Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД по познавательному развитию "Безопасность и мы"

Дата публикации: 2021-01-14 14:06:05
Статью разместил(а):
Ермаченкова Екатерина Александровна

Конспект НОД по безопасности детей старшего дошкольного возраста в форме комплексного игрового занятия «Безопасность и мы»

Автор: Ермаченкова Екатерина Александровна

МДОУ "Детский сад № 2", р.п. Беково Пензенской области

 

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».

Цель: закрепить правила безопасного поведения  в быту и на улице.

Задачи НОД:

Образовательная область «Безопасность":

• Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, продолжать обучать детей правилам безопасности и умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.

• Закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту и на улице.

• Дать знания о значении этих предметов для людей. О правилах пользования этими предметами.

• Закрепить правила противопожарной безопасности.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»: Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

Образовательная область «Познание»: Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Образовательная область «Здоровье»: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Социализация»: Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь.

Материалы: 4 карточки с номерами телефонов экстренного вызова; письмо от почтальона Печкина; для экспериментирования – металлический поднос, свечи 5шт.,бумага, вата, ткань, дерево, монета, стакан с водой, пинцет, колба, песок, земля, стиральный порошок, телеграмма, воздушный шарик, колокольчик, картинки с изображением опасных ситуаций.

Планируемые  результаты:

•         Умеет вести себя с незнакомыми людьми.

•         Знает правила обращения с опасными предметами.

•         Знает правила противопожарной безопасности.

•         Умеет работать коллективно.

•         Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

•         Проявляет сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

•         Активно участвует в подвижных играх.

Предварительная работа:

•         Рассматривание  альбомов по безопасности.

•         Беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице.

•         Дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно», «Кто быстрей потушит дом».

 

Ход НОД

Психологический настрой. 

Воспитатель:- Колокольчик мой, звени, всех ребят ко мне зови! (Дети подбегают к воспитателю).

Вводно-организационный этап. 

Воспитатель: Становитесь, дети, в круг. (Дети становятся в круг) 

Воспитатель: Встали дети, встали в круг, 

Ты мой друг, и я твой друг. 

Крепко за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся. 

У меня отличное настроение, а у вас? 

Сегодня мы с вами поговорим, что мы знаем о безопасности. Хотите отправиться в страну безопасности? На чем можно отправиться туда? (ответы детей). 

Давайте мы отправимся на воздушном шаре! (вношу шарик). Давайте скажем волшебные слова: «Шарик, шарик, ты лети, в страну безопасности нас неси!» (обегаем зал по кругу, крепко держась за руки). 

Вот мы с вами очутились в стране безопасности. 

(Колокольчик подсказывает, что кто–то оставил письмо, воспитатель ищет и находит письмо от почтальона Печкина). 

Читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Кот Матроскин и пес Шарик опять ссорятся, неправильно называют номера спасательных служб 01, 02, 03, 04, пускают незнакомых людей в дом. Я за них переживаю. Помогите им. Я написал вам ситуации.» Почтальон  Печкин. 

Ребята, поможем нашим сказочным героям? (Да.) 

Давайте разберем ситуации:

1. СИТУАЦИЯ. Мать на рынок уходила 

Дочке Лене говорила 

«Печку Леночка не тронь - 

Жжется, Леночка, огонь». С. Маршак 

Ребята,что могло случиться с девочкой (ответы) 

Ребята, какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону нужно вызвать пожарную помощь? (ответы)

Ребенок: Сам не справился с пожаром

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

“01” звони скорей. 

2. СИТУАЦИЯ. Вор пытается влезть в квартиру. Что делать? (ответы)

Ребенок: Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва -

Позвони скорей 02. 

3. СИТУАЦИЯ. 

Заболела мама, ей стало плохо, что нужно сделать (ответы детей)

Ребенок: 

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь,

Набери “03” скорее,

И приедет к маме врач.

4. СИТУАЦИЯ. 

Если вы почувствуете запах газа, что нужно делать?

Дети: Выключай в квартире газ 

За газом нужен глаз до глаз 

Запах, чувствуя в квартире 

Позвоните 04.

Напомните мне еще раз, по каким номерам нужно звонить в экстренных случаях. (Дети говорят и показывают карточки) 

Какую службу нужно вызвать? 

1. На детской площадке мальчик разжег костер. 01 

2. Идет запах газа. 04. 

3. Мальчик сломал руку? 03. 

4. У прохожего украли сумку? 02.

ФИЗМИНУТКА: игра «Топаем - хлопаем»

Правила игры: если дети поступают правильно - хлопают, если нет - топают:

Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)

Спички весело горят, буду с ними я играть! (топают)

Коля убежал за дом, там играет от с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)

Таня с Ниною играют зажигалку зажигают. (топают)

Клим увидел: дом горит, мальчик «01» звонит. (хлопают).

