Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей
Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей
Авторы: Бутузова Вера Васильевна
и Травкина Юлия Михайловна
ГБДОУ № 67 московского района Санкт-Петербурга
Мы работаем на речевой группе с диагнозом ОНР И - III уровня уже не один год. К нам поступают в основном дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и образования детей данного возраста, нетрудно заметить, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети, имея полноценный слух и интеллект не готовы к успешному усвоению программы. Наряду с нарушениями фонетического и фонематического восприятия у них серьёзная проблема в формировании лексического и грамматического строя речи и как следствие связной речи. Словарь их беден, при разговоре они предпочитают вопросно-ответную форму и, как правило, отвечают односложно. При монологической речи используют простые, нераспространенные предложения, а при попытке использовать более сложные формы высказываний очень часто путаются, используют неправильные формы слов, их рассказы остаются незаконченными и часто аграмматичными.
Проявление речевого недоразвития выявляется при обследовании. Это могут быть отдельные ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, в согласовании числительных и прилагательных с существительными и т. д. Практический опыт работы обучения детей по специализированным коррекционным программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения основными грамматическими категориями ещё в дошкольный период.
Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Работая над развитием связной речи, мы заметили, что основное число ошибок и затруднений при построении фразы вызывает правильное использование падежных окончаний и предлогов. Поэтому последнее время обращаю более пристальное внимание на формирование именно этих грамматических категорий. Чтобы правильно построить работу, необходимо знать, как идёт формирование основных грамматических категорий в речевом развитии.
Исходя из этого, мной была разработана более глубокая диагностика по выявлению грамматических нарушений при построении фразы. Она помогает выявлению нарушений при понимании и использовании речи.
Понимание речи (импрессивная речь):
а) 4 года.
Различие предложно-падежных конструкций с предлогами:
в, на, по, под, над, перед, за, около.
Я прошу ребенка показать где карандаш:
• в стакане
• над стаканом
• под стаканом •
Или прошу положить мячик
• на стул
• около стула
• перед стулом
• ...
б) 5 лет.
Выясняю возможность дифференциации предложно-падежных конструкций:
в - из, на - с, под - из-под. Ребенку даются следующие инструкции.
• положи куклу в коляску - достань из коляски,
• положи овощи в корзину - достань овощи из корзины.
• положи книгу на полку - достань с полки.
• положи мяч под стол - достань из-под стола.
в) 6 лет.
Сложные предлоги из-за, из-под.
• понимание
• дифференцирование
Интересно проследить понимание словосочетаний, где определяющую роль играют падежные окончания.
Для пятилетнего ребенка такие задания, как «Покажи линейку карандашом, карандаш линейкой» вызывает, как правило, в первый момент растерянность, затруднение, а у некоторых и отказ от выполнения задания.
А в 6 лет понимание сложноподчиненных предложений и логико-грамматических конструкций:
- кошка бежит от собаки
кто бежит первым, кто бежит последним?
- Катя потеряла куклу, которую взяла посмотреть у Оли.
чья была кукла?..
При обследовании экспрессивной речи выясняются возможности детей пользоваться предлогами и падежными конструкциями в речи. При обследовании связной речи на всех уровнях, начиная с предложений и заканчивая пересказом, отмечено использование предлогов в построении фразы. (Таблица и образцы речи детей прилагаются).
В своей работе руководствуюсь основными нормативными документами:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» -М.А. Васильева
«Коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи» - Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.
«Методические рекомендации» - Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.
Дети пяти лет: продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, учить употреблять существительные именительного и винительного падежа множественного числа.
Упражнять в употреблении простых, сложноподчиненных, сложносочиненных предложений.
Дети шести лет: Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения частей (чтобы, когда). На основе данных программ, учитывая итоги диагностики, совместно с логопедом составляется перспективное планирование и индивидуальное.
Перспективное планирование Для пятилетних детей: на I квартал:
• Отрабатываются падежные окончания имен существительных единственного числа.
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
на II квартал:
• Закреплять употребления падежных окончаний существительных единственного числа.
• Практическое употребление простых предлогов места (в, за, под, на, над) и движения (в, из, к, от, по)
на III квартал:
• Закрепление употребления падежных окончаний.
• Закрепление употребления простых предлогов.
• Употребление сложных предлогов (из-за, из-под, около, возле)
Для шестилетних детей: на I квартал:
• Отрабатываются падежные окончания имен существительных единственного числа.
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
на II квартал:
• Закрепление употребления падежных окончаний в единственном и множественном числе.
• Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за).
• Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов
на III квартал:
• Уточнить значение простых и сложных (из-за, из-под) предлогов.
• Закрепить правильное употребление предлогов.
Для работы с детьми мы используем разные методы. Для лучшего закрепления знаний о предлогах хорошо использовать загадки, потешки, считалки. Предлоги можно закреплять не только во время занятий по развитию речи, но и на протяжении всего дня, а именно: на зарядке (физкультминутки), в любых играх (считалки, загадки), и, конечно, проводить специально подобранные игры.
Целью этих игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети часто их опускают или воспринимают как часть слова, поэтому игра должна быть организована так, чтобы на предлог приходился центр высказывания. Для ребенка важно понять, что предлог -хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, изменяет действие с предметом.
В группе сделана подборка физкультминуток, потешек, загадок, ребусов, предметных картинок, игр для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Этот материал можно использовать в любых занятиях. Только такой комплексный подход и максимальная насыщенность занятий материалом на закрепление предложно-падежных конструкций, постоянное закрепление и тренировки позволяют добиться положительных результатов у большинства наших воспитанников.