Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Индивидуальный информационно-исследовательский проект "Елочка, живи!"

Дата публикации: 2017-05-17 22:18:54
Статью разместил(а):
Серова Екатерина Николаевна

Индивидуальный информационно-исследовательский проект

«Елочка, живи!»

Автор: Серова Екатерина Николаевна

воспитатель 1-ой квалификационной  категории

МБОУ Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Детский сад «Росинка» с. Ягодное»

 ОГЛАВЛЕНИЕ:

Информационная карта проекта……………………………………….

3

Форма реализации совместной деятельности………………………...

5

Интеграция образовательных областей……………………………….

6

План работы…………………………………………………………….

7

Индивидуальный информационно-исследовательский проект «Елочка живи!»…………………………………………………………………

8

Приложения

Презентация «Елочка живи!»

Презентация «Елочка – зеленая иголочка»

Буклет

Фотоколлаж

Конспект ОД по познавательному развитию «Елочка  зеленая иголочка»

Литература…………………………………………………………………...      14

Информационная карта проекта

Продолжительность проекта

Один месяц (декабрь)

Участники проекта

Воспитатель: Серова Екатерина Николаевна

Дети: Храмцов Никита

Родители: Храмцова Мария Александровна

Возраст детей

6 лет

Актуальность

Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Мы должны заботиться и бережно относиться к нашему «дому», сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей.

Экологическое направление интегрировано входит в каждое из перечисленных направлений. Проектная деятельность наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования. Уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе своего края –

работа по природоохранным проектам. В процессе общения с природой у детей сформируются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

В настоящее время остро стоит проблема исчезновения лиственных и хвойных лесов. Ель тоже находится под угрозой исчезновения. Ель является ценнейшим материалом в изготовлении музыкальных инструментов, мебели, строительных материалов, широко используется в целлюлозно-бумажной промышленности, химических производствах и пр. А ведь так долго растению приходиться расти и набирать жизненных сил. В преддверии новогодних праздников и был разработан проект «Елочка живи»

Проблема

Каким образом предотвратить вырубку молодых елей под Новый год? Можно ли вырастить ель дома? Что будет, если на свете не станет елей?

Цель

Расширение представлений детей о хвойном дереве и формирование бережного отношения к природе

Задачи

¾   Развивать познавательный интерес к миру природы;

¾   Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;

¾   Способствовать развитию творческих способностей, воображения детей;

¾   Углублять и систематизировать знания о ели, как типичном представителе хвойных деревьев, особенностях ее строения, использования в жизни человека, о символическом значении ели в организации празднования нового года;

¾   Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям желание сохранять их растущими в ближайшем окружении, на садовом участке, в лесу;

¾   Способствовать включению семьи в процесс  реализации проекта по формированию экологической культуры.

Форма итогового мероприятия

Открытое занятие для родителей «Елочка зеленая иголочка», с показом презентации проекта Никиты Храмцова «Елочка- живи».

Продукты проекта

Лэпбук, выставка поделок «Елка своими руками», аромо-подушечка «Сладкий сон», елка-сувенир, рисунки, аппликация, лепка, буклет, фотоколлаж.

Предполагаемый результат

¾   Умение находить сведения совместно с родителями.

¾   Испытание гордости и уважения к маме за совместную деятельность.

¾   Развитие чувства уважения к живой природе, бережное отношение к ели.

¾   Уточнение представлений детей о том что, поставив дома искусственную елку можно спасти елку живую.

¾   Выращивание елки в домашних условиях.

Форма реализации совместной деятельности

 

 Воспитатель:

¾   Помогает сформулировать тему проекта;

¾   Рекомендует источники получения информации;

¾   Раскрывает возможные формы работы;

¾   Проводит индивидуальные беседы, консультации;

¾   Содействует прогнозированию результатов.

Ребенок:

¾   Проявляет познавательный интерес;

¾   Открывает новые знания;

¾   Рассказывает детям о своих наблюдениях;

¾   Развивает речь, коммуникативные отношения;

¾   Проводит наблюдения;

¾   Выбирает пути решения;

¾   Делает самостоятельные выводы;

¾   Готовит поделки для персональной выставки.

