Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Эффективность системы Марии Монтессори в развитии творческого потенциала личности

Дата публикации: 2021-08-11 14:31:28
Статью разместил(а):
Забродина Ольга Олеговна

Эффективность системы Марии Монтессори в развитии творческого потенциала личности

Автор: Забродина Ольга Олеговна

ЮУрГГПУ «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала личности с использованием системы Марии Монтессори. Описываются принципы, условия и механизм подходов Монтессори-педагогики для решения вопросов развития творческого потенциала личности.

Ключевые слова: развитие личности, творческий потенциал, дошкольный возраст, методика Марии Монтессори.

 

В современной психологии дошкольный возраст рассматривается как один из существенно важных этапов формирования эмоциональной сферы, развития самосознания, а также раскрытия потенциальных возможностей ребенка, в том числе и его творческого потенциала. В данной статье под понятием творческий потенциал личности я подразумеваю совокупность состояний, способностей и свойств личности, направленных на решение задач творческого характера.

Говоря о творческом потенциале личности, я не могу не коснуться понятия креативности. В словарях термин «креативность» определяется как творческие способности личности, которые характеризуются готовностью к созданию принципиально новых идей. Кюнг Хи Ким в своем исследовании смогла проанализировать и посмотреть, какова динамика креативности детей в разные периоды формирования информационного общества. Использовав тест креативности мышления Элиса Торренса, исследовательница пришла к выводу, что до середины 1980-х годов, когда происходил постепенный рост информации и ее доступности, креативность детей возрастала. В середине 1980-х стало доступно телевидение, в результате чего у детей произошла стабилизация креативности. С 1990-го года идет снижение креативности детей. 85% детей в 2008 году получили более низкие оценки по креативности, чем в 1984 году.

В результате чего, возникает проблема: как повысить креативность и творческий потенциал современного ребенка? Изучением развития проявлений творческих способностей у детей дошкольного возраста занимались следующие выдающиеся психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Н.А. Рыбников, Д.Б. Эльконин и др. В большинстве научных исследований, посвященных детскому творчеству, игра рассматривается как творческая деятельность. Изучая проблему развития творческого потенциала личности, невозможно не вспомнить воспитательную систему Марии Монтессори, чьи идеи сегодня реализуют многие учебные и воспитательные учреждения мира. Система Марии Монтессори способствует формированию независимости, целенаправленности, навыков сотрудничества со сверстниками и развитию творческого потенциала личности.

Педагогическая система Марии Монтессори широко известна и применяется в практике образования во всём мире уже более 100 лет. Провозглашая главной ценностью человеческое общество, а ценностью сообщества ребёнка, Мария Монтессори утверждала, что педагогический процесс основан на принципе природосообразности. Параллельно с этим принципом, культуросообразность в педагогике Монтессори проявляется в том, что ребёнок получает развитие во всех областях и сферах жизни.

В системе Монтессори-пространства наиболее важное место принадлежит ребенку, педагог лишь оказывает помощь. Основной задачей воспитателя является не только научить ребенка работать с материалом, но и выявить успехи и таланты ребенка. Мария Монтессори не разделяла воспитание детей на физическое, нравственное, эстетическое и умственное. Поскольку личность является целостной и неделимой, то и воспитание − это нечто единое. Развиваясь психически, ребёнок учится разбираться в самом себе, взаимодействовать с другими людьми и предметами, следовательно, и с окружающей средой.

Главная роль во всестороннем развитии ребенка принадлежит окружающим его взрослым. В основном родители стремятся к развитию определенных умений ребенка, но результаты воздействия не являются оправданными. Причина заключается в том, что, обнаружив у своего ребенка способности, родители направляют все усилия на развитие именно этой способности, ограничивая ребенка в общении с ровесниками, составляя загруженный распорядок дня. Добавляя ребенку множество специальных занятий, отнимая время для основного вида деятельности − игры. В данных условиях невозможно полноценное развитие личности [3].

«Развитие ребенка состоит не из механической совокупности функций различного рода таких как: интеллектуальные, волевые и эмоциональные, а является сложным целостным образованием, состоящим из ряда взаимосвязанных этапов регуляции поведения и характеризующимся соподчинением мотивов деятельности ребенка» [2]. Развитие творческого потенциала имеет тесную связь с развитием мотивов.

Самостоятельная художественная деятельность ребенка способствует развитию творческого мышления и сенсорики. По системе Монтессори в групповой комнате находится уголок-ателье, где на полках стоят баночки с набором для творчества, который включает в себя различные материалы: краски, кисти, коробки с глиной и пластилином, белую и цветную бумагу и т.д. Главной особенностью является наличие природных материалов для создания художественных поделок и орнаментов [5].