Ребята! Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, умными. Но, к сожалению, есть и люди, которые творят зло. Это опасные люди.

1. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНКИ: «Человек звонит по телефону».

Бывает, что ребенок остался один в квартире. Родители на работе или ушли по делам. Узнав, что в квартире ребенок один преступники могут попытаться проникнуть в квартиру. С такими людьми нужно быть осторожными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (ответы)

Если неизвестный человек по телефону спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители, можно ли отвечать?(ответы)

Для чего незнакомец может все это узнавать? (ответы)

Что нужно отвечать по телефону? (ответы детей: я вам ничего не скажу, сообщите свой номер телефона, родители вам перезвонят)

2. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНКИ: «Если незнакомец звонит в дверь».

Можно ли детям открывать дверь, если дома нет взрослых?(ответы)

Что лучше: открыть дверь или спросить: «Кто там?»(ответы)

А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Полицейский? (ответы)

Воспитатель вместе с детьми делает  вывод: дверь никому открывать нельзя!!

Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Закончи стихотворение».

Правило: нужно вставить в стихотворение недостающие слова.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком,

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворится, что … ( монтер)

Или даже скажет он,

Что пришел к вам … (почтальон)

Он покажет вам пакет,

А под мышкой … (пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять … (гранат)

А за ним спешит старушка,

У нее в авоське … (пушка)

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери … (открывает)

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли!

Незнакомке ты не верь,

Закрывай покрепче … (дверь)

3. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНКИ: «Незнакомец предлагает конфету».

Если к вам подошел незнакомый человек и предлагает конфету. Как нужно поступить? (ответы)

А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что нужно сделать? (ответы)

Кататься с незнакомцем поедите? (ответы)

Правильно, некогда ничего не берите у незнакомцев  ничего, а тем более не садитесь в машину. А если преступник попытается увезти вас силой, нужно громко просить о помощи, чтобы окружающим было понятно, что вас пытаются увезти незнакомые люди.

ИГРА «Опасные предметы».

Посмотрите на предметы на столе. (машинка,  мяч, кукла, спички, булавки, нож, ножницы, таблетки, нитки, бенгальские огни).

Как вы думаете, с чем можно играть, а с чем нет? (ответы)

Можно ли брать опасные предметы без присмотра взрослых? (ответы)

(Дети отбирают предметы опасные и неопасные, объясняя свой выбор.)

 Давайте поиграем в игру «Каждому предмету свое место».

Дети объясняют, где хранить опасные и безопасные предметы (например: иголки - в игольнице, ножи - в ящике и т. д).

Дети совместно с воспитателем делают вывод: пользоваться опасными предметами только под присмотром взрослых.

(Гремит колокольчик.) 

Ребята, нам пришла телеграмма. 

Слушайте внимательно: «Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за помощь. Мы все поняли. И приглашаем вас в лабораторию посмотреть интересные опыты с огнем. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя, и вы окажитесь в лаборатории.». Кот Матроскин и пес Шарик. 

Ребята хотите попасть в лабораторию? (ответы) 

Как себя надо вести в лаборатории? (ответы) 

Молодцы, все правильно рассказали, а теперь давайте закроем глаза, повернемся вокруг себя и мы в лаборатории. 

Ребята, прежде чем приступить к опытам, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для снятия усталости с глаз «Прогулка в лесу».

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит.смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки.смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

А теперь приступим к опытам.

Опыт №1. На металлическом подносе зажечь свечи.

Когда я зажгла свечи, что мы увидели? (Огонек.)

Какой он? (Он яркий, красивый.)

Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет.)

Объясните, почему? (Можно обжечься.Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.)

Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Опыт №2. Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Поднести к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем поднести к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Поднести к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

Что показывает опыт? (Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании, можно сильно обжечься).

Опыт №3. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить.)

Чего же «боится» огонь? (Воды, снега, песка, земли.)

А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материалы, которые используют для тушения огня. Вы узнаете их? (Да.)

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему? ( Огонь погас, потому что он боится воды.)

Аналогичные опыты провести с другими материалами: песком, землей, стиральным порошком.

Опыт №4. А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет.)

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

- не играй со спичками

- выключай электроприборы

- не зажигай газ.

Вот и подошло к концу наше путешествие по безопасной стране. Нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы возьмем наш шарик, крепко возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Шарик, шарик ты лети, в детский садик нас неси! » (Обегаем круг по залу).

Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие?  Оно было очень интересным. 

О чем сегодня мы с вами говорили? 

Что больше всего вам понравилось? Почему? 

 

.  .  .