Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль родителей в формировании самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-11-08 04:53:11
Статью разместил(а):
Сафаралиева Разият Айнудиновна

Роль родителей в формировании самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Сафаралиева Разият Айнудиновна

МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования влияния родителей на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Дана характеристика теоретических подходов к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста. Определены проблемы влияния семейного воспитания на самооценку личности ребенка. Предложены рекомендации для формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: самооценка, дети дошкольного возраста, типы самооценки, уровень самооценки, адекватность самооценки, формирование самооценки, стили семейного воспитания, проблемы семейного воспитания, психолого-педагогическая программа.

 

Цель исследования – на основании изученных материалов выявить проблемы формирования самооценки детей, обусловленные стилем семейного воспитания.

Задачи исследования: изучить работы, посвященные самооценке детей и семейному воспитанию; определить наиболее значимые аспекты исследования; провести анализ существующих научных позиций, на основании чего сделать собственные выводы и внести предложения для решения выявленных проблем.

Новизна исследования заключается в формировании авторской позиции на спорные вопросы самооценки детей и семейного воспитания, в предложении макета психолого-педагогической программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста, который может послужить основой для разработки подобных программ в дошкольных учреждениях.

Актуальность темы исследования заключается в том, что старшему дошкольному возрасту принадлежит особая роль в психическом развитии ребенка. В данный жизненный период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, происходит осознание возможностей своих действий, т.е. начало формирования самооценки. Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители, однако не всегда родители занимают правильную позицию в воспитании своих детей, что может сказаться на всей дальнейшей жизни ребенка. Поскольку формирование самооценки имеет значение для успешности жизни человека, как в профессиональном, так и в личном плане, а ее основы закладываются в детстве, необходимо изучение существующих проблемных вопросов для совершенствования деятельности в данной области.

В психолого-педагогической литературе, посвященной изучению вопроса самооценки, даются разные определения ее понятия и факторов ее формирования и развития.

На основании анализа научных трудов по данной теме можно выделить основные подходы в рассматриваемой области:

- двойственный характер самооценки, поскольку в ней находит отражение способности формирования у человека потребности соответствия уровню собственных личностных оценок, а также уровню требований окружающих к этому человеку (А.Н. Леонтьев) [10];

- влияние на самооценку принятых личностью ценностей, определяющих на внутренне-личностном уровне механизм саморегуляции ее поведения (С.Л. Рубинштейн) [16];

- самооценка представляется личностным отношением к собственной ценности, показывающейся в установках, свойственных индивиду (В.А. Сластенин) [19].

- значение самооценки для сохранения устойчивости личности, несмотря на изменения ситуации (Р.С. Немов) [13];

- важность осознания детьми своих способностей и склонностей, поэтому необходимо основываться на их осознанных предпочтениях и самоотчетах (В.Г. Каменская) [6].

- развитие самооценки связано с активным участием самого индивида, что показывает своеобразие личностного внутреннего мира (Р. Бернс, Д.Я. Райгородский) [2].

- проявление самооценки, как с положительной, так и с отрицательной стороны, – это связано с убежденностью индивида в своей значимости и самоценности (В.Г. Казаков) [5];

- завышенная или заниженная самооценка приводит к возникновению разнообразных психологических трудностей (Р.А. Сафаралиева) [18];

- зависимость самооценки ребенка от успеха, который он имеет у своих сверстников, поэтому, повышение успеха в деятельности у слабоактивных детей помогает кардинально изменить их позицию в коллективе, нормализовать отношения с остальными детьми и как следствие всего этого будет у таких детей повышена уверенность в себе (З.З. Магомедова, В.М. Миназова) [11].

