Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности "Мы изучаем свет"

Дата публикации: 2017-10-25 20:42:13
Статью разместил(а):
Данилова Надежда Михайловна

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

"Мы изучаем свет"

с использованием цифровой лаборатории

«Наураша в стране Наурандии»

Автор: Данилова Надежда Михайловна

воспитатель МДОУ д/с №59 "Умка", г.Подольск 

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. 

Задачи:

·       Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
  • Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
  • Активизировать словарь детей.

·       Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.

Оборудование и материалы:

Макет солнечной системы, фонарики,  2 горшка с проросшим овсом, прозрачные пленки, деревянные брусочки, цветные карандаши, дневники наблюдений для детей, диски, картинки с изображением естественных и искусственных источников света.

Предварительная работа:

-Беседа на тему «Что такое солнечный свет?».

-Наблюдение за ростом овса.

-Рассматривание иллюстраций по теме «Источники света».

 

Ход деятельности:

Мотивационно - ориентировочный этап

Игра – приветствие «Круг друзей» 

Воспитатель:     Поздоровались с гостями,

                              Улыбнулись всем вокруг,

                              Руку дайте другу слева

                              И скорей вставайте в круг.

                              В круг широкий, вижу я,

                              Встали все мои друзья.

                             Мы сейчас пойдем направо,

                             А теперь пойдем налево,

                             В центре круга соберемся,

                             И на место все вернемся.

                             Улыбнемся, подмигнем,

                             Заниматься мы начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель:  Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?

Дети:  Да.

Воспитатель:  Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать! А результаты наших наблюдений и экспериментов мы будем записывать вот в такие "Дневники наблюдений". (Показывает детям блокнот).

 

Поисковый этап

Воспитатель:  Посмотрите на стол, что вы там видите?

Дети:  Коробку.

Воспитатель: Хотите узнать, что в ней находится?

Дети: Да, очень хотим!

Воспитатель: Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.

Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вам ничего не видно?

Дети:  В коробке темно и нет света.

Воспитатель:  Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?

Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.

Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?

Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.

Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?

Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.

Воспитатель:  Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?

Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.

Дети и воспитатель открывают коробку.

                                                           

Практический этап 

Воспитатель:  Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?

Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).

Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?

Дети:  Будет холодно, темно, нам придется одеть скафандр.

Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что свет от солнца является  естественным - он создан самой природой.  Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования.  Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?

Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».

(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел).

-Прошу объединиться всем кто: неживой; светит; создан самой природой; придуман человеком.

В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами  в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

1.     Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2.     Внимательно слушать научного руководителя.

3.     Приступать к выполнению опыта только после моего указания.

4.     После каждого опыта делать - вывод.

Все вместе отправляются в лабораторию.

Воспитатель:  Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня я буду вашим научным руководителем. У каждого из вас на столе есть необходимое оборудование для исследовательской деятельности.

-  В группе, мы наблюдали за ростом овса. Вспомните, как мы его выращивали?

Дети: В два горшка мы посадили зерна овса, но один горшок поставили   на подоконник, т. е. в более освещенное место, а другой - в шкаф, в менее освещенное место.

Воспитатель: Чем ростки отличаются друг от друга по внешнему виду?

Дети:  В одном горшке ростки более крепкие сочные зеленые, в другом - ростки блеклые, они тонкие, вытянутые.

Воспитатель: Какой вывод о влиянии солнечного света можно сделать?

Дети: Солнечный свет очень важен для жизни и роста растений.

Воспитатель: Теперь ваши выводы зарисуйте в "Дневниках  наблюдений".

Дети делают зарисовку.

Воспитатель:  Ребята,  свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?

Дети: Белого, желтого...

Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?

Дети: Радуга состоит из семи цветов. 

Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы.

Педагог обращает внимание детей на подносы на которых лежат различные предметы:

- Возьмите  диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?

Дети проводят опыт №1 "Семь оттенков света".

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.

Результат опыта зарисовывается в "Дневниках наблюдений".

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее? 

Дети: Самые быстрые - машина, самолет, ракета.

Воспитатель: Всех быстрее свет. Луч света имеет очень большую скорость и считается наибыстрейшим объектом во вселенной. Скорость света равна 300000 километров в секунду. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света», значит движется очень - очень быстро.

Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.

Педагог просит детей взять с  подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.

- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим: 

- Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?

     Дети проводят опыт №2 "Способность света проникать или не проникать через предметы"

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.

Результат опыта зарисовывается в "Дневниках наблюдений".

Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.

- Возьмите деревянный брусочек и посветите на него так, чтобы тень "падала" на стол.

Проводится опыт №3 "Тень".

Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света - тени,  люди придумали Теневой театр.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

 Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Выполняются действия в соответствии с текстом.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в необычную, компьютерную лабораторию в гости к мальчику - ученому  Наураше. Он поможет нам измерить силу света.

- А что такое сила света? - это освещенность, яркость.  Мы измерим освещенность в комнате, яркость фонарика, освещенность от экрана компьютера. Результаты мы увидим на экране.

Дети и воспитатель подходят к компьютеру, проводят измерения.

Результаты  зарисовываются в "Дневниках наблюдений".

 

Рефлексивно-оценочный этап 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?

Дети: Мы узнали как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет.

Воспитатель:   Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?

Дети отвечают, высказывают свое мнение.

Воспитатель: Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать экспериментировать и изучать окружающий мир.

.  .  .