Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Коррекционные возможности музыки в логопедической работе с детьми

Дата публикации: 2017-11-27 17:49:10
Статью разместил(а):
Осадчая Виктория Владимировна

Коррекционные возможности музыки в логопедии

Автор: Осадчая Виктория Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №17» г.Воронеж

 

 «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

                                                                                                             Дмитрий Шостакович

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражается на его деятельности и поведении. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых: В.М. Бехтеревым, С.С. Корсаковым, И.М. Догилем, И.М. Сеченовым, И.Р. Тархановым, Г.П. Шипулиным и др.

Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. П.Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает во время работы и отдыха. Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизненный тонус детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арттерапевтических техник и терминологии, связанной с ними. Музыкотерапия – один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Цель занятий с использованием музыки: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции. Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Опыт работы по использованию музыки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.

2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.

3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.

Занятие с музыкой – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.  На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все видят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной. На этом, конечно, не заканчиваются занятия по развитию речи у ребенка. Дефектологу и логопеду предстоит решать еще много проблем, но главный толчок, благодаря которому у неговорящего ребенка появляется речь, происходит на музыкальных занятиях.

Как показывает опыт, музыка способствует:

1. улучшению общего эмоционального состояния детей;

2. улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

3. коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции;

4. нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

У дошкольников с нарушением речи постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Они определяют звуки по высоте, длительности, тембру, элементарный характер, жанр музыки (марш, песня, танец) при поддержке взрослого, использовании наглядной опоры; могут связывать знакомые мелодии с образами животных. Дети испытывают трудности в запоминании и узнавании музыкальных произведений. Певческие особенности выражаются в несовершенстве интонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети реагируют на начало и конец песни по сигналу или музыкальному вступлению, подпевают и исполняют простые песенки с музыкальным сопровождением и вместе со взрослым, пытаясь подражать его интонациям.

Дети испытывают сложности в передаче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произведения. Они выполняют совместно со взрослым, со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки, несложные действия с предметами (платочками, флажками, листьями, цветами), образные, большей частью имитационные движения в музыкальных играх. В результате коррекционной работы музыкальная деятельность становится более произвольной, организованной, целенаправленной, однако дети еще недостаточно самостоятельны. Четкая организация логопедических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений.

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят

·                    элементы логоритмики

·                    пальчиковая гимнастика с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, подобран перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

·                    артикуляционная гимнастика стимулирует функции речедвигательного аппарата

·                    дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи. Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов. Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков. Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели - коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации.

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Для успешного решения задач по корррекционной-педагогической работе и обучению детей необходимы следующие условия:

· Взаимодействии команды единомышленников: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей;

· Организации коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

· Разработки интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией процесса и правильным распределением нагрузки. Ведущая роль принадлежит логопеду, который координирует взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса. Работа каждого специалиста спланирована на учебный год, согласно тематическому плану. Содержание индивидуальных и групповых и фронтальных занятий направлена на освоение единой темы в различных видах деятельности. Такая организация работы позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, а также глубже освоить изучаемый материал.

 

Список литературы 

1.       Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000. -266с

2.       Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей 

3.       Бородович А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста СПб., Библиополис, 2004 -74с

4.       Выготский Л.С. Мышление и речь. М. 2006. – 544с

5.       Воробьева В.К. Методика развития речи с системным недоразвитием речи. «Астрель» М.:, 2006.

6.       Глухов В.П. Основы психолингвистики. -, 2000–189с

7.       Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. – М., 2004. – 176с

8.       Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2001. – 201с

9.       Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук. – М., 20099. – 16 с.

10.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление

11.  общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2000. – 351с

12.  Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. СПб., 2008. – 224с

13.  Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. – М., 1990. – 344 с.

14.  Логопедия учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л С Волковой, С.Н. Шаховской М, 2008.

15.  Лопатина Л, Серебрякова Н Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С-Пб., 2001. – 268с

16.  Лурия А.Р. Основы психолингвистики. – М., 1975. – 345с

17.  Ляпидевский С.С. Гриншпун Б.М., О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков. М., 2009.

18.  Миронова С.А..Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003. – 95с

19.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 2002.

20.  Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии – СПб: «Питер», 2000 – 712с

21.  Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» М., Просвещение, 2008 г.-373с

22.  Cпецифика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений // Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – c. 222–245

23.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 2003.

24.  Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии. Логопедия. – М., 1959 – 415 с.

25.  Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школ С-Пб., 2001 – 189 с.

.  .  .