Имеется множество работ, посвященных семейному воспитанию и его влиянию на самооценку ребенка. При изучении подобных работ определены следующие важные аспекты:

- формирование самооценки зависит от типа детско-родительских отношений в семье, поскольку здесь  происходит влияние на личность ребенка, его поведенческие особенности и характер (Е.В. Сорокина) [20];

- прочным фундамента для формирования позитивной самооценки ребенка является родительская любовь (Е.А. Ковалерова) [7];

- неадекватная самооценка ребенка связана с недостатком любви со стороны родителей, что вызывает неуверенность в себе, разочарование, эгоизм и плохое поведение (Р.А. Сафаралиева) [18];

- любые изменения и отклонения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании различных психологических качеств ребенка, в том числе и его самооценки (И. Х. Рябова) [17];

В целом, среди ученых уже общепризнанным является признание семьи, как важного места формирования самооценки ребенка. Многие авторы обращаются к проблемам семейного воспитания, влияющим на самооценку личности ребенка. Однако в литературе по данному поводу встречаются различные позиции, что требует проведения их критического анализа и формирования своей авторской позиции о роли родителей в формировании самооценки детей дошкольного возраста.

Проблемы влияния семейного воспитания на самооценку личности ребенка.

Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Именно от родителей зависит формирование у ребенка определенных личностных ценностей, идеалов, эталоны, на которые следует равняться. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я» [4, с. 49].

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают три основных типа:

1) дети с положительной самооценкой, для которой характерно самоуважение, положительное отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе;

2) дети с отрицательной самооценкой, что находит выражение в неприятии себя, самоотрицании, плохом отношении к собственной личности; 

3) дети с неадекватно завышенной самооценкой, которые не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, не осознают своих неудач, склонны к демонстративности и доминированию [3, с. 322].

Большинство ученых сходятся во мнении, что адекватная (положительная) самооценка дает детям возможность раскрывать свои способности, стремиться к успеху, тогда как дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малоинициативны, выбирают заранее простые задачи, чтобы избежать неудач [3; 20]. Что касается детей с завышенной самооценкой, то здесь учеными высказываются различные мнения.

Так, например, Т.Н. Кочеткова считает, что завышенная самооценка, как и адекватная, является наиболее благоприятной для развития старшего дошкольника, поскольку ребенок чувствует свою значимость в семье, в то время как заниженная самооценка формируется в ситуации эмоциональной отстраненности, сложного психологического климата в семье [8, с. 96].

Высказывается и противоположная точка зрения о том, что при завышенной самооценке ребенок не может найти общий язык со сверстниками, потому что считает себя выше и лучше других. В общении с взрослыми такой ребенок также не может найти компромисс, поскольку считает, что все вокруг должны отодвинуть свои желания на последний план и заняться его персоной. Ученые, придерживающиеся данной позиции, считают, что из такого ребенка вырастает эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей, всегда будет действовать лишь в своих интересах [14, с. 162].

Некоторые авторы, в целом критически относясь к завышенной самооценке ребенка, признают, что на практике, когда малыш получает лишь только негативные оценки своих поступков, к нему предъявляются излишне завышенные притязания со стороны взрослых, то завышенное самомнение может выполнять защитную функцию [3, с. 323].

Оценив различные мнения, следует признать, что для ребенка вредны, как и отсутствие критики со стороны родителей, так и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят исключительно негативный характер. В первом случае происходит формирование неадекватно завышенной, а во втором случае заниженной самооценки. И в том, и в другом примере у ребенка не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Что говорит о важности формирования именно адекватной положительной самооценки.

Поскольку самооценка ребенка в значительной степени зависит от стиля семейного воспитания, то следует дать характеристику различных типов данного стиля и их влияние на самооценку детей.  Наиболее часто используемой считается классификация Д. Баумринд [1], включающая следующие типы:

1. Авторитарный стиль, для которого характерно наличие постоянного контроля со стороны родителей за своими детьми. Поскольку в таких семьях детям не предоставляется самостоятельности в принятии решений, то происходит формирование у них низкой самооценки.

2. Либеральный стиль, при котором ребенку предоставляется полная свобода действий. Родители дают возможность  для самовыражения ребенка, творческого раскрытия его индивидуальности. Недостатком данного типа воспитания является то, что использование мягких методов воздействия может привести к формированию неадекватной самооценки, скорей всего завышенной.

