Конспект занятия по фонетике в подготовительной группе компенсирующей направленности
Конспект занятия по фонетике в подготовительной группе компенсирующей направленности
"Дифференциация звуков Ш и Ж"
Автор: Согришина Татьяна Юрьевна
ГБОУ города Москвы "Школа № 69 имени Б.Ш. Окуджавы", г. Москва
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
- Образовательная: Формирование умения различать звуки «ш» и «ж» в слогах, словах и фразах; закрепление у детей умения согласовывать местоимения в роде, числе и падеже;активизировать словарный запас детей.
- Развивающая: Развивать фонематический слух; внимание, память, мышление, речь детей и мелкую моторику рук.
- Воспитательная: уточнить знания детей о весенних изменениях в природе; познакомить с видами весенних работ в садах, огородах;
Оборудование: предметные картинки, карточки со словами, пары картинок для составления предложений.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова со звуками «Ш» и «Ж».
Как вы думаете, ребята, о каких звуках мы с вами сегодня будем говорить?
2. Новая тема.
Сегодня мы вспоминаем звуки «Ш» и «Ж».
Дайте, пожалуйста, характеристику звука «Ш» (согласный, твердый, глухой).
И звука «Ж» (согласный, твердый, звонкий).
Чем характеристика звука «Ш» отличается от характеристики звука «Ж»?
3. Речевая зарядка
Сейчас мы с вами проговорим чистоговорку:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша!
Ше-ше-ше, ше-ше,ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уж уходит от ежа.
4. Определение места звука в слове.
На столе лежат перевернутые картинки со словами, содержащими звук «Ш» или звук «Ж». Дети по очереди берут картинку называют слово, звук, который в слове слышится и место звука в слове.
Шляпа, ландыши, жираф, мороженое, шуба, лошадь, ножницы, мишка, рубашка, желудь, клавиши, шарф.
5. Заменить звук «Ш» на звук «Ж» и назвать получившееся слово.
Ребята, сейчас я буду называть слова со звуком «Ш», а вы должны вместо звука «Ш» подставить звук «Ж» и назвать слово, которое у вас получится.
Шар – жар
Шить – жить
Шаль, шест, шила, шарить, шалость, Луша, Саша, тушить, крушить, сушу, машет, паши, нашивка.
6. Проверка сомнительной гласной.
А теперь я буду называть вам слова, в которых нужно проверить, какую букву мы напишем в конце слова.
Подберите проверочное слово и дайте ответ.
Морж, малыш, сторож, корж, камыш, ландыш, стриж, еж, уж, карандаш, ковш, нож, мышь.
Например: слово «морж».
Какое можем подобрать проверочное слово?
Моржи.
Какой звук слышим в проверочном слове? «Ш» или «Ж»
Какую букву напишем в конце слова «морж»?
7. «Пальчиковая гимнастика».
В нашей избушке петушок поет,
Мышка-норушка избушку метет,
Кошка на окошке штанишки шьет,
Курочка на печке горшки скребет.
8. Дидактическая игра «Мой, моя, моя, моё, мои». Согласование слов.
Подобрать картинки к соответствующему местоимению.
О каких предметах можно сказать мой? моя? моё? мои?
Составление предложений по картинкам.
Чашка – вишни; жук – шалаш; карандаш – нож;
шофер – шоколад; пожарный – шланг;
пижама – подушка; малыш – погремушка;
дождь – калоши.
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Мы с вами сегодня очень хорошо поработали.
О чем мы сегодня говорили?
Что мы сегодня делали?
Молодцы, можете идти играть.