Малышу предоставлена возможность развиваться в индивидуальном темпе. Взрослые не в состоянии различить заложенного в ребёнке потенциала, поэтому любые активные влияния в этот период могут оказаться бесполезными, а порой и вредными для развивающейся личности. Мария Монтессори считает самостоятельность залогом счастливой и успешной жизни. Развиваясь самостоятельно, ребёнок сам черпает из окружающей среды то, что в данный момент требует его внутренняя программа, нужно только предоставить ему возможность сделать свой выбор. Обеспечивая ребёнку свободу и независимость можно ожидать высокого развития его творческого потенциала.

Необходимо отметить творческую цель, а именно возможность сознания «строить себя», и как результат − достижение ребёнком максимального уровня развития, заложенного в нем от природы потенциала. Монтессори утверждает, что каждый ребенок уникален, так как несет внутри себя индивидуальную, особую, присущую только ему программу. От рождения человек имеет импульс − энергию для реализации этой программы, так как семя яблони имеет потенциал стать яблоней, а семя пшеницы − пшеницей. Следовательно, одним из основополагающих принципов творческого развития по системе Марии Монтессори является принцип индивидуальности [4].

Мария Монтессори считала, что нужно позволять детям исследовать, допускать ошибки, осваивать новые идеи и быть ответственным. Теория Марии Монтессори основана на глубоком уважении к целостной личности ребенка. От рождения ребенок имеет стремление и интерес к открытиям и общечеловеческим потребностям в понимании окружающего мира. Вся система обучения строится на том, что ребенок имеет возможность творить самого себя, познавать свою природу.

Вопросом влияния системы Марии Монтессори на развитие креативности и творческого потенциала личности занималась С.Я. Витлин. В своем исследовании она выделила и оценила главные компоненты креативности: дивергентное мышление и диалектическое мышление в контрольной группе (состоящей из детей, посещающих традиционный детский сад) и экспериментальной группе (включающей детей, занимающихся в Монтессори-среде).

Оценка уровня креативности и творческого потенциала дошкольников было проведено на основе «Модифицированного варианта набора тестов Ф. Вильямса», батареи тестов «Творческое мышление», методики «Что может быть одновременно»). В результате чего были сделаны следующие выводы:

уровень креативности у детей, которые занимаются по системе М. Монтессори значительно превышает данный показатель у детей, посещающих традиционный детский сад;

диалектичность мышления, как одно из важных условий творческого потенциала, существенно лучше развита у детей дошкольного возраста, занимающихся в Монтессори-среде;

получены высокие показатели образного мышления, которые обоснованы многофункциональностью Монтессори-материалов;

у детей, занимающихся по системе М. Монтессори хорошо развито пространственное мышление, которое развивается благодаря материалам, которые находятся в зоне сенсорного восприятия [1].

Таким образом, ребенок в Монтессори-образовании является творцом. Специально организованная среда и педагоги являются помощниками детей дошкольного возраста в самостоятельном исследовании окружающего мира. Благодаря этому у ребенка развивается творческий потенциал и креативность мышления, познавательный интерес и любознательность.

Задача родителей и педагогов, которые стремятся к развитию творческого потенциала ребенка, достаточно трудна. С применением педагогического наследия Марии Монтессори, родитель, специалист, воспитатель создает среду для всестороннего развития ребенка, а также оказывают эмоциональную поддержку и необходимую помощь, эта задача может быть решена достаточно успешно.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка. В дальнейшем развитие рассматриваемых возможностей происходит более затруднительно, поэтому используя потенциал Марии Монтессори, возможно наиболее эффективно развивать творческие способности в дошкольном детстве.

Библиографический список  

1. Витлин С.Я. Исследование креативности и творческого потенциала старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори [Текст] : дис. … магистр: 37.04.01: защищена 03.06.16: утв. 06.07.16 / Витлин София Яковлевна. – Екатеринбург, 2016. – 101 с.

2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: / А.Д. Кошелева, А.В. Запорожец; Просвещение. – Москва : Изд-во Просвещение, 1985. − 176 с.

3. Лобанова В.А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества / В.А. Лобанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. − 2012. № 6. − С. 49-55.

4. Монтессори М. Мой метод. Метод научной педагогики / М. Монтессори; Астрель. – Москва: Изд-во Астрель, 2006. – 119 с.

5. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.

 

.  .  .