Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Дата публикации: 2017-10-26 14:18:24
Статью разместил(а):
Бутузова Вера Васильевна

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Авторы: Бутузова Вера Васильевна

и Травкина Юлия Михайловна

ГБДОУ № 67 московского района Санкт-Петербурга

 

Мы работаем на речевой группе с диагнозом ОНР И - III уровня уже не один год. К нам поступают в основном дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и образования детей данного возраста, нетрудно заметить, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети, имея полноценный слух и интеллект не готовы к успешному усвоению программы. Наряду с нарушениями фонетического и фонематического восприятия у них серьёзная проблема в формировании лексического и грамматического строя речи и как следствие связной речи. Словарь их беден, при разговоре они предпочитают вопросно-ответную форму и, как правило, отвечают односложно. При монологической речи используют простые, нераспространенные предложения, а при попытке использовать более сложные формы высказываний очень часто путаются, используют неправильные формы слов, их рассказы остаются незаконченными и часто аграмматичными.

Проявление речевого недоразвития выявляется при обследовании. Это могут быть отдельные ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, в согласовании числительных и прилагательных с существительными и т. д. Практический опыт работы обучения детей по специализированным коррекционным программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения основными грамматическими категориями ещё в дошкольный период.

Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Работая над развитием связной речи, мы заметили, что основное число ошибок и затруднений при построении фразы вызывает правильное использование падежных окончаний и предлогов. Поэтому последнее время обращаю более пристальное внимание на формирование именно этих грамматических категорий. Чтобы правильно построить работу, необходимо знать, как идёт формирование основных грамматических категорий в речевом развитии.

 

Исходя из этого, мной была разработана более глубокая диагностика по выявлению грамматических нарушений при построении фразы. Она помогает выявлению нарушений при понимании и использовании речи.

Понимание речи (импрессивная речь):

а)  4 года.

Различие предложно-падежных конструкций с предлогами:

в, на, по, под, над, перед, за, около.

Я прошу ребенка показать где карандаш:

•         в стакане

•         над стаканом

•         под стаканом •

Или прошу положить мячик

•         на стул

•         около стула

•         перед стулом

•      ...

 

б)  5 лет.

Выясняю возможность дифференциации предложно-падежных конструкций:

в - из, на - с, под - из-под. Ребенку даются следующие инструкции.

•         положи куклу в коляску - достань из коляски,

•         положи овощи в корзину - достань овощи из корзины.

•         положи книгу на полку - достань с полки.

•         положи мяч под стол - достань из-под стола.

в)  6 лет.

Сложные предлоги из-за, из-под.

•         понимание

•         дифференцирование

 

Интересно проследить понимание словосочетаний, где определяющую роль играют падежные окончания.

Для пятилетнего ребенка такие задания, как «Покажи линейку карандашом, карандаш линейкой» вызывает, как правило, в первый момент растерянность, затруднение, а у некоторых и отказ от выполнения задания.

А в 6 лет понимание сложноподчиненных предложений и логико-грамматических конструкций:

- кошка бежит от собаки

кто бежит первым, кто бежит последним?

- Катя потеряла куклу, которую взяла посмотреть у Оли.

чья была кукла?..

При обследовании экспрессивной речи выясняются возможности детей пользоваться предлогами и падежными конструкциями в речи. При обследовании связной речи на всех уровнях, начиная с предложений и заканчивая пересказом, отмечено использование предлогов в построении фразы. (Таблица и образцы речи детей прилагаются).

 

В своей работе руководствуюсь основными нормативными документами:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» -М.А. Васильева

«Коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи» - Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.

«Методические рекомендации» - Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.

 

Дети пяти лет: продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, учить употреблять существительные именительного и винительного падежа множественного числа.

Упражнять в употреблении простых, сложноподчиненных, сложносочиненных предложений.

Дети шести лет: Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения частей (чтобы, когда). На основе данных программ, учитывая итоги диагностики, совместно с логопедом составляется перспективное планирование и индивидуальное.

 

Перспективное планирование Для пятилетних детей: на I квартал:

•         Отрабатываются падежные окончания имен существительных единственного числа.

•         Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

на II квартал:

•         Закреплять       употребления       падежных       окончаний существительных единственного числа.

•         Практическое употребление простых предлогов места (в, за, под, на, над) и движения (в, из, к, от, по)

на III квартал:

•         Закрепление употребления падежных окончаний.

•         Закрепление употребления простых предлогов.

•         Употребление сложных предлогов (из-за, из-под, около, возле)

Для шестилетних детей: на I квартал:

•         Отрабатываются падежные окончания имен существительных единственного числа.

•         Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

на II квартал:

•         Закрепление    употребления     падежных     окончаний     в единственном и множественном числе.

•         Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за).

•         Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов

на III квартал:

•         Уточнить  значение  простых  и  сложных  (из-за,   из-под) предлогов.

•         Закрепить правильное употребление предлогов.

 

Для работы с детьми мы используем разные методы. Для лучшего закрепления знаний о предлогах хорошо использовать загадки, потешки, считалки. Предлоги можно закреплять не только во время занятий по развитию речи, но и на протяжении всего дня, а именно: на зарядке (физкультминутки), в любых играх (считалки, загадки), и, конечно, проводить специально подобранные игры.

Целью этих игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети часто их опускают или воспринимают как часть слова, поэтому игра должна быть организована так, чтобы на предлог приходился центр высказывания. Для ребенка важно понять, что предлог -хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, изменяет действие с предметом.

В группе сделана подборка физкультминуток, потешек, загадок, ребусов, предметных картинок, игр для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Этот материал можно использовать в любых занятиях. Только такой комплексный подход и максимальная насыщенность занятий материалом на закрепление предложно-падежных конструкций, постоянное закрепление и тренировки позволяют добиться положительных результатов у большинства наших воспитанников.

.  .  .