Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Предметная деятельность с детьми раннего возраста

Дата публикации: 2021-11-28 21:40:23
Статью разместил(а):
Забелина Марина Васильевна

Предметная деятельность с детьми раннего возраста

Автор: Забелина Марина Васильевна

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», СП «Детский сад «Забава», Волжский район Самарской области

 

Аннотация: В статье рассмотрена связь предметной деятельности детей раннего возраста со всеми психическими процессами: внимание, восприятие, память и мышление. Проанализирована физиологическая связь движения рук и активации  процессов в коре головного мозга. Представлен перечень игр, которые могут применяться педагогами для развития предметной деятельности. Сделан вывод о положительном влиянии предметной деятельности на речь ребенка.

Ключевые слова: орудийные действия, восприятие и мышление, самостоятельность и целенаправленность, предметная деятельность, дошкольники.

 

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий.

Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно-образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша.

Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.

Задачи и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности и познавательных способностей:

1) Развитие культурно нормированных специфических и орудийных действий.

Для решения этой задачи необходимо, начиная с первого года жизни ребенка, приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку и чашку, побуждать к самостоятельным действиям. В результате в ходе обычных бытовых процедур и специально организованных игр дети раннего возраста могут постепенно овладеть следующими действиями:

• снимать и надевать колготки, брюки, юбку;

• расстегивать и застегивать одежду (на молнии, липучках, крючках);

• вешать куртку в шкафчик;

• перед сном складывать одежду на стульчик (кофточку вешать на спинку стула, обувь ставить под стул, колготки и брючки класть на сиденье стула);

• уметь самостоятельно мыть руки с мылом;

• вешать полотенце на крючок;

• пользоваться столовыми приборами;

• расставлять посуду и убирать ее в шкафчик;

• протирать тряпкой стол после еды или занятий;

• подметать;

• складывать мусор в корзину;

• поливать цветы из лейки;

• мыть ершиком небьющиеся бутылочки;

• расставлять на столах материал для занятий;

• ставить на полку и складывать в коробку игрушки.

2) Развитие у детей восприятия и мышления.

Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка.

3) Формирование у детей самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности.

Известно, что примерно до двух лет деятельность ребенка в основном имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него особого значения.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Таким образом, его деятельность приобретает целенаправленный характер. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

Для формирования этих ценных качеств необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действия с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, кубики или простые конструкторы. Образцом может выступать картинка, задание взрослого, собственный замысел ребенка. Все эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

Для решения поставленных задач педагог организовывает развивающую предметную среду, налаживает с детьми совместную деятельность, создаёт условия для самостоятельной деятельности малышей с предметами, обеспечивает их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны быть разнообразные бытовые предметы и имитирующие их игрушки, которые можно использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Игрушки должны быть сделаны из разного материала, иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировать разные виды действий.                        

В группе также нужно оборудовать специальный уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования предметами.

Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку.

Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаться к его игре, откликаться на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. («Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое».)

Включение детей в повседневные дела также способствует познавательному развитию и овладению предметными действиями. Помогая воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями в  уголке, малыши осваивают разнообразные действия, знакомятся с новыми понятиями («чистый», «грязный», «сухая», «мокрая земля»), учатся классифицировать предметы. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования.

Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Полезно организовывать совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений – поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Следует привлекать внимание малышей к изменениям в природе. Во время прогулки можно познакомить детей с названиями растений, понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются. Наблюдение за явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Так, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, дети узнают, что он бывает липким, мокрым, тает в руках и т.п.

В целях ознакомления детей с окружающим миром следует читать им книги, показывать картинки, диафильмы и видеофильмы познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии должны находиться в открытом доступе. Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показывают пальчиками на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут заинтересоваться дорожными знаками, вывеской магазина и пр.

Следует поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы, организовывать игры с магнитной азбукой, кубиками, на которых изображены буквы и цифры. Однако это не означает, что нужно специально обучать детей грамоте и заниматься с ними математикой. Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т. п.) и поддерживать интерес малышей. Специальное внимание следует уделять организации игр, способствующих умственному развитию детей (лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками и пр.), за тем, как воспитатель  ухаживает за цветами; как дворник чистит дорожки от снега; как строится соседний дом или разгружается машина и др. Педагог должен комментировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей.