3. Демократический стиль, в некоторых исследований называемый как авторитетный стиль [15, с. 19]. Данный стиль воспитания является наиболее желаемым, поскольку в нем присутствуют любовь и взаимоуважение всех членов семьи. Здесь имеет место поддержка самостоятельности и инициативы ребенка, но при этом твердая последовательность и справедливость в процессе воспитания. Это приводит к воспитанию в детях ответственности, независимости, доброжелательности, общительности, формированию адекватной самооценки.

Данная классификация была дополнена такими учеными, как Э. Маккоби и Дж. Мартин, которые выделили еще один тип стиля семейного воспитания – индифферентный [9, с. 17]. Введение данного стиля воспитания в классификацию следует признать целесообразным, поскольку в нем характеризуется самое неблагоприятное поведение родителей, когда полностью отсутствует контроль со стороны родителей, по отношению к ребенку проявляется родительское отчуждение, а не любовь. В семьях с подобным стилем воспитания со стороны родителей происходит преимущественно удовлетворение первичных потребностей ребенка (еда, одежда, крыша над головой). Поскольку родители не принимают участия в жизни ребенка, то о его проблемах они узнают от посторонних людей (учителей, инспекторов по делам несовершеннолетних).

В то же время в ходе изучения стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников данный стиль семейного воспитания не был выявлен [12, с. 156]. Думается, что это не свидетельствует об отсутствии данного стиля воспитания, поскольку его негативные последствия проявятся позднее, в большей степени в подростковом возрасте, хотя началом влияния на личность ребенка будет являться именно дошкольный возраст. Опасность подобного стиля воспитания том, что у ребенка формируется низкая самооценка, чрезмерная эмоциональность или, наоборот, холодность, появляются предпосылки к асоциальному поведению.

Данную классификацию на основании работ зарубежных авторов можно добавить еще одним стилем семейного воспитания – сверхвключенное родительство, при котором родители чрезмерно сконцентрированы на своих детях, они берут на себя значительную часть ответственности за опыт своих детей, в частности, за их успехи и неудачи. Такие родители чрезмерно защищают своих детей и излишне стараются сделать их самих и их жизнь лучше [15, с. 16].

По данным зарубежных исследований феномен родительской включенности в первую очередь оценивается положительно в силу благоприятного воздействия на когнитивные и психосоциальные показатели развития ребенка [25, с. 396]. Психологи подчеркивают ценность поддержки детского обучения именно родителями, однако сходятся во мнении, что не всякая родительская вовлеченность благоприятно влияет на психологическое состояние ребенка.

В последние годы феномен «сверхвключенности» («overparenting») подвергался неоднократному анализу, при этом состав его характеристик до конца не определен. Несмотря на то, что в большинство исследований посвящено изучению этого феномена в среде американских родителей, можно говорить о его глобальности. «Overparenting» - широкий термин, имеющий аналоги в разных языках, а различия терминов обусловлены местными культурными особенностями. В англоязычных странах для описания сверхвключенного стиля родительства чаще всего используется «helicopter parenting» (дословно – вертолетное родительство). Подобно вертолетам, такие родители «парят» над своими детьми, в любой момент готовы броситься им на помощь и решить любую проблему, с которой может столкнуться их ребенок [15, с. 17].

Изучение данного феномена, проведенного группой зарубежных исследователей, показало, что при проявлении со стороны родителей повышенного участия в жизни детей, при применении неподходящих и малоадаптивных тактик воспитания не учитывается правомерная для конкретного возраста степень детской автономии [24, с. 251]. Большинство исследователей пришло кмвыводу о том, что повышенная включенность может быть полезной и адаптивной в малых дозах, но в больших дозах может быть разрушительна для развития ребенка, отсюда и термин «overparenting» (чрезмерное родительство) [21, 22].

