Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие самостоятельности детей второго раннего возраста

Дата публикации: 2020-09-18 12:26:16
Статью разместил(а):
Беккер Наталья Алексеевна

Развитие самостоятельности детей второго раннего возраста

Автор: Беккер Наталья Алексеевна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: данная статья о развитии и воспитании самостоятельности детей второго раннего возраста. В статье даны советы и правила по развитию самостоятельности детей 2-3лет, а так же рассмотрены некоторые виды детской деятельности, где ребенок может проявить самостоятельность, описаны рекомендации по организации гигиенических процедур, одеванию, организации питания и привлечения детей к трудовой деятельности. Так же в статье даны советы, как научить ребенка играть самостоятельно, какие игры и игрушки лучше подойдут для организации игрового пространства детей второго раннего возраста.

Ключевые слова: положительная мотивация, развитие самостоятельности, дети раннего возраста.

 

Воспитание у малыша самостоятельности начинается уже в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая, дружелюбная атмосфера в семье – важнейшая предпосылка для оптимального развития ребенка.

С раннего возраста необходимо подводить детей к решению простых задач, чтобы постепенно приучать их к выполнению определенных требований. К 3 годам малыш стремится выполнить любые действия с предметами самостоятельно. Отечественные педагоги отмечают, что дети 2-3 лет проявляют желание не только отображать действия взрослого в игре, но и подражать их реальным трудовым действиям. Обучая детей первым трудовым действиям, взрослый воспитывает у него важное качество – самостоятельность.

В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослого. Сначала надо обязательно очень точно показать малышу, что он должен делать. После того как он освоит отдельные движения, необходимо положительно настроить его на выполнение каждого задания. Важно при этом, чтобы ребенок ощущал доверие родителей к себе. Поэтому обращаться к ребенку в этом случае надо таким образом, чтобы в высказывании взрослых звучала положительная мотивация, например: « А теперь ты можешь раздеться самостоятельно, а потом мы пойдем купаться».

В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка проявляются выраженная потребность многое сделать самостоятельно. И формулировка «ты можешь» отвечает стремлению ребенка, способствует его развитию. Каждый самостоятельный поступок малыша обязательно нужно отмечать и хвалить его за это. Снял ребенок колготки – необходимо сразу же похвалить его, даже если пришлось терпеливо ждать, пока он закончит эту еще трудную для него процедуру. Только так можно помочь ребенку. Только так он с радостью будет выполнять необходимые действия. А это, в свою очередь, прибавляет ему уверенности в себе, и помогает сделать его самостоятельным. Главное, чтобы взрослые каждый день давали ребенку почувствовать, что он уже в состоянии самостоятельно сделать то или другое дело.

Самостоятельный, уверенный в себе ребенок легче адаптируется в окружающем мире. Он открыт для новых впечатлений и нового детского опыта.

Педагоги и психологи определили семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка:

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам («вместе» с ребенком, а «не вместо него»).

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам, из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка, мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Как научить ребёнка самостоятельности?          

Самостоятельность ребёнка ярко проявляется уже в 2 года. Мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика не достаточно развита, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни.

Как же научить ребёнка самостоятельности? Рассмотрим некоторые виды деятельности, в которых дети второго раннего возраста могли бы проявить самостоятельность.

Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук. В первую очередь обеспечьте доступ к воде с помощью специальной лесенки или скамеечки. Это позволит дотянуться до крана. Сначала освойте поворотные движения с краном, чтобы малыш мог сам включать и выключать воду. Вы сразу заметите его интерес, как только он освоит это движение. Будьте готовы к тому, что ребёнок бесконечно долго открывает и закрывает кран, пока не освоит этот навык. Позвольте ему делать это столько времени, сколько потребуется. Когда ребёнок научится закрывать и открывать кран, вдоволь набултыхается в воде, самое время познакомить его с мылом. Покажите на собственном примере — как намыливаете руки, смываете мыло и вытираете полотенцем. Полотенце должно быть в свободном доступе — висеть на крючке, который находится на высоте роста ребёнка. То есть он вытирает руки не тогда, когда вы сняли полотенце с высокого крючка и подали, а тогда, когда у него возникло это желание. На любом этапе это должно быть его собственное решение. Собственное полотенце становится вещью, за которую ребёнок несёт ответственность. Если он испачкал полотенце, попросите кинуть в корзину для грязного белья или загрузить в стиральную машину. При разборе постиранного белья — повесить самостоятельно на сушилку, а когда высохнет — вернуть на крючок.

Дети очень любят возиться в воде. Это значит, что её будет вокруг очень много, особенно на первом этапе. Поэтому нужно продумать, как, что и куда переставить, подстелить, положить, чтобы пролитая вода не превратилась в ремонт или в потоп у соседей. Если будет неудобно, есть вероятность, что малыш запротестует или отвергнет слишком сложную деятельность. А это нежелательно, ведь задача взрослого — мотивировать ребёнка к освоению новых навыков.