Заключение.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Так, например, в исследованиях Т. М. Землянухиной (1982) и Т. М. Сорокиной (1972) доказано, что готовность детей к сотрудничеству, сформированная в процессе делового общения в предметной деятельности, помогает преодолевать пугливость, робость облегчает адаптацию детей раннего возраста к яслям; помогает избежать часто неприятного для ребенка конфликтного состояния при встрече с новыми людьми.

Переход от предметных действий, выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия: так, в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками, отображающие близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире, окружающем ребенка с детства, возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами.

В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности, а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой дети будут жить, вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности. В раннем возрасте ребенок овладевает предметной деятельностью, которая в наибольшей степени способствует его психическому развитию.

 

Приложение.

Игры на развитие предметной деятельности. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, с помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей,  развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений).

Ребенок использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти. 

Предметная деятельность — это конкретные действия с предметами. Еще вернее будет сказать, что это цепочка действий, направленных на достижение определенного результата — от самого простого, например, дотягивание  руками до погремушки, до более сложных — постукивание, кидание предметов, вкладывания в емкость и т.д.

Предметная деятельность развивается постепенно: во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша; во- вторых, на развитие предметной деятельности влияют социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.

Для чего необходимо развивать предметную деятельность малыша?

Предметная деятельность способствует развитию речи и моторики, эмоциональному развитию и социализации ребенка; обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие.

Развитие предметной деятельности ребенка по этапам.

1- 3 года. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Уже в возрасте 1,6 года можно предложить малышу игры, специально направленные на развитие предметной деятельности. Чем разнообразнее будут предложены взрослыми эти игры, тем быстрее будет заметен результат всестороннего развития ребенка.

Работая с детьми раннего возраста, я стараюсь объединить усилия родителей и педагога для успешного решения воспитательно-образовательных задач. Для участия родителей в развитии ребенка я предлагаю разные игры с предметами, например:

Игры на развитие различных действий с предметами.

Игра «Открываем коробочки»

Материал: пластмассовые или деревянные коробочки с крышками.

Ход игры: Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам обоим было удобно. Возьмите несколько коробочек, крышки которых открываются по-разному : отодвигаются, поднимаются и т. д. В каждую из них положите по игрушке: в одну - куклу, в другую - погремушку, в третью- бусы. Доставайте коробочки по одной, показывая, что можно найти внутри. Учите малыша открывать разные крышки. Можно использовать для игры различные предметы домашнего обихода.

Игра «Скатывание шарика по желобку».

Материал: игрушечная горка (ее можно сделать из разделочной доски, наклонив ее и подложив под нее опору), шарики.

Ход игры: Посадите малыша за стол. Покажите ему , как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так».

Игры на подражания действий взрослого:

Игра «Толкаю мой мяч».

Материал: резиновый мяч.

Ход игры: Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, и, ударившись о стену , вновь вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз, для того, чтобы привлечь внимание малыша к игре. Вначале помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:

Толкаю мой мяч,

Толкаю опять,

Толкаю туда,

Толкаю сюда.

Мой мячик катись.

Обратно вернись.

Игра «Вынимаем шарики».

Материал: поднос, коробка с пластмассовыми или деревянными шариками.

Ход игры: Вынимайте из коробки по очереди шары и бросайте их на поднос, комментируя свои действия и побуждая ребенка к их повторению: «Упал шарик! Вот так! Возьми шарик из коробки и брось его на поднос!».

Игры на выполнение разученных действий по указанию взрослого:

Игра «Снимаем и надеваем кольца на руку».

Материал: плоские кольца

Ход игры: Посадите малыша напротив себя. Наденьте на руку несколько колец, покрутите их. Попросите малыша их снять и положить на пол. А потом, подавая ему колечко, побуждайте ребенка надевать их вам на руку. Побуждайте малыша чаще действовать, ориентируясь на ваши слова.

Игра «Вылавливаем шарики из воды».

Материал: фартук для ребенка, тазик с водой, сачок, пластмассовые шарики.

Ход игры: Посадите ребенка на пол перед тазиком с водой, предварительно надев на него фартук. Покажите малышу, как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ребенку больше самостоятельности, поощряя его активные действия ласковыми словами. 

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., СПб, 1997.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

6. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.

7. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста; Мозаика-Синтез - Москва, 2008, 164 c.

 

.  .  .