Некоторые исследователи отмечают, что сверхвключенный тип родительства похож на каждый из трех перечисленных стилей: авторитарный (жесткие ограничения и правила; отсутствие автономности; родители преследуют свои цели), авторитетный (выражение любви и поддержки; гордость за успехи детей) и либеральный (низкий уровень спроса, но чуткое реагирование на потребности ребенка (со слов родителей) [23, с. 14]. Несмотря на то, что сверхвключенный тип имеет общие черты с каждым стилем воспитания по отдельности, он все равно остается уникальным феноменом. 

Проанализировав материалы исследований по данному стилю семейного воспитания можно сделать вывод о том, что родители сверхвключенного типа преследуют благородные цели, пытаются выбрать подходящую стратегию воспитания, однако данный стиль воспитания может привести к формированию неадекватной самооценки ребенка, как заниженной, так и завышенной. Думается, что в данном случае будет играть решающую роль то, какой из стилей будет превалировать в сверхвключенном родительстве. Так, если, несмотря на чрезмерную включенную в жизнь детей, родители все же в большей мере придерживаются демократического стиля воспитания, то шансы воспитания ребенка в адекватной самооценкой возрастают.

Рекомендации для формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе к актуальным задачам деятельности педагогов, психологов дошкольных учреждений относится работа с родителями, предполагающая дифференцированный подход к семьям разного типа.

Необходимо отметить, что в реальной жизни нелегко встретить семью, которая придерживается только одного стиля воспитания. В зависимости от особенностей самих родителей, от ситуации каждый из родителей применяет тот или иной стиль воспитания (например, мама использует демократический стиль, а отец – авторитарный). Поэтому для более глубокого понимания вопроса влияния стиля семейного воспитания на самооценку личности ребенка важным является детальное рассмотрение всех нюансов: как складываются взаимоотношения в семье, кто является лидером в семье, сколько детей в семье, какие используются методы наказания и поощрения, сколько времени семья проводит вместе и насколько продуктивно их общение, и многие другие [18, с. 167].

Поэтому программа коррекции неадекватной самооценки ребенка должна включать занятия с родителями, позволяющие изменить неэффективный стиль воспитания. Родителям следует рекомендовать литературу для повышения их психолого-педагогической грамотности.

Для решения выявленных проблем можно предложить макет психолого-педагогической программы «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников», которая будет включать следующие задачи:

- содействие процессу приобретения старшими дошкольниками опыта оценки действий и поступков сверстников;

- формирование у детей доверия к детскому коллективу и положительного отношения к сверстникам;

- содействие использованию старшими дошкольниками опыта оценки действий и поступков сверстников для оценки собственных действий и поступков;

- создание психолого-педагогических условий, способствующих познанию старшими дошкольниками самих себя в разнообразных ситуациях;

- создание ситуаций успеха для формирования самоуважения старших дошкольников с низкой самооценкой и повышения их уверенности в себе;

- создание ситуаций объективизации уровня притязаний старших дошкольников с завышенной самооценкой.

В подобную программу необходимо включение авторских игр и упражнений с целью гармонизация оценки и самооценки старших дошкольников для более результативного познания ребенком самого себя и своих возможностей. Применение подобных программ на практике в рамках дошкольных учреждений может оказать положительное влияние на снижение неадекватно завышенного уровня самооценки, а также повышение неадекватного низкого уровня до адекватного.

Проведенный анализ позиций ученых о сущности самооценки личности ребенка позволяет сделать вывод о том, что большинство авторов отмечают значение оценки личностью своих поступков, своего поведения, а также соотнесение их с поступками и поведением других. На формирование самооценки в значительной степени оказывает влияние из вне, где особая роль принадлежит родителям.

Среди ученых общепризнанным является признание семьи, как важного места формирования самооценки ребенка, однако по некоторым вопросам высказываются противоположные мнения. Так, если при рассмотрении положительной и заниженной самооценки все авторы выказывают схожие точки зрения, то нет единства мнений о таком типе самооценки, как завышенная самооценка ребенка. Сделан вывод о том, что для ребенка вредны, как и отсутствие критики со стороны родителей, так и чрезмерная строгость, поскольку в обоих случаях формируется  неадекватная самооценка.