Родители:

¾   Налаживание более тесного, живого контакта с ребенком через чтение книг, наблюдение за живой природой;

¾   Совместная продуктивная деятельность;

¾   Помощь в подготовке презентации;

¾   Изготовление лэпбука, буклета, фотоколлажа.

 

  

Интеграция образовательных областей

 

Познавательное развитие

1.     Беседы «История новогодней елочки», «Маленькой елочке хорошо в лесу», «Что вы знаете о хвойных растениях»

2.     Просмотр электронных презентаций

3.     Рассматривание картин И.И. Шишкина «Лесные дали» «На севере диком», И.Е. Грабарь «Зимний пейзаж»

4.     Рассматривание иллюстраций на тему «Зима»

5.     Сравнительное наблюдение елей и сосны.

6.     Проведение экспериментов «защитные свойства снега», «тепло ли деревьям под снегом».

7.     Дидактические игры «Найди сходства и отличия», «Собери елочку», «Найди самую высокую елку», «Найди 10 отличий», «Сделаем бусы на елку».

Речевое развитие

1.     Знакомство со стихами «Лесная красавица» (Т. Волгина), «Искусственная елка»  (Н. Шемякина), «Приглашаем в лес на елку» (К. Ибряева), «Елка» (С.В. Михалкова), «Вырастала елка в лесу на горе…» (Е. Трутнева)

2.     Составление сказки по опорным вопросам «Защитим елочку – зеленую иголочку».

3.     Дидактическая игры «Скажи наоборот» ,«Путешествие в лес», «Что для нас делает новогодняя елка», «Новогодняя елка, какая?»

4.     Чтение художественной литературы «Сказка о елочке, которую не срубили» (А. Сожан), «Елочка» ( Г.Х. Андерсен), «Сказка о маленькой елочке» (Н. Телегина), «Елочка» С. Михалков

5.     Загадывание загадок, чтение пословиц.

Социально-коммуникативное развитие

1.     Сюжетно-ролевые игры «Прогулка в лес», «В лесу», «Елка для кукол».

2.     Дидактические игры «Собери елочку», «Укрась елочку», «Какая елка».

3.     Театрализованная деятельность – кукольный театр: сказка « Дед Мороз».

Физическое развитие

1.     Подвижные игры «Раз, два, три к елочке беги».

2.     Хоровод

3.     Физкультминутки «Вот под елочкой зеленой», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».

Художественно-эстетическое развитие

1.     Рисование «Наша нарядная елка», «Наша елочка»

2.     Лепка «Елочка-красавица ты нам очень нравишься», «Новогодняя елка»

3.     Аппликация «Елочки-красавицы», «Украшения для елочки»

4.     Заучивание песен «В лесу родилась елочка» «Новый год у ворот»

5.     Мультзал: просмотр мультфильмов «Ель», «Тимошкина елка», «Когда зажигаются елки».

План работы

1 неделя

¾   Просмотр электронной презентации

¾   Беседа «Что вы знаете о хвойных деревьях»

¾   Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!»

¾   Рассматривание картины И.Е. Грабарь «Зимний пейзаж»

¾   Проведение эксперимента «Тепло ли деревьям под снегом», «Защитные свойства снега»

¾   Дидактические игры «Собери елочку», «Найди самую высокую елочку»

¾   Подвижная игра «Раз, два, три к елочке беги»

¾   Физкультминутки «Есть в лесу»

¾   Мультзал: мультфильм «Ель»

¾   Рисование «Наша нарядная елка» «Наша елочка»

¾   Лепка из соленого теста «На лесной полянке»

2 неделя

¾   Просмотр электронной презентации

¾   Беседа «История новогодней елочки»

¾   Рассматривание картин И.И. Шишкина «Лесные дали» «На севере диком»

¾   Сравнительное наблюдение ели и сосны.

¾   Дидактические игры «Найди сходства и отличия»

¾   Подвижная игра «Хоровод возле елки»

¾   Физкультминутки «Под елочкой зеленой»

¾   Мультзал «Тимошкина елка»

¾   Лепка «Елочка красавица, ты нам очень нравишься»

3 неделя

¾   Работа в книжном уголке, чтение сказок, рассказов, стихов о елке.

