Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование технологии группового сбора и проектного метода для формирования социальной компетентности

Дата публикации: 2022-11-11 16:15:11
Статью разместил(а):
Ползунова Мария Валерьевна

Использование технологии группового сбора и проектного метода для формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста

Автор: Ползунова Мария Валерьевна

МДОУ "Детский сад № 13",  г. Ликино-Дулево

 

Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, способного стать достойным самостоятельным гражданином общества, способного принимать решения и нести за них ответственность, способного продолжать свое образование в течение всей жизни. Следовательно, разработка компетентностного подхода в дошкольной педагогике становится как никогда более актуальной. Ученые, занимающиеся этим вопросом (Авторский коллектив Программы «Вдохновение» А.Г. Асмолов, С.Н. Бондарева, А.И. Буренина, В.К. Загвоздкин, А.М. Лельчук, Л.В. Свирская, С.С. Славин, Т.Э. Тютюнникова, И.Е. Федосова и др.), привнесли свое понимание термина «социальная компетентность» дошкольника.

Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности. Девиз программы— «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.

Одной из актуальных форм работы педагога с детьми по программе «Вдохновение» является внедрение тематических проектов. Тематический проект представляет собой совокупность: целей, значимых для участников, содержания, активности, результатов.

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы образовательной деятельности в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но, чтобы их учесть, нужно, чтобы они были озвучены, а еще лучше, чтобы они были зафиксированы. Самые ценные проекты – те, где идея или проблема поставлена детьми. Она актуальна, значима для ребенка, а значит он смотивирован на ее решении. Можно назвать такой проект «от детей». Тот проект, где проблема ставится, формулируется педагогом – «от педагога» или «педагогический». Как правило, педагогу проще самому предложить задачу, чем услышать, подхватить и удержать проблему, предложенную ребенком.

Групповой сбор предоставляет такую возможность и его можно проводить онлайн. Более того, он имеет цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Такие проекты очень удобно реализовывать в режиме самоизоляции.

Я расскажу и покажу на примере одной из групп, как мы в нашем детском саду используем технологии группового сбора и проектного метода. «Групповой сбор» вошел в традиции нашего детского сада, он стал любимым "ритуалом" и для детей и педагогов.

В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях.

Технологически групповой сбор:

- прост в проведении

- легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста

- мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям как: чувствовать себя значимым, управлять собой своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми.

Принципы организации и проведения группового сбора: открытость, диалогичность и рефлексивность.

Нацелен групповой сбор на выбор совместно с детьми темы проекта, разработка плана реализации нового проекта, подведение итогов.

Структура группового сбора:

1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки …) 1-3 мин.

2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание …) 2-5 мин.

3. Обмен новостями …  2-10 мин.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности. 5-12 мин.

Далее проходит реализация плана и анализ деятельности.

По уже сложившейся традиции «групповой сбор» мы начинаем по приходу с утренней гимнастики перед завтраком. Первым делом мы совершаем «Ритуал приветствия». Нет четкого шаблона, обычно мы эксперементируем, дети с удовольствием вносят свои предложения. Это могут быть различные способы, либо поздороваться ласково, по спортивному энергично или сделать комплименты. Еще можно брать в руки мячик. Можно поздороваться взявшись за мизинчики, встретиться локотками, коленками, обняться, носики. Каждый день дети и воспитатели изобретают новый вариант.

Еще одно важное дело – приготовить стену к рабочему использованию. Во время группового сбора мы можем работать с информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, обсуждать идеи, рассматривать предметы, планировать деятельность, демонстрировать свои достижения в виде рисунков или другой продуктивной деятельности. Значит, все эти материалы должны найти свое место на стене. Все это составляет «рабочую стену» или «информационное поле».

Материалы будут постоянно меняться, причем эта смена происходит вместе с детьми. Материалы, расположенные на рабочей панели, будут использоваться и пополняться на протяжении всего тематического проекта.

Более подробно разберем работу с информационными листами.

Информационный листок – специальная подготовленная форма (заготовка), в которой взрослые вместе с детьми ведут записи дневных значимых для себя и все группы дел и событий. В информационных листах можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.

Здесь может быть приветствие, тема, планирование «Мы выбираем» «Наши планы», модель трех вопросов: что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтоб узнать. Информационный лист может включать выбранную деятельность детей по центрам активности. Для того, чтобы сделать такие записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишите их идеи. Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» на информационном листе вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители будут привлечены к проектной деятельности, невольно продолжат разговоры с детьми дома. Вместе посмотрят книги или телепередачи на данную тему. Так естественно и просто взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появится новый стимул, новая информация и ресурсы по теме.

Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая.

Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.

И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.

Иногда дети, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно.

У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».

Постепенно, внедряя данную технологию, педагоги находят оптимальный способ заполнения информационных листов. Неизменным остаются только требования к ведению записей: ежедневно, кратко, печатными буквами, поощряя делать детей записи самостоятельно (для детей старшего д/в).

Информационные листы вывешиваются или наклеиваются на информационном поле. По мере того как они входят в субкультуру группы, дети учатся использовать их для восстановления в памяти прошедших событий  или в качестве подсказки.

Впоследствии (после окончания тематического проекта) они хранятся вместе с планом и служат своего рода отчетом, материальным свидетельством активного участия ребят в текущей жизни группы.

После деятельности детей в Центрах проводится итоговый сбор, который проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свои планы. Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги. На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик), дети приносят из центров все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т.д.). Это вовсе не означает. Что они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.

Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Соблюдение всей последовательности: групповой сбор – совместная деятельность – итоговый сбор – создает технологию проектной деятельности.

В результате РЕБЕНОК:

- умеет формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирает из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушает, проявляет конструктивные отношения к высказываниям других;

- объясняет словами свое эмоциональное состояние и корректирует его;

- делает выбор;

- планирует собственную деятельность;

- поддерживает стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности.

Метод проектов, как он задуман и простроен его основателями, реализует принципы гуманистической педагогики: самостоятельная деятельность, активность ребенка в решении проблем, самореализация личности ребенка, создание для этого педагогом соответствующих условий, поддержка в ребенке стремлений к самовыражению, самообразованию.

Обозначим основные этапы проекта:

1. Постановка проблемы.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- обсуждение путей решения проблемы;

- к кому обратится за помощью;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели и т.п..

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов и подготовка результатов к презентации.

5. Презентация результатов.

В нашем понимании проективной деятельности в дошкольном учреждении важны следующие положения:

1. Постановка проблемы, которая должна быть решена в результате проектной деятельности. Самые ценные проекты – те, где идея или проблема поставлена детьми. Она актуальна, значима для ребенка, а значит он смотивирован на ее решении. Можно назвать такой проект «от детей». Тот проект, где проблема ставится, формулируется педагогом – «от педагога» или «педагогический». Как правило, педагогу проще самому предложить задачу, чем услышать, подхватить и удержать проблему, предложенную ребенком.

2. Роль и участие педагога, его готовность реализовать проект, не навязывая детям свою позицию и свое видение решения проблемы. Здесь важны следующие моменты ведения педагогом проекта:

- услышать в детском вопросе возможность разворачивания проекта и подхватить его;

- помочь детям сформулировать проблему и наметить пути ее решения;

- предложить детям самим выбрать способ реализации намеченных путей и поддержать их идеи, даже самые невероятные. Обсуждая с ребенком конкретные этапы и способы деятельности, помочь увидеть реальные возможности и отказаться от нереальных;

- поддерживать объединение детей в группы по желанию и помогать неуверенным, коммуникабельно незрелым детям;

- на всем протяжении работы поддерживать самостоятельный поиск информации и самостоятельное решение возникающих трудностей, в том числе через обращение за помощью к другим детям и сотрудникам детского учреждения, использования потенциала современной связи и информационных технологий;

- чутко улавливать, когда трудность решения задачи слишком высока для ребенка, вовремя прийти на помощь, дабы у него не угас интерес к работе;

- анализировать ход проекта и продумывать дальнейшие шаги, нюансы работы с каждым ребенком или группой детей, вплоть до вопросов к ним, предложений, дополнительных источников информации и т.п.

- контролировать временные рамки реализации проекта, так как его затягивание может привести к спаду активности, интереса и не завершению проекта.

3. Участие детей в проектной группе должно быть добровольным, только тогда мотивация будет достаточной для полноценного раскрытия возможностей ребенка. Практика показывает, что, отказавшийся от участия в проекте ребенок, позже включается в творческую работу детей, заражается состоянием поиска, активной продуктивной деятельности. Тем, кто избегает участия в проектах из-за неуверенности в своих силах, требуется поддержка педагога и детей.

4. Создание условий для успешной реализации проекта детьми:

- предоставление разнообразных информационных источников;

- подготовка необходимого инструментария и материалов для продуктивной деятельности;

- создание атмосферы заинтересованности, творческой работы, поддержки каждого ребенка.

5. Вовлечение родителей в реализацию проекта (если рамки проекта это позволяют) с предварительной подготовкой родителей, разъяснением сути метода, важности поддержки инициативы и самостоятельной деятельности ребенка.

Эти общие положения распространяются на реализацию проектов в любой возрастной группе дошкольников.