В 2 года ребёнок активно участвует в своём одевании, он уже способен дотянуться до одежды и как-то помочь — тянуть руками вверх или вниз.

У каждого элемента одежды есть свой алгоритм одевания. Как только освоили один вариант одевания, меняем формат и предоставляем ребёнку больше самостоятельности — где-то подтягиваем, где-то не подтягиваем. То есть на начальном этапе мы максимально участвуем, а на последнем не участвуем совсем.

Для того чтобы облегчить процесс одевания, важно выбрать «правильную» одежду, обустроить удобное пространство и освоить алгоритм одевания, то самое поступательное участие взрослого в процессе. Поощряйте любые попытки младенца поучаствовать в одевании, за что-то взяться, куда-то потянуться и сделать выбор. Выбор — это очень важно, его нужно предоставлять как можно раньше. Так у ребёнка появится больше времени потренироваться в накоплении опыта.

Культура питания. Дети второго раннего возраста вполне готовы самостоятельно держать правильно ложку и правильно сидеть за столом. Желательно, чтобы у ребенка был удобный стул, который позволял бы ему сидеть за столом вместе с родителями или удобный детский стол и стул для приёма пищи. Предложите ребенку выбрать ложку, спросите: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» Покажите две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. Покажите, каким образом вы держите ложку и как правильно брать пищу из тарелки с помощью ложки.

Детей второго раннего возраста можно и нужно привлекать к приготовлению еды. Что-то перемешать, добавить, переложить, насыпать, долить — это первый этап совместной готовки.

Если вы готовите тесто и что-то досыпаете, предложите малышу перемешать. Изначально для перемешивания берите жидкую субстанцию, а как только ребёнок закрепил навык, уплотняйте консистенцию.

Предлагайте ребёнку украшать торты и пирожные или раскладывать ингредиенты на пицце. Если вы не готовы смириться с тем, что еда будет выглядеть не очень эстетично, разделите на двоих — вы украшаете своё пирожное, а ребёнок — своё. И пусть он делает с ним всё, что хочет. Ребенку важно собственное участие, ощущение своего могущества, что ему уже столько всего доверяют.

Кулинария начинается с простейших вещей, таких как салат. При его приготовлении ребёнок учится нарезанию и перемешиванию. Сейчас есть приспособления, которые вызывают у мамы меньше тревоги, за то, что ребёнок порежется. Это волнистые, пластиковые и закруглённые ножи. Но одна сторона всё равно должна быть режущая. В нарезании важно полное сопровождение взрослого на начальном этапе. Потому что любой нож — это повышенный уровень опасности.

Как только вы будете уверены, что навык сформирован, то можете постепенно предоставить ребенку больше самостоятельности, но всегда присматривайте за его действиями.

Трудовые поручения. Детям второго раннего возраста можно доверить уход за растениями. Покажите, как поливать цветок, протирать или опрыскивать листья. Губку, лейку и опрыскиватель держите недалеко от растений, в доступном для малыша месте. Так у него появится дополнительный стимул для самостоятельных действий.

Чтобы не пострадали обои или пол, оборудуйте для цветка специальное место. Можно застелить плёнкой или поставить в глубокий поддон, в зависимости от того, к чему наблюдается склонность — поливать по 10 раз в день, или брызгать.

Губка для протирания листьев должна помещаться в ладонь малыша, а лейка и опрыскиватель быть объёмом не больше 100 мл.

Уборка — глобальная сфера участия ребёнка в жизни семьи. К ней мы относим протирание пола и пыли с полок, сметание со стола и подметание пола. В уборке важней не столько навык, сколько правильно подготовленное пространство. Изначально малыш участвует в уборке совместно со взрослым, затем вы можете поместить в свободный доступ его собственные ведро, тряпку и щётку.

Начинайте с кафельного пола или линолеума, где количество разлитой воды не имеет большого значения. А с формированием навыка, когда вы увидите, что воды на полу немного, можно приступать к деревянному полу, ламинату.

Основная задача взрослого — предоставить настолько много свободы, чтобы ребёнок перестал в нём нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткое осознание цели и её значимости, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Да, до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно, а сейчас он уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете «замок», а он тянет вверх «собачку».

Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Этот эмоциональный фон передаётся детям. Так вы показываете, что это не обязательства, которые они в этом возрасте ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, то это не значит, что начиная с этого момента, вы не будете ему помогать. У него, как и у взрослого, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь. И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык. И здесь нужно иметь мудрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будут идеально стоять книги на полке, не будет идеально украшен пирог или подметён пол. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам - двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей второго раннего возраста — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста, соразмерности; чтобы тряпка,  губка или мыло помещались в ладони. Важно показать ребенку то или иное действие столько, сколько это будет необходимо ребенку.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков, желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. За исключением случаев реального вреда для ребёнка, окружающих людей или предметов. Во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.