¾   Составление сказки по опорным вопросам «Защитим елочку, зеленую иголочку»

¾   Выставка работ на тему «Елка своими руками»

¾   Дидактическая игра «Сделаем бусы на елку»

¾   Физкультминутки «Новогодняя елочка»

¾   Мультзал «Когда зажигаются елки»

¾   Аппликация «Украшение для елочки»

4 неделя

Открытое занятие для родителей «Елочка зеленая иголочка»

Презентация проекта «Елочка живи»

 

 

Индивидуальный информационно-исследовательский проект

«Елочка, живи!»

У моих бабушки и дедушки в огороде растут маленькие елочки. Посадил их дедушка. Саженцы елочек подарил ему знакомый лесник.

Я вместе с моим старшим братом Кириллом наблюдаем как они растут и ухаживаем за ними. Дедушка нам сказал, что елочки будут расти вместе с нами: мы вырастим и елочки тоже.

А мне захотелось самому посадить и вырастить елочку. Смогу ли я сам вырастить это дерево? А почему у елки зеленые иголки? И почему елка зимой и летом одним цветом? А что будет, если на свете не станет елок?

Я попросил маму помочь мне. Мама сказала, что вырастить елочку  требует много времени и терпения, а так же большого труда.

Мама решила помочь мне больше узнать об этом красивом дереве. Мы рассматривали картины, читали книги и энциклопедию, смотрели мультфильмы. Теперь я стал знать о елочке больше. Оказывается елка – это «щедрое дерево»! Её семенами питаются звери и птицы (белки, дятлы, клесты и др.). Зайцы спят и прячутся под густыми еловыми ветками. Медведи выстилают свою берлогу хвойными лапами, чтобы во время зимней спячки у них не завелись блохи. Люди используют в своей жизнедеятельности и хвою, и древесину, и смолу. Из всего этого делают масла, спирт, бумагу, ткань, мебель, клей и многое другое. Вот сколько пользы! От этого ель и «щедрая»!

А еще еловые леса – это легкие нашей планеты. Еловые деревья выделяют вещества – фитонциды. Это такие антимикробные вещества. Они очищают воздух и насыщают его полезными свойствами. Поэтому около больниц и санаториев так много елочек. Если не будет на свете еловых деревьев – то воздух будет заражен бактериями и микробами, люди будут дышать плохим воздухом и часто болеть.

Елка всегда зеленая потому что, оказывается  иголки – это те же листочки. Их стабильный цвет на протяжении всего года – это заслуга небольшого размера иголок и регулярного их обновления. За год больше половины иголок меняется. Так вот почему под елочкой всегда столько иголочек лежит! 

А зеленые они потому, что содержат хлорофилл. Это такой пигмент, который придает зеленый цвет растениям.

Не все елки зеленые! Есть еще и очень красивые голубые ели! Оказы-вается иголки то у нее зеленые, но на свету они покрываются восковым налетом. Этот восковой налет и «красит» елочку в удивительный голубой цвет.

Елка – это новогоднее дерево. Люди приносят ель под Новый год в дом, наряжают ее яркими гирляндами, игрушками и мишурой, мандаринами и конфетами, кладут под нее новогодние подарки, а елочка наполняет дом своим хвойным ароматом – запахом праздника и радости.

К сожалению, Новогодние праздники длятся всего несколько дней, а чтобы вырастить елочку высотой один метр нужны годы.  Поэтому люди, заботясь о природе, покупают искусственные елочки, которые не уступают в красоте настоящим. А чтобы в доме был аромат хвои – ставят в вазу лишь несколько еловых веточек.

А если все-таки на Новый год ставят настоящую елку, то не спешат ее выкидывать после праздника. Так в городах елки собирают и отдают в зоопарки на корм зверям, либо измельчают для подстилки в их клетки. А еще опилки используют как подкормку для деревьев в городских парках. Такие «лечебные» опилки оберегают деревья от вредителей.