Проведенный анализ различных стилей семейного воспитания показал, что он оказывает существенное влияние на самооценку ребенка и личность в целом. В статье было уделено внимание сверхвключенному стилю семейного воспитания, исследованием которого недавно занялись зарубежные ученые. При рассмотрении данного стиля воспитания сделан вывод о том, что здесь решающая роль принадлежит тому, какой из стилей (авторитарный, демократический или либеральный) будет превалировать в сверхвключенном родительстве.

На сегодняшний день тема сверхвключенности родителей в жизнь детей занимает особое место в зарубежных исследованиях. Можно предположить усиление исследовательского интереса к данной теме будет, как со стороны зарубежных, так и со стороны российских ученых. Перспективным направлением может стать изучение тех аспектов, которые пока еще недостаточно исследованы: отцовская включенность; влияние родительской сверхвключенности на детей младшего возраста; сравнительный анализ типов родительской вовлеченности, учитывающий культурные и социально-экономические аспекты.

Для совершенствования формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста необходима совместная деятельность родителей и сотрудников дошкольных учреждений. Предложена психолого-педагогическая программа, которая может использоваться педагогами-психологами при необходимости решения проблемы развития адекватности самооценки старших дошкольников.

 

Список литературы:

1. Баумринд Д. Практическая психология. М.: Посвещение, 1995. 411с. 

2. Бернс Р., Райгородский Д.Я. Что такое Я – концепция // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 5-10.

3. Борисов Н.А. Особенности самооценки детей дошкольного возраста // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2021: сборник научных статей 10-й международной молодежной научной конференции. Курск, 2021. С. 322-324.

4. Воротынцева Д.А., Кондрашина М.А., Обрезанова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки личности ребенка дошкольного возраста // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XI международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 49-52.

5. Казаков В.Г. Самооценка и направленность личности. М.: ИПКИППОМО, 2012. 28 с.

6. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2019. 320 с.

7. Ковалерова Е.А. Проблема самооценки детей дошкольного возраста из полных и неполных семей // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 5 (56). С. 902-905.

8. Кочеткова Т.Н. Самооценка дошкольника как индикатор благополучия семейных отношений // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 94-101.

9. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация //Современная зарубежная психология. 2014. № 1. С. 16-26.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 368 с.

11. Магомедова З.З., Миназова В.М. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Грозный, 2020. С. 348-355.

12. Молодцова Т.Г., Кучерявенк И.А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 5 (191). С. 154-157.

13. Немов Р.С. Психология: учебное пособие. М.: Владос, 1998. 456 с.

14. Огольцова Е.Г., Лесюнина А.А., Овчаренко А.Г. Роль родителей в формировании самооценки ребенка // Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 161-164.

15. Прохорова А.А. Зарубежные исследования сверхвключенного типа родительства ("overparenting") // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 16-24.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психология СПб.: Питер, 2002. 720 с.

17. Рябова И.Х. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной семьи // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 460-463.

18. Сафаралиева Р.А. Отношения в диаде «родитель-ребенок» как фактор формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Достижения в педагогической деятельности – 2022: сборник статей международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 156-169.

19. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебный курс. М.: Юрайт, 2019. 543 c.

20. Сорокина Е.В. Понятие семейного воспитания, детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 2. С. 61-68.

21. Helicopter parenting, autonomy support, and college students’ mental health and well-being: The moderating role of sex and ethnicity / C.D. Kouros et al. // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 3. P. 939-949.

22. Schiffrin H., Liss M. The Effects of Helicopter Parenting on Academic Motivation // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 5. P. 1472-1480.

23. Segrin C., Flora J. Fostering social and emotional intelligence: What are the best current strategies in parenting? // Social and Personality Psychology Compass. 2019. Vol. 13. № 3. P. 14-20.

24. The Association Between Overparenting, Parent-Child Communication, and Entitlement and Adaptive Traits in Adult Children / C. Segrin et al. // Family Relations. 2012. Vol. 61. № 2. P. 237-252

25. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. 2014. Vol. 66. № 3. P. 377-397.

 

.  .  .