Факторы, которые негативно влияют на самостоятельность:  

1. Нехватка внимания со стороны родителей из-за занятости на работе.

2. Изменения в семье (прибавление, переезд, развод, скандалы, выход на работу мамы или папы).

3. Отсутствие своего уголка, игровой зоны.

4. Отсутствие распорядка дня. 

5. Гиперопека. 

Как научить ребенка играться одному – пошаговая инструкция:

1. Начните играть вместе с ребенком. Если у него что-то не получается, помогайте ему до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет навыком.

2. Наблюдайте за игрой ребенка (займите позицию наблюдателя).

3. Восхищенно комментируйте действия малыша. Оставьте малыша за уже знакомой игрой на 5-10 минут, а затем оцените его труды и самостоятельность. Похвалите и обнимите.

4. Постепенно время самостоятельной игры будет увеличиваться. Главное – действовать мягко, не принуждать ребенка, а поощрять.

В арсенале нужно иметь хотя бы с десяток разноплановых вариантов игр.

Приведем несколько примеров игр.

Нарисуй. Ребенку даётся задание нарисовать подарок бабушке или маме. Чтобы повысить заинтересованность, можно предложить ему использовать трафареты, фломастеры, печати и др.

Построй домик для кукол или гараж для машин. Практически беспроигрышный вариант – попросить малыша подготовить место для дальнейшей игры со взрослым. Он должен соорудить, к примеру, гараж из блочного конструктора, после чего мама включится в игру.

Заполни пробелы. Взрослый вырезает из цветной бумаги сердечко, домик, собачку, машинку или любую другую фигуру. Затем в серединке делает пробелы. Для первого раза можно вырезать 3 квадратика. Фигура наклеивается на белый лист, квадратики кладутся рядом. Ребенок должен поставить их на место. Позже игра усложняется большим количеством пробелов, их различной формой.

Правильный выбор игрушек и игр – это первый шаг к успеху. Важно, чтобы ребенок мог проявить фантазию, например что-то построить, нарисовать, слепить. Это также позволит насладиться и похвастаться плодами своих трудов.

Игрушки, которые подходят для самостоятельных игр детям 2-3 лет: пазлы, конструкторы, бизиборд, аппликации с наклейками, мозаика, фигурки героев, атрибуты для ролевых игр (в доктора, строителя, парикмахера), дом для кукол, железная дорога, паркинги. Девочкам нравиться готовить в игрушечной посудке, подражая маме, мальчикам – что-то чинить, как папа. Простые на первый взгляд игрушки увлекают детей гораздо сильнее, чем современные говорящие куклы и роботы. На развитие самостоятельности влияет множество факторов, в том числе и темперамент ребенка. Но даже в самых сложных ситуациях помочь ребенку можно и нужно.

Тренируйте воображение. Предложите вместе придумать сказку, играйте в ролевые игры, разговаривайте с героями и фигурками. Просмотр мультфильмов ограничьте 25 минут в день. Тренируйте память и концентрацию внимания. Попросите ребенка запомнить предметы на столе. Затем незаметно спрячьте один. Малыш должен вспомнить, какого предмета не хватает. Также полезно учить стишки, пересказывать сказки, читать книжки. Вселяйте уверенность в собственных силах. Хвалите малыша за любые успехи, подбадривайте, если у него что-то не получается. Поощряйте интересы и стремления. Не спешите одергивать ребенка, если он ковыряется в грязи, подымает дождевого червя, собирает палочки или рвет цветы. Позвольте ему выбрать занятие по душе.

В попытке научить ребенка играть самостоятельно, нельзя забывать о его безопасности. Игровое место должно быть удобным, теплым, без острых углов и проводов. Если малышу еще нет 3 лет, нельзя оставлять его с мелкими предметами, которые можно засунуть в нос или ухо, проглотить.

Рано или поздно усилия родителей будут вознаграждены, малыш станет самостоятельным. Не пройдет и 10 лет, как капризный мамин сыночек (или дочка) превратится в подростка, имеющего свои секреты и личную жизнь. Любите своего малыша таким, какой он есть, будьте терпеливы и результат не заставит себя ждать!

 

Список литературы:

1. Корчагина И.Л., Гаранина О.В. Один дома. Как воспитать самостоятельность у ребенка от 0 до 4 лет. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 224с.

2. Филоненко Е. Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 189с.

3. Юдина Р.А.  Я сам! Развитие самостоятельности у детей. – М.: Карапуз, 2016. – 18с.

 

.  .  .