вследствие этого они имеют большие трудности с овладением устным счётом.
Я не буду останавливаться на таких приёмах как присчитывание по единице, использование числового ряда, заучивании состава числа, тренировке по числовым домикам и т. д.
Я хочу остановиться на непосредственно технике и оборудовании, которое я использую в своей работе при обучении устному счету для 100% освоения детьми устным счетом.
Итак, когда мы, взрослые считаем устно, в нашем сознании мы имеем числовой ряд, разбитый на десятки, в котором мы ориентируемся. Ребенок этого не имеет. Мы этот образ у него формируем. Поэтому при обучении счету с переходом через десяток я использую такие планшеты, выполненные на плотной основе.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Как ими пользоваться?
Например, ребенку надо решить пример 7+4.
Он выкладывает в пустых ячейках 7 палочек красного цвета и 4 палочки зеленого цвета. При этом наглядно видно, что три палочки дополняют 7 до 10 и на планшете учащийся видит ответ 10+1=11.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I
|
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Таким образом, учащийся использует планшет до полного формирования в его сознании образа этого планшета. Дети сами откладывают его, когда чувствуют отсутствие необходимости в нем. Процесс этот происходит у каждого со своей скоростью. Нет ничего страшного в том, что кто-то из детей долго пользуется планшетом. Это значит, у него медленнее формируются образы символов. В конечном итоге эта скорость не влияет на качество счета. Главный принцип состоит в том, чтобы учащийся не считал неправильно и понимал цель выполнения работы.
Методика обучения устному счету. Часть 2.
При обучении устному счету при сложении и вычитании нам предлагают использовать прием добавления до 10 с использованием состава числа и вычитания до 10 тоже с использованием состава числа.
Например, 8+5=8+2+3=13, либо 17-9=17-7-2=8.
Однако это удобно не со всеми числами.
Я предлагаю другой способ устных вычислений.
1 этап.
Заучивание сумм одинаковых чисел.
2+2=4
3+3=6
4+4=8
5+5=10
6+6=12
7+7=14
8+8=16
9+9=18
10+10=20
2 этап.
Знакомство с числовым рядом не как с прямой, а как с восходящей лестницей со ступеньками, что более понятно для детского восприятия. Так как мы, поднимаясь по лестнице, меняем своё положение в пространстве на более высокое. В отличие от числовой прямой, по которой надо двигаться влево или право, а мы вспомним, что дети в младшем школьном возрасте довольно часто путают лево и право, но никогда не путают верх и низ.
Итак, я предлагаю учащимся карточку с изображением лестницы со ступеньками.
19+1 |
20
|
= |
10+10 |
||||||||||||||||||
18+1 |
19
|
= |
9+9+1 |
||||||||||||||||||
17+1 |
18
|
= |
9+9 |
||||||||||||||||||
16+1 |
17
|
= |
8+8+1 |
||||||||||||||||||
15+1 |
16
|
= |
8+8 |
||||||||||||||||||
14+1 |
15
|
= |
7+7+1 |
||||||||||||||||||
13+1 |
14
|
= |
7+7 |
||||||||||||||||||
12+1 |
13
|
= |
6+6+1 |
||||||||||||||||||
11+1 |
12
|
= |
6+6 |
||||||||||||||||||
10+1 |
11
|
= |
5+5+1 |
||||||||||||||||||
9+1 |
10
|
= |
5+5 |
||||||||||||||||||
8+1 |
9
|
= |
4+4+1 |
||||||||||||||||||
7+1 |
8
|
= |
4+4 |
||||||||||||||||||
6+1 |
7
|
= |
3+3+1 |
||||||||||||||||||
5+1 |
6
|
= |
3+3 |
||||||||||||||||||
4+1 |
5
|
= |
2+2+1 |
||||||||||||||||||
3+1 |
4
|
= |
2+2 |
||||||||||||||||||
2+1 |
3
|
= |
1+1+1 |
||||||||||||||||||
1+1 |
2
|
|
|
||||||||||||||||||
1
|
|
||||||||||||||||||||
Сначала мы поднимаемся по лестнице, прибавляя по одному.
Затем после того как мы выучили суммы одинаковых слагаемых, нам уже не надо каждый раз переходить через десяток.
Например, надо найти сумму 6+7.
Мы помним, что 7=6+1. Таким образом, 6+7=6+6+1+13.
Либо найти сумму 6+8. 6+8=6+6+2=14
Далее ученик, пользуясь данным способом вычисления, складывает числа так, как ему удобно.
Такой приём счета значительно увеличивает скорость счета и упрощает вычисления.
3 этап.
При вычитании с переходом через десяток больших чисел, например, 16-9, удобно заменить вычитание сложением. Подумать, сколько надо прибавить к 9, чтобы получить 16. 9+1+6=9+7=16. Это тоже очень увеличивает скорость счета.
4 этап.
Формирование навыка устных вычислений путем многократного решения примеров на время. Я использую пособия для устного счета О.В. Узоровой и Е. А. Нефедовой.