Хвою можно заваривать и принимать с отваром лечебные ванны. А еще можно сделать арома-подушечки, которые подарят здоровый и сладкий сон.

Можно сделать и пакетики «саше», которые будут ароматизировать дом и защитят одежду от моли.

У нас в доме на праздник ставится тоже искусственная елочка, а живые елочки, которые растут у нас в огороде, мы к празднику наряжаем мишурой.

А вот наши соседи дачники поставили на Новый год живую елочку. Их можно понять - они городские жители и им не хватает свежего запаха хвои.

Праздничные дни закончились, соседи уехали, а елочку оставили у забора. Нам с дедушкой стало жалко елочку. Мы ее забрали к себе.

Вместе с братом мы собрали иголочки, а мама сшила маленькие мешочки и набила их хвоей. Мы развесили их в комнатах и шкафах с одеждой.

Дедушка из ствола напилил маленькие бляшки и мы с братом приклеили к ним шишки, которые собирали осенью, покрасили их белой краской – «снегом» и украсили блестками – получились подарки для наших друзей и родных, а так же для сотрудников детского сада.

  Опилки и хвою мы тоже собрали – мама сшила нам арома-подушечки. Теперь у меня в кровати рядом с большой подушкой лежит маленькая, и я засыпаю под сладкий аромат елки.

 Ветки елки мама запарила в бане – и мы дышали смолистым горячим ароматом. Это ведь так полезно для легких!

Остатками елочки дедушка топил печку-прачку – готовил корм для поросяток.

Вот как одна маленькая елочка дала много пользы!

Я решил посадить своё дерево взамен этой погибшей елочки. Но сейчас ведь зима. Как быть? Можно посадить елочку дома как комнатное растение?

Мама пришла мне на помощь. Мы взяли еловые шишки, извлекли из них семена. Так как семена у елочки очень тяжело всходят им надо помочь раскрыться! Потом мы замочили их в растворе марганцовки на сутки, чтобы обезвредить семена и чтобы они разбухли. Посадили мы семена в большой цветочный горшок на маленькую глубину и хорошенько полили, закрыли пленкой, а затем  поставили на подоконник.

Оказывается надо создать эффект парника, так как в природе семена всходят под снегом – естественным парником природы. Поливали мы свои посадки раз в неделю. Ростки появились через пару месяцев. Мы с мамой их очень ждали. Солнышко их грело, мы с мамой заботились….Я верил, что чудо произойдет!

И через некоторое время из земли появились нежно-зеленые росточки!

Сейчас мы их не поливаем,  а опрыскиваем из пульверизатора, прячем от яркого солнышка. Пусть растут наши елочки. Через года два мы сможем высадить их в нашем саду. Елочки будут жить и дарить нам радость!   

Мы с мамой решили рассказать другим ребятам в группе и их родителям об этом полезном дереве. Мы собрали лэпбук, сделали Фотоколлаж и буклет «Елочка живи!». Теперь все будут знать, что нельзя рубить елки, что их надо беречь и сажать новые.

Вывод: Я узнал почему у елочки зеленые иголочки и почему она зимой и летом одном цветом. Теперь я знаю сколько пользы она дарит людям, птицам и животным; как можно помочь сохранить ели; как вырастить елочку самому.


 

Используемая литература:

1.     Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Росинка» с. Ягодное»

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3.     Рабочая образовательная программа разновозрастной группы (3-7 лет) на 2016-2017 учебный год по ФГОС ДО.

4.     Т.А.Шарыгина.// Беседы о русском лесе.-М.: Просвещение,2010г

5.     Бондаренко Т.М..// Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2007г, - 176 с.

6.     Соломенникова О.А.// Ознакомление с природой в детском саду: старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 64 с.

7.     Соломенникова О.А.// Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 96 с.

8.     Горощенко В.П.// Природа и люди .М., Просвещение.1976г

9.     Вакуленко Ю.В.// Воспитание любви к природе у дошкольников. Волгоград, 2008г

10.                       http:// www.maam.ru 

11.                       http: //www.ped-kopilka.ru

.  .  .