Рост количества разновозрастных групп в дошкольных учреждениях в последние годы делает актуальным использование таких методов и форм работы с детьми, которые бы объединяли детей всех возрастов подобной группы. Метод проектов позволяет детям разных возрастов реализовать свои возможности, развить социальные навыки, познавательные способности в индивидуальной и совместной деятельности по реализации проекта. Наш опыт показал, что младшие дети (3 – 4,5 лет) участвуют в проектах в разных ролях:

1. Активные участники. Стараются что-то сделать в меру своих сил и умений и участвуют в презентации результата;

2. Помощники. Помогают более старшим детям или педагогу по своей инициативе или по просьбе других. Стремятся к участию в презентации.

3. Наблюдатели. Наблюдают либо пассивно, не взаимодействуя с участниками проектной деятельности, либо активно интересуясь происходящим.

Конечно могут быть и дети, которые не участвуют в проекте, не смотря на созданную творческую обстановку и попытки педагога привлечь их. Такие дети неизбежно являясь пассивными наблюдателями, рано или поздно начинают проявлять интерес и инициативу.

Практика осуществления проектной деятельности в разновозрастных группах показывает, что участие детей младшего возраста в проектах даже в роли наблюдателя, помогает им в более старшем возрасте реализоваться полнее. Они перенимают у старших детей вкус к проектной деятельности и навыки поисковой работы.

Анализируя опыт включения метода проектов в образовательный процесс разновозрастных групп, проводя наблюдения за происходящими с детьми изменениями, мы увидели в проектной деятельности, организованной на принципах гуманистической педагогики, большие возможности в развитии социальных компетенций детей дошкольного возраста.

Прежде всего, развиваются компетенции личностного саморазвития: приобретается умение брать ответственность за результат дела, когда самостоятельно выбран способ решения проблемы. Достижение результата повышает самооценку ребенка, позитивное самовосприятие. Совместное обсуждение промежуточных и конечных результатов выводит всех участников проекта в рефлексивную позицию, помогает научиться адекватной самооценке.

Формируются коммуникативные компетенции. Проект – коллективная работа, в которой достижение общей цели осуществляется и индивидуальной, и групповой совместной деятельностью, что способствует развитию у детей навыков сотрудничества, совместного решения задач, умения учитывать мнение других детей, принимать его, от чего-то отказаться ради достижения общей цели. Желание получить информацию от сотрудников детского сада, других взрослых, в социальных институтах города (музей, библиотека, музыкальная школа и т.п.) подводит ребенка к формированию умения общаться с разными взрослыми, формулировать свой запрос, демонстрируя при этом культуру ведения разговора. Необходимость подвести итог, оформить результат проекта и презентовать его также способствует развитию разных языковых средств общения, умению выступать перед аудиторией.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции развиваются не только благодаря тому, что в период проектной деятельности в группе поддерживается привычная атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, терпимости, бережного отношения друг к другу и окружающему. Но и благодаря обостренной в этот период потребности детей в поддержке, помощи, одобрения. Проект – очень творческий процесс, заражающий творчеством всех участников. Дети раскрепощаются, включается воображение, фантазия, они проявляться с неожиданных сторон, реализуя пока нераскрытые способности.

При реализации проекта отмечается выраженная динамика в формировании учебно-познавательных компетенций. Возрастает познавательная активность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразие способ ее обработки. Совершенствуется умение организовать свою работу, освоение этапности исследовательской работы, доведения ее до конца в виде определенного продукта (отчет, доклад, книжка, макет, модель и т.п.). В ходе проектной деятельности дети используют уже полученные знания и освоенные алгоритмы работы, умственные операции, закрепляя их таким образом. С другой стороны происходит и освоение новых. Подчинение общей цели, достижению конкретного и значимого результата требует от ребенка развития самоконтроля.

Таким образом, мы видим, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе разновозрастных групп на принципах гуманистической педагогики и деятельностного подхода, приводит к формированию социальных компетенций, способствует развитию социальной зрелости дошкольника, готовности его к адаптации в социуме.

 

Литература:

1. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию [Текст ] / Е.Евдокимова // Дошкольное воспитание. -2003.-№3.-с.20-24

2. Каджаспирова Г.М. Педагогическая антропология [Текст ] / Г.М. Гаджаспирова /Учебное пособие. –М.: Гардарики, 2005. -287с.

3. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. [Текст] – М.: Минобрнауки РФ, 2003. – 38 с.

4. Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника [Текст] / Л.В.Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста// Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2007г. ЧГПУ. – Челябинск: Изд-воИИУМЦ «Образование», 2007.- с. 300-307.

 

.  .  .