Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Великий православный праздник весны"

Дата публикации: 2020-11-19 15:07:08
Статью разместил(а):
Вознюк Анна Михайловна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Великий православный праздник весны"

Автор: Вознюк Анна Михайловна

МКДОУ "Детский сад № 13 «Берёзка», г. Бодайбо

 

 Технологическая карта занятия:

Этапы деятельности

Содержание

Задача, решаемая на данном этапе.

Деятельность ребёнка

Деятельность взрослого

Результат

Настрой на предстоящую деятельность

Звучит инструментальная музыка, ребята встают в круг. Приветствие.

Вызвать положительный эмоциональный настрой на работу.

Приветствуют всех

Предложить детям повернуться к соседу, гостям и подарить свою улыбку.

Готовность к восприятию

Мотивирование к деятельности.

Сообщение темы.

Прослушивание муз.фрагмента произведения П.И.Чайковского «Времена года» - «Подснежник»

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей деятельности.

Слушают муз.произвед.

Включаются в беседу о своих наблюдениях за весенней природой

Беседа с детьми. Актуализируют  знания о изменениях в природе весной

Выражение эмоций на рассказ педагога (воспитателя).

наличие устойчивых познавательных интересов

Выполнение действий.

Небольшой рассказ о празднике Вербное воскресенье

Активизация мыслительных процессов, умение слушать и понимать

Слушают познавательный материал о православном празднике-Вербное воскресенье.

Диалог с детьми, который сопровождается рядом вопросов о  православном празднике Вербное воскресенье

Диалог с педагогом (воспитателем) о полученной информации;

Умение «оформлять» свои мысли в устной форме;  

Украшение веточек Вербы (творческий процесс, сопровождающийся музыкальным фоном)

Вовлечение детей в самостоятельный творческий процесс

Дети ставят веточки Вербы в вазу и украшают их бантиками

Поддерживать активность детей, словесно оценивать, поощрять

Выражение эмоций на результат творческой работы, выполненной детьми, наличие устойчивых познавательных интересов.

Рассказ о Великом православном празднике Весны «Пасха», его обычаях и традициях

Активизация мыслительных процессов, умение слушать и понимать

Слушают познавательный материал о Великом православном празднике Весны «Пасха»; его обычаях и традициях

Диалог с детьми, который сопровождается рядом вопросов основываясь на собственный жизненный опыт детей

Умение строить речевые высказывания  и диалог с педагогом (воспитателем) о традициях праздника «Пасха», основываясь на собственный жизненный опыт

Подготовка к творческой  деятельности «Окрашивание пасхальных яиц нетрадиционным способом»

Проверить готовность «творческой мастерской»

Вспомнить правила поведения при выполнении творческой работы

Осматривают материал, который они будут использовать при выполнении задания.

Оказать помощь (если потребуется) в выборе техники окрашивания

Наличие устойчивых познавательных интересов для проведения творческой работы;

Непосредственная детская деятельность

Творческая работа «Покраска пасхальных яиц нетрадиционным способом»

Смена вида деятельности, вовлечение детей в самостоятельный творческий процесс

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, окрашивают «пасхальный яйца», применяя свою фантазию

Наблюдать за работой детей,

в процессе затруднений – помогаю.

Умение работать группой (индивидуально), проявление своей фантазии и творческих способностей

Анализ результатов деятельности.

Ребята демонстрирую результат своей деятельности;

Педагог (воспитатель) задаёт вопросы.

Фиксирование детьми достижения «детской» цели.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями

 

Пополнить картотеку литературного центра и творческого центра

Выражение своих мыслей, эмоций;

Внимательно слушать собеседника;

Подведение итогов.

 

Ход занятия:

1. Звучит музыка  «Пасхальная песня», мы с детьми входим в группу и встаем по краю ковра.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю повернуться вам к своему соседу и подарить ему улыбку. Вот все мы улыбнулись, и жизнь стала радостнее и добрее. Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок.  Какие праздники отмечаются весной? Ответы детей.

Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

2. Слушание музыки. П.И. Чайковский «Подснежник».

Что же вы представляли себе, слушая музыку? Ответы детей.

Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка? С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!

Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

Дети делятся своими наблюдениями. (Греет солнышко, тает снег, появляются проталины, возвращаются перелетные птицы и т.д.) 

Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?  Ответы детей. (Голубой, нежный, чистый)

А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он? Ответы детей.

Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

Теперь из этих маленьких отдельных рисунков  на доске создадим общий весенний пейзаж.

3. Звучит музыка «Солнечная капель» - дети прикрепляют картинки. 

Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась? Ответы детей

Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей? Ответы детей.

Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады? Ответы детей. 

Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам – 
Веселые, живые,
Как маленькие детки.

А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в  воскресенье?
Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

Дотрагиваюсь до детей веточками вербы и дарю их детям. 

Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их.

Дети украшают веточки бантиками, фоном звучит музыка.

Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

Ответы детей. 

Сегодня мы с вами поговорим о Великом Православном празднике Весны – Пасха.

Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.

Воспитатель:Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!». Для многих людей этот праздник ещё и начало весны.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

Дети подходят к колоколу и загадывают желания, фоном звучит музыка.

Очень красивый обычай! А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

Ответы детей (красят яйца, пекут куличи, готовят пасху, ходят христосоваться и т. д.). 

Украшают дом, пекут куличи, красят яйца. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца.

«Дорого яичко к Христову дню» - говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим их друг другу?

Потому что яйцо – это символ солнца, новой, чистой, светлой жизни, символ надежды. На Руси верили, что освящённое яичко убережёт от болезней, бед и невзгод.

Посмотрите на наши картины. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца, а называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.), а где крашенки (просто окрашенные яйца).

А сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас в творческую мастерскую. Дети занимают места за столами, приступают к работе.

Пальчиковая игра

Весенний день!                       хлопать в ладоши

На дворе звенит капель.       встряхивать кистями рук

По полям бегут  ручьи.          волнообразные движения рук

На дорогах лужи.                   руки соединить перед собой

Выползают муравьи              «пробежать» пальчиками по бедрам

После зимней стужи.             к колену

Пробирается медведь           «переступать» большими пальцами                                                

Сквозь лесной валежник.       мизинцами по бедрам

Стали птицы громче петь,      взмахи кистями рук

И расцвел подснежник.          сложить из ладошек бутон и открыть его

Самостоятельная деятельность детей.

Звучит фоном музыка. 

Во время деятельности детей помогаю детям советами, обращаю внимание на образцы, напоминаю об аккуратности.

Пока окрашенные яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными пасхальными яйцами с символами. 

На Пасху есть обычай! На этом блюде картинки с изображением самых разных пасхальных яиц. Вы все по очереди сейчас подойдете и возьмете по одной картинке. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт.

Дети по очереди подходят берут по одной картинке, всем объясняю смысл изображения на пасхальном яйце. 

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С вербой– от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С дубовым листом и зайчиком  –– этот символ означает храбрость, будешь сильным.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем.

Игра “Гори, гори ясно”. Музыкальный фон.

После игры дети остаются в кругу. 

Музыкальный фон «Пасхальная песня».

Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили.

Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

В светлый праздник Пасхи все люди, взрослые и дети, верят в доброту, все ждут только хорошего. «Христос воскресе!». Так приветствуют люди друг друга в день Пасхи. И отвечают: «Воистину воскресе!». Посмотрите в окно – всё вокруг оживает и цветёт. С праздником вас, ребята! Оставайтесь такими же послушными и старайтесь помогать друг другу во всём. Давайте постараемся сделать наш мир чище и добрее. 

 